Cотрудники Краснояружского краеведческого музея организовали выставку, посвящённую ёлочным украшениям ХIХ века, истории их создания и развития. «Тайна новогодней игрушки» - так называется выставка.
Нет большего удовольствия, чем перебирать коробки, в которых хранятся вещи, помнящие руки наших близких, дорогих людей. Они сохранили ауру того времени, а прикосновение к прошлому - это всегда так приятно и волнительно.
Когда директор музея Евгения Вячеславовна Трифонова предложила организовать такую выставку, поначалу были опасения, что она будет выглядеть уж очень скромно: в фондах музея изначально хранилось совсем немного экспонатов. Но хорошую идею поддержали сотрудники музея, работники соседних организаций, многие жители посёлка. Они стали приносить игрушки из своих домашних коллекций, в итоге получилась настоящая выставка, на которой представлены двести поистине уникальных экспонатов.
- Первым дарителем ёлочных игрушек стала пенсионерка, бывший научный сотрудник нашего музея Нина Алексеевна Фролова, - говорит Е.В.Трифонова. - Она передала в музей коллекцию из 45 ёлочных игрушек-«малюток» для сувенирной настольной ёлки. Игрушки выпущены до 1966 года. Кстати, решением международной организации коллекционеров ёлочных игрушек «Золотое сечение» старинными признаются игрушки, произведённые до 1966 года. Так что этот дар - неоценимое приобретение для коллекции.
Педагог дополнительного образования по основам православной культуры Валентина Петровна Вдовытченко передала в фонд фигурку Деда Мороза.
Некоторые люди поделились своими ёлочными игрушками только на период выставки.
Технический работник культурно-исторического центра Любовь Николаевна Ивкина принесла большую коллекцию стеклянных игрушек. Любовь Николаевна часто переезжала с места на место, но никогда не расставалась со своими игрушками, которые напоминают ей о детстве.
Каждый из экспонатов имеет свою историю.
Особое место занимают игрушки довоенного времени. Есть среди экспонатов и первая ёлочная мишура. Она сделана из тонкого металла.
Старые электрические гирлянды по сравнению с современными собратьями просто артефакты. По нынешним меркам они, конечно, примитивные - разукрашенные лампочки, соединённые в одну цепь, они просто светились, без «перемигивания». Но даже светящиеся лампочки были большим прорывом по сравнению со свечами, которыми украшали ёлки в начале XX века. К тому же они в разы снижали риск возникновения пожаров.
В годы Великой Отечественной войны выпускались игрушки героической тематики. Это были в основном жестяные фигурки, которые сейчас у коллекционеров пользуются огромным спросом.
Игрушки 60-х годов прошлого века были очень разнообразными. Всё, чем жила и гордилась страна, вывешивалось на ёлку: «космонавты», «ракеты», «часики» из фильма Э.Рязанова «Карнавальная ночь»… А по фигуркам детей можно проследить моду того времени: дети в коричневых пальто с чёрным воротничком, в шароварах с начёсом, шарфах, пионерских галстуках…
Много стеклянных игрушек создано по мотивам сказок А.С.Пушкина. В 70-80-х годах в моду вошли шарики, шишки, сосульки.
Люди стали обильно украшать ёлку «дождём» из фольги. Производство игрушек было поставлено на поток, поэтому они, как и открытки того времени, были без особой «изюминки». Но зато стоили недорого, и простые советские граждане могли покупать их каждый год.
В девяностых годах в моду вошла традиция украшать ёлку шарами двух цветов: голубой-серебряный, красный-золотой и т.д. Стало модным завязывать на ветвях парчовые банты. И никакой мишуры! Правда в домашних условиях эта мода не прижилась, а вот в офисах и магазинах и сейчас предпочитают украшать ёлки на западный манер.
Единственный в России музей новогодней игрушки находится, как и положено, на её родине, в подмосковном городе Клин - на фабрике ёлочных игрушек. О том, как она зародилась, есть красивая легенда. Будто бы когда-то в маленькой мастерской стеклодувы делали только стеклянные пузырьки. Работал там и талантливый мастер Григорий. И вот однажды перед Рождеством он увидел заплаканного мальчика, которого местный барин выгнал из дома за то, что он уронил коробку и разбил стеклянные шары, привезённые из самой Германии. Григорий решил помочь мальчику и за ночь выдул дивные шары. С тех пор в тех местах стали выдумывать игрушки, а маленькая мастерская превратилась в большой завод, который и поныне славится своими ёлочными игрушками.
Кстати, как свидетельствуют исторические источники, в биографии ёлки - символа Нового года - немало трогательных, прекрасных и печальных моментов. Была ёлка и языческой, и христианской, и репрессированной, и реабилитированной. Путь лесной красавицы к всеобщему почитанию непростой.
У русичей символом радости и благополучия считалась вовсе не ель, а берёза. Ель воспринималась как спутница несчастья. Поэтому подписанный Петром I Указ о праздновании нового года на западный манер народ воспринял с опаской.
Традиция наряжать ёлку прижилась не сразу, лишь в середине XIX века стала повсеместной. Тогда состоятельные обыватели повально увлеклись обустройством рождественских ёлок для своих детей и детей прислуги. Возможно, это было связано с тем, что в Петербурге в то время треть населения составляли немцы. Именно тогда Рождество стали отмечать не только как церковный, но и как светский праздник. Вместе с этим в России появилась и мода на ёлочные украшения. Поскольку традиция наряжать ёлку пришла к нам из Германии, то первые игрушки тоже привозились оттуда. Особой популярностью пользовалась тогда двухсторонняя игрушка - два склеенных между собой кусочка картона с зеркально расположенным на них рисунком, украшенная фольгой.
Первая публичная ёлка была установлена в России в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала в Петербурге. В домах обеспеченных людей тоже стали наряжать ёлки. Этот волшебный процесс рождал в сердцах детей и взрослых предвкушение праздника.
Из поколения в поколение передавались воспоминания о празднике как о волшебном чуде. Обычно покупалось несколько ёлок, чтобы из них сделать одну - больше и пушистее. Её украшали два-три дня. На ёлку надевалось шесть обручей, перевитых золотой бумагой, на макушку всегда крепили звезду. Украшали ёлку всевозможными безделушками, сделанными своими руками.
После революции празднование религиозных праздников было под запретом, в том числе Рождества и Нового года. Производство ёлочных игрушек прекратилось. Лишь в 1935 году вышло постановление ЦК ЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать ёлки для детей. Началась и новая эра ёлочных игрушек…
- 1889 просмотров
Отправить комментарий