КАК В КРАСНОМ СОХРАНИЛИ ПАМЯТЬ О СЕЛЬСКОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ
Едва заметная улыбка, уложенные наверх по моде тех лет волосы, закрытое строгое платье… В кабинете истории Красненской средней школы им. М. И. Светличной рассматриваю копию фотографии в рамке. Это сама Мария Светличная — женщина, благодаря которой 130 лет назад дети волостного села Красного Коротоякского уезда Воронежской губернии начали обучаться грамоте. История жизни Светличной вплелась в историю целой страны, а стараниями её учеников в память о ней назвали одну из улиц райцентра.
В поисках учителя
В Красное мы въезжаем по улице им. Светличной. Движемся прямо — до Свято-Ильинского храма. Каменный, построенный в середине XIX века на месте деревянного, он стоит уже на Октябрьской улице, но сыграл одну из главных ролей в жизни Марии Светличной.
Наша первая точка в райцентре — местная средняя школа, расположенная неподалёку. Она, как и улица, носит имя Марии Ивановны.
Учитель истории и обществознания Владимир Мамонов раскладывает на парте портреты из школьного музея.
— Светличная первая, Светличная вторая, Иван Васильевич Светличный… — перечисляет Владимир Иванович. — Все они были учителями Красненской школы из одной семьи.
К концу 80-х годов XIX века село Красное Коротоякского уезда Воронежской губернии населяло чуть менее трёх тысяч человек, а грамотными из них была едва ли сотня.
— Жили здесь в основном крестьяне плюс небольшая прослойка мелких купцов, — рассказывает Владимир Мамонов. — Дорог практически не было, связи тоже. Первый телеграф и телефонную станцию поставили тут только в 1912 году.
При этом в 1872-м в селе открыли двухклассное уездное училище, где первым учителем числится Зинаида Петрова. А в 1889 году Красненское сельское общество при содействии Коротоякского земства решает построить в селе здание церковно-приходской школы. Сохранилось оно, к слову, и по сей день и расположено у того самого Свято-Ильинского храма. На строительство ушло два года, и когда в 1891 году здание было готово, встал вопрос об учителе, который бы там работал. Год, который ушёл на поиски, школа, по словам Владимира Мамонова, простояла пустой.
В 1892 году в Красное приехала выпускница Воронежского епархиального женского училища Мария Светличная. Задачи перед ней стояли не из простых: не только набрать первых учеников в классы, но и в целом наладить до этого не существовавший в селе механизм обучения крестьянских детей грамоте.
Что известно о Марии Ивановне до того, как она стала первой красненской учительницей? На самом деле, немногое. По некоторым сведениям, по своему сословию она принадлежала к духовенству. Это подтверждается её годами учёбы в Епархиальном женском училище, куда поступали девочки из семей священников для подготовки «духовного сословия образованных и достойных жён, матерей, хозяек и помощниц мужьям в деле народного образования». Знают, что родилась она в 1872 году, но месяц и день её рождения неизвестны, равно как и место. Считается, что Мария рано осталась сиротой и её воспитание взял на себя родственник-священник, служивший недалеко от Красного — в Свято-Троицком храме села Станового Чернянского района. Даже девичью её фамилию — Светличной она стала по мужу, дьяку красненской церкви, — доподлинно назвать нельзя.
Первый раз в первый класс
По приезде в Красное молоденькая учительница с трудом набрала свой первый класс. Не готовы были ещё местные крестьяне к тому, чтобы отдавать занятых по хозяйству детей в школу, поэтому за парты в тот год село меньше 10 ребятишек.
— С одним из первых этих учеников, Кузьмой Крыловым, мне довелось побеседовать, когда я сам начал работать в школе, — рассказывает Владимир Мамонов. — Ему было уже 98 лет, но он многое помнил и рассказал о Марии Ивановне.
Известно, что красненские ученики осваивали тут четыре класса. А значит, в соответствии с изданными в 1884 году «Правилами о церковно-приходских школах» их обучали письму, чтению, арифметике, Закону Божиему (его, по рассказам старожилов, преподавал местный священник), истории и церковнославянскому языку.
— Через два года в первый класс пошло больше 30 детей, — говорит Владимир Иванович. — Всего в школе было два класса. Дети занимались в одном помещении, сидели рядами за большими столами.
Вместе с Марией Светличной тут работала и Ольга Юнгерсон. Только Мария Ивановна задержалась в Красном на 44 года — всё это время она была учительницей и практически бессменным директором сельской школы. А ещё в историю образования Красненского района Мария Светличная вошла как просветительница.
— По сути дела по собственной инициативе она вела санпропаганду в селе, — рассказывает Владимир Иванович. — И это дало свои плоды в конце XIX века, когда случилась вспышка холеры.
Как пример Владимир Мамонов приводит рассказ одного из её учеников — Дмитрия Ильина. В школьном музее хранится и его фотография.
— Сам он всю жизнь проработал фельдшером и вспоминал, что случилось однажды в школе. Тогда бичом стали вши. Он приходил на уроки, почёсываясь, и Мария Ивановна появилась у них дома и рассказала, как с этим бороться, и принесла мыло и дуст, которым вшей вывели у всей семьи, — говорит Владимир Иванович. — Это показывало её человеческие качества, прежде всего. А Ильин со временем окончил Острогожское медучилище и работал здесь. Он был человеком старой закалки, готовым пешком обойти район, если нужно. Наверняка есть в этом вклад и Марии Светличной.
Учительская династия
Церковно-приходские школы в Российской империи находились в ведении Святейшего синода. За их благосостоянием следили попечительские советы.
— Красненское сельское общество засевало специальные общественные десятины земли, в пересчёте на нашу систему мер — около 40 гектаров, урожай сдавали и на вырученные деньги обеспечивали школу. Также заготавливали и привозили дрова для отопления, — рассказывает Владимир Мамонов. — Плюс Коротоякское земство выделяло какую-ту сумму, то есть платило Светличной заработную плату.
Интересно, что при Марии Ивановне в школе открылись классы пения и рукоделия для девочек.
В 1917 году церковно-приходские школы перешли под контроль Министерства народного просвещения. По словам Владимира Ивановича, за школьные парты всегда сажали детей одного возраста, не изменило этого и время Гражданской войны. Тогда школа, к слову, не закрывалась. Перерыв в её работе случился лишь однажды, в 1921 году, когда в Красном настал голод.
— Сами понимаете, какая в Гражданскую войну зарплата? За счёт подсобного хозяйства школа выживала. А в 1918-м Светличная добилась от сельского совета, чтобы в школе организовали питание для детей бедных семей. В голод в доме священника, который к тому времени уехал из Красного, сделали общественную столовую, где кормили ребятишек.
В 1922 году учебное заведение, где она продолжала работать, стало школой первой ступени. Спустя шесть лет при школе открыли ликбез, вела его, несмотря на солидный возраст, вновь Мария Ивановна. В 1930 году красненская школа стала семилеткой, а ещё через шесть лет — средней. В этом же году Мария Ивановна уехала из Красного.
Вслед за ней в педагогику пришли дочь, сын и две невестки. Так что можно сказать, что Красное имело в те годы свою педагогическую династию. Дочь Александра занималась культурно-просветительской деятельностью, устраивала спектакли. Сын Марии Светличной, Иван Васильевич, преподавал в школе в конце 20–30-х годов русский язык. Его супруга, Александра Антоновна, работала здесь в начале 30-х годов и вела несколько предметов. Учительницей русского языка и литературы с 1922 по 1934 год тут была и Зинаида Светличная — жена ещё одного сына Светличной. И это трагическая страница в жизни учительской династии.
— В 1918 году в Красном произошло восстание против продотряда, — рассказывает Владимир Мамонов. В него оказались вовлечены муж Марии Ивановны и старший сын. Когда восстание подавили, расстреляли обоих. Как звали старшего сына — неизвестно, найти это в воронежском архиве уже невозможно. Дело в том, что довоенные документы Коротоякского уезда и тогдашнего Уколовского района в 1942 году ушли под воду в Дону.
По воспоминаниям местных жителей, Светличные уехали из Красного всей семьёй. Они перебрались в Донецк. От Ивана Светличного, который много лет спустя приехал в Красное, известно, что его мать умерла в Великую Отечественную войну, когда Донбасс был занят фашистской армией.
— В 1977 году с ним устроили встречу в школе. Он много рассказывал о матери, — говорит Владимир Иванович. — Сам Иван Васильевич окончил Донецкий пединститут. Он проработал в одной из донецких школ до глубокой старости.
«Благодаря Марии Ивановне»
Как же вышло, что имя Марии Светличной стали носить средняя школа и одна из улиц Красного? В этом есть большая заслуга одного из её выпускников, Михаила Кузнецова. Он родился в нынешнем райцентре в 1912 году, в 1925 году окончил местную школу первой степени.
— Затем он поступил в техникум, а позднее в горный институт. До выхода на пенсию он работал на Донбассе горным инженером. Выйдя на пенсию, купил домик на родине и стал добиваться того, чтобы увековечить имя своей первой учительницы, — комментирует Владимир Мамонов. — Он сказал: «Я простой крестьянский мальчик. Мои родители не умели читать и писать. А благодаря Марии Ивановне я добился многого».
Владимир Иванович добавляет: зимой 1993 года он стал собирать подписи за новое название улицы, в 1994-м ей присвоили имя Марии Светличной.
К слову, Михаил Кузнецов вместе с Иваном Светличным передали в школьный музей фотографии, которые мы рассматриваем вместе с Мамоновым. Так, фотографию самой Светличной принёс в школу Кузнецов.
Где эта улица, где этот дом
Улицей им. Светличной стала та, которая начинается фактически в центре Красного. От начала и до конца её пересекают ещё несколько сельских улиц. На ней стоят частые одноэтажные дома, административные здания, например Красненская центральная районная больница, местный физкультурно-оздоровительный комплекс, магазины. Мы приехали в Красное летом, когда по обе стороны улицы им. Светличной зеленели деревья и кустарники. Практически невозможно проехать мимо стадиона «Центральный»: взгляд притягивают к себе скульптуры советского детства — футболист и лыжница. Каждая из них, метра два с половиной в высоту, занимает свой постамент и смотрит на улицу им. Светличной. Наверняка на открытии стадиона побывали бывшие ученики Марии Ивановны.
— Стадион, который раньше назывался «Урожай», открыли в 1956 году. И тут как будто всё осталось застывшим с того времени, — рассказывает Владимир Мамонов. Он считает, что обе скульптуры тут поставили в этот же год. — Обратите внимание на широкие лыжные штаны, они явно хрущёвского периода.
Улица им. Светличной небольшая, и заканчивается она практически на въезде в село со стороны Белгорода. А мы уже знаем от Владимира Ивановича, что там же, чуть в стороне, можно увидеть бывший межколхозный пионерский лагерь, а до этого — местную выставку достижений народного хозяйства. Тут нас встречают колхозница с фруктами и мужчина с девочкой на плече — ещё один привет из СССР.
Но вернёмся в начало улицы — туда, где она пересекается с Октябрьской. Именно тут, у храма, до сих пор стоит здание церковно-приходской школы, где работала Мария Ивановна. Оно сохранилось до наших дней в первозданном виде — одноэтажное, с прочными метровыми стенами и окнами в завитках. Сегодня это здание общественного назначения, где размещаются сразу несколько ведомств и учреждений, к примеру опорный пункт полиции № 1. Тут же за деревьями усматриваем табличку: «В этом здании жила и работала с 1892 по 1936 гг. первая учительница Светличная Мария Ивановна».
Вот только, строго говоря, жила она в доме напротив — он, уже обложенный кирпичом, до сих пор стоит на углу двух улиц.
— Я его помню ещё с большими резными деревянными воротами, — говорит Владимир Мамонов. — И можно представить только, как он выделялся из ряда крытых соломой домиков во время Марии Ивановны.
Интересно, что и сейчас в этом доме на улице Октябрьской живёт учитель. А это значит, что история порой делает причудливые повороты.
- Комментировать
- 6318 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад