Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из тех сфер, где накопилось множество проблем и где жизненно необходима модернизация. В том числе об этом шла речь на встрече президента России Дмитрия Медведева с активом партии «Единая Россия», которая состоялась 28 мая 2010 года.
Качество коммунальных услуг, уровень нормативов и тарифов, обоснованность их роста - вопросы, которые касаются каждого гражданина России. Это действительно так. Статистика показывает, что оплата услуг ЖКХ является одной из самых затратных статей в бюджете российских семей (больше тратится только на питание), и эта доля растёт. Если в конце 2008 года в структуре расходов российских домохозяйств услуги ЖКХ занимали 9,3 процента, то в конце 2009 года - уже 10,1 процента.
Особое значение ЖКХ имеет и в целом для российской экономики. Это огромный рынок: годовой объём оказываемых предприятиями и организациями отрасли услуг составляет 1,2 трлн рублей, или примерно 3 процента ВВП. И модернизация ЖКХ - задача действительно общенационального масштаба.
Но для граждан, безусловно, важнее вопросы, с которыми они сталкиваются каждый день или, по крайней мере, каждый месяц, - это качество услуг и суммы, которые стоят в платёжках. Только за первый месяц текущего года при общем индексе потребительских цен в 101,6 процента (по отношению к декабрю 2009 года) индекс цен на жилищно-коммунальные услуги составил более 110 процентов. А были примеры, когда люди получили квитанции, в которых квартплата выросла вдвое! Понятно, что в разных городах были разные причины - где-то происходил перерасчёт, где-то льготы заменялись субсидиями. Но проведённый мониторинг показал, что не все причины повышения тарифов можно назвать объективными и разумными.
6 марта 2010 года я провёл селекторное совещание в рамках Ассамблеи российских законодателей. Мы приняли решение создать депутатскую комиссию, которая сейчас работает с конкретными регионами, выявляя случаи необоснованного повышения тарифов и предлагая рекомендации по их снижению.
В моих региональных поездках тема ЖКХ также постоянно поднимается. Например, 27 мая я был в Архангельске - кстати, по ситуации в этом регионе у депутатской комиссии были вопросы. Сейчас там принят ряд необходимых решений: в частности, снижен с 22 до 19 процентов порог расходов семьи на оплату услуг ЖКХ, начиная с которого возникает право на субсидию, приняты решения о снижении роста тарифов на отопление с 18 процентов до 15 процентов, в том числе за счёт перевода ТЭЦ на газ.
В целом по стране, по результатам нашего мониторинга, мы увидели, что одна из проблем заключается в том, что сейчас нормативы потребления коммунальных услуг - за исключением нормативов по электроснабжению и газоснабжению - утверждаются органами местного самоуправления. И именно в этих нормативах наблюдается наиболее серьёзное расхождение между разными регионами и даже между разными городами в пределах одного региона. И это расхождение существенно: наверное, 300 литров воды на человека в сутки - это, мягко говоря, несколько завышенная нормативная величина.
Поэтому, во-первых, я призываю всех устанавливать индивидуальные счётчики. Во-вторых, депутаты фракции «Единая Россия» уже внесли законопроект, которым предлагается передать полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Российской Федерации.
По предложению председателя правительства России Владимира Путина депутаты парламентского большинства в Государственной Думе прорабатывают и другие законодательные решения: в том числе, об обеспечении информационной открытости и прозрачности управляющих многоквартирными домами организаций, о мониторинге платежей граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства.
В целом нужен пакет законов, направленных на модернизацию ЖКХ. И некоторые из них уже проходят в парламенте процедуру обсуждения и принятия. 4 июня принят в первом чтении законопроект, который вносит поправки в Жилищный кодекс, возвращающие правительству России ряд полномочий по принятию подзаконных актов в жилищной сфере. В своё время - с 1 января 2009 года - целый ряд таких полномочий был передан Министерству регионального развития. Это и установление правил предоставления коммунальных услуг гражданам, и утверждение типовых договоров найма жилого помещения, и определение порядка перерасчёта платежей за отдельные виды коммунальных услуг и так далее. Однако практика показала, что целесообразно повысить уровень принятия решений и контроля и вернуть соответствующие полномочия правительству.
4 июня во втором чтении принят другой внесённый депутатами законопроект, корректирующий законодательство о концессиях в коммунальном комплексе. Мы считаем, что концессионные соглашения - серьёзный инвестиционный инструмент для сферы ЖКХ. Принимаемые нами поправки упрощают процедуру их заключения в случае, если объектами являются системы коммунальной инфраструктуры. Например, действующие сейчас требования к заключению концессионных соглашений устанавливают, что их объектом может быть только недвижимое имущество. Для «коммуналки», с её технологически сложными системами, такая норма создаёт определённые препятствия. Мы исправляем эту ситуацию - не только недвижимое, но и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, сможет быть его объектом.
Чтобы предотвратить возможные «игры» со стороны концессионеров на завышение тарифов, этим же законопроектом прописывается - как одно из существенных условий соглашения - необходимость указать обязательства по привлечению инвестиций в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также предусматривается ряд других мер, которые будут способствовать прозрачности установления тарифов на услуги, предоставляемые в рамках концессии.
Вообще, примеры необоснованного роста тарифов - лишь отражение общей ситуации в ЖКХ. А её характеризуют монополизм и низкая энергоэффективность.
Многое зависит от того, как выстроены отношения поставщиков услуг с жильцами, с товариществами собственников жилья. Поэтому мы реализуем проект «Управдом», ориентированный на подготовку профессиональных представителей интересов жильцов. Там, где такие представители начинают работать, тарифы ЖКХ снижаются на 25-30 процентов, и монополисты вынуждены внедрять новые технологии энергосбережения для снижения себестоимости оказываемых услуг.
Именно здесь - в энергоэффективности, в борьбе со злоупотреблениями монополий и карманными фирмами чиновников - мы видим магистральное направление преобразований в системе ЖКХ. С этих позиций парламентское большинство и работает над совершенствованием законодательства.
- 1478 просмотров
Проникся идеей !
Модернизация жилищно-коммунального хозяйства, сокращенно ЖКХ, безусловна нужна. Она назрела. Здесь нет ни каких вопросов.
Борьба с карманными фирмами чиновников и монополий это магистральные направление преобразований в системе ЖКХ. Как есть, ни дать не взять.
ЖКХ-управдом-профессиональные представители жильцов-концессионеры-депутаты-монополии-модернизация.
Чего то не хватает...
-Песни!
" Управдом, управдом..."
Проникся идеей, что эта сфера касается каждого, и выдаю гимн новому направлению модернизации.
Если кто-то тормозит
Нужно думать, что грозит, это всем.
И отключеньем, ростом, выселкой,
леченьем.
Если ваше ЖКХ все еще не ваше,
Значит что тут не так,
Или управдом простак.
Или что то не срослось
По делам с концессией,
Монопольная цена не
сошлась с рецессией.
Обеспечим жизнь достойных
Есть еще резервы в нас.
Если нет,тогда разыщем,
Обеспечим, проведем.
И поддержим, когда нужно,
Рука об руку идем.
Когда нужен рост реформы
Мы не станем в стороне
И заплатим, если нужно
Этот ваш тариф вдвойне.
Отправить комментарий