Так называется IV областная выставка декоративно-прикладного творчества, открытая в Белгородском государственном художественном музее.
Можно только представить, насколько трудно пришлось при формировании этой экспозиции (около тысячи работ из 20 районов области!) основным организаторам выставки - сотрудникам Белгородского государственного центра народного творчества. Надо было и лучшее из лучшего отобрать, и «географию» традиционных промыслов не слишком «заузить», потому что выставка всё-таки областная. А в области успешно действуют не только любительские студии изобразительного искусства, но и 23 дома ремёсел, 132 (!) дома мастера, которые объединяют тысячи и тысячи энтузиастов, подвижников, творцов.
Родник талантов
А ведь ещё лет пятнадцать назад невозможно было и помыслить, что родник народных талантов забьёт фонтаном такой силы, что декоративно-прикладное творчество будет пользоваться таким вниманием. И не только среди зрителей. Два года назад губернатор Е.Савченко учредил звание - «Народный мастер Белгородской области». Сегодня оно присвоено почти четырём десяткам мастеров. И выставка «Живёт в народе красота» даёт нам счастливую возможность увидеть их произведения не разрозненно где-нибудь на камерных вернисажах, а вместе - в общей творческой палитре Белгородчины. Увидеть и понять, насколько они разные, титулованные, признанные и совсем молодые, начинающие мастера. В каждой работе, представленной здесь (даже если они выполнены в одной технике), чувствуется неповторимый творческий почерк автора, его волнение, темперамент, особенности образного воображения.
Скажем, сколько раз я восхищалась прекрасными работами известного художника-керамиста из Белгорода Ю.Агафонова и его последовательницы из Борисовки И.Семинихиной.
Восхитилась и сейчас. Но подошла к композициям Е.Абрамовой и Т.Шиян из Старого Оскола и замерла от неожиданности: совсем другие краски, другое решение, другой фантазийный ряд, другая философия творческого мышления. У Шиян - явный интерес к античности, а Абрамова словно бы и не с глиной имеет дело, а вытачивает и обжигает свои изделия из дерева. Даже захотелось потрогать руками, чтобы убедиться, так ли это на самом деле?
Впрочем, и резчики по дереву преподнесли немало неожиданностей. Казалось, что изящные балерины М.Мещерина из Старого Оскола сделаны из подкрашенного фарфора, бюст Льва Толстого, работы В.Баранова - из тёмного, полированного гранита, шкатулки Е.Клименко из Борисовки - выкованы из металла, а шкатулки и вазы Р.Шарафутдинова вырезаны из слоновой кости или морской раковины - такая филигранная пластика. Трудно поверить, что автор этих шкатулок и ваз не учился даже в художественной школе, а всю жизнь проработал в… бухгалтерии. И, тем не менее, мастер доказал, что при любой профессии и в самом зрелом возрасте есть место творчеству и поэтическому вдохновению.
Вышивка - дело мужское
Вот и М.Красовская окончила Свердловский горно-металлургический техникум, работала в Старом Осколе инженером-проектировщиком, а вышла на пенсию и всецело отдалась любимому увлечению - художественной вышивке. Глаз невозможно отвести от её прелестных работ: «Девушка со змеем», «На балконе», «Пара на берегу»… Не меньше удивил и студент Белгородского института культуры и искусств Р.Тагиров, живущий в Яковлевском районе. Принято считать, что вышивание - сугубо женское увлечение. А он не просто опроверг это представление, но и показал чудеса мастерства в искусстве вышивания. Именно в искусстве! Можно лишь поражаться, как ему удаётся в своих произведениях донести не только сюжет («Зима в Вене», «После дождя», «Встреча в парижском кафе»…), но и по-импрессионистки передать атмосферу «открытого» воздуха, чувственного присутствия. И это при том, что в руках не кисть и живые краски, которые можно смешать, а всего лишь иголка и набор разноцветных ниток. Воистину, нет предела творческой изобретательности для талантливого человека, которому подвластен любой материал.
Например, И.Юркина из Нового Оскола создаёт свои «фитонатюрморты» из цветов и листьев, которые у неё не теряют сочности и в засушенном виде. А М.Колчанова из Чернянского района творит свои картины («Эпоха Петра Великого», «Святой Иоасаф Белгородский») из… кусочков бересты. Её землячка Н.Долгова - из золотистой соломки. И тоже не какие-нибудь абстрактные аппликации, а сюжетные произведения: «Российскому флоту - быть!», «Главная летопись России». Несомненным украшением этой экспозиции, как всегда, стали настенные панно, выполненные в лоскутной технике известными художницами М.Кудрявцевой (Белгород) и В.Бочаровой (Старый Оскол). Как всегда, потому что ни одна выставка «Живёт в народе красота» не обходится без их участия. Обе не раз становились победительницами на всероссийских и международных конкурсах. Работы Валентины Бочаровой экспонировались в Италии, Франции, Германии, Японии, США…
Известна за пределами Белгородчины и Ю.Сергиева, которая ведёт студию лоскутной живописи при Старооскольской библиотеке имени Пушкина. Только в Москве было организовано пять её персональных выставок. Далеко не каждому члену Союза художников выпадает такая честь. Так ведь и не каждый профессиональный художник открывает собственную технику. А она открыла, за что и была включена в русскую книгу рекордов Гиннеса и награждена медалью российского клуба «Левша».
Ковёр в технике валенок
Каждая работа, представленная здесь, незабываема и самобытна по-своему. И каждая нашла своих горячих поклонников среди зрителей. Кто-то был в восторге от макраме Г.Фроловой из Губкина; кто-то - от расписанных подносов О.Квашниной из Алексеевки или от матрёшек и шкатулок Л.Ляпиной из Красной Яруги, выполненных в стиле хохломской, городецкой и авторской росписи; кого-то привлекли кованые подсвечники Е.Бейбулатова и Л.Лабора из Белгорода или вырезанные из дерева иконы С.Кириченко из Алексеевки, сувенирные куклы в народных костюмах Ю.Евсюковой из Корочанского района… Кто-то не мог оторваться от огромного ковра «Маки», который Т.Банникова из Старого Оскола не соткала, а сваляла из шерсти. Как валенки, только без применения воды и мыла. Уникальная, на мой взгляд, работа, поражающая и тонкостью исполнения, и роскошью цвета, и необыкновенной мягкостью.
А кружевная «Зимняя сказка» А.Кольцовой из Валуек могла бы посоперничать с узорами Деда Мороза на окнах.
Нашлись почитатели и у валуйских «кутюрье» из театра моды «Дария», а также у художников-любителей, работающих в изобразительном искусстве. И не только в жанре портрета, пейзажа или натюрморта. Надо было видеть, с каким интересом рассматривали зрители сюжетные полотна (в чём-то, несомненно, наивные и технически не совсем совершенные) П.Лактионова из Белгорода («Арест «первого декабриста» В.Раевского», «Пушкин предупреждает В.Раевского об аресте») и Н.Грищенко из Яковлевского района («Бой за Гостищево», «Неожиданный трофей»). Согласитесь, что сами названия работ говорят об исторических пристрастиях авторов, круге их интересов.
И уж, конечно, ни одна женщина не могла остаться равнодушной у витрин с ювелирными украшениями Л.Прун и М.Богатырёвой из Белгорода, выполненными из бисера и природных камней: «Янтарные переливы», «Малахитовый водопад», «Розовый закат», «Турандот», «Принцесса Будур»… Ну кто, хотя бы мысленно, не пожелает примерить этакую красоту на себя? А М.Богатырёва заинтриговала нас не только своими колье, браслетами, брошами, но и не менее ювелирными сумочками. Кстати, впервые на выставке «Живёт в народе красота» можно не только смотреть и восхищаться, но и что-то купить или сделать заказ на авторскую копию того или иного произведения. Принцип ярмарочного действа и в этом смысле не нарушен.
Молодые мастера
А ещё эта выставка порадовала тем, что среди художников-любителей и народных мастеров немало молодёжи. Причём многие начинают осваивать традиционные промыслы с детских лет: в кружках, студиях или дома вслед за родителями. Я уже упоминала о замечательных работах В.Бочаровой из Старого Оскола, но здесь же в экспозиции представлены и лоскутные композиции её дочери Наташи, которая тоже успела зарекомендовать себя на престижных российских и международных конкурсах.
В своё время «засветил» свой талант в лозоплетении и А.Котельников из Яковлевского района. Да так, что получил приглашение по обмену опытом от отдела образования и культурных программ Госдепартамента США. А сейчас его опыт блистательно проявлен в творчестве его жены Натальи и 12-летнего сына Серёжи.
Потомственным мастером «золотые руки» стал и Константин Алексеенко из Алексеевского района. Резьбой по дереву занимался и дед его, и отец. А мама преподавала рисование в школе. Но со временем и она «заразилась» семейным «вирусом». Только свои композиции стала создавать не из цельных кусков дерева, а из… древесной стружки, которую в изобилии «поставляет» сын. Не увидела бы её «натюрморты» на этой выставке, не поверила бы, что такое вообще возможно.
Впрочем, с чего начала, к тому и возвращаюсь: нет предела совершенству и творческой фантазии и изобретательности. У каждого мастера свои секреты. И счастье, когда ими можно поделиться с последователями на радость благодарных зрителей. А именно радость и ликование - живёт, живёт в народе красота! - переполняют душу, когда попадаешь на этот смотр самобытных талантов.
- 2302 просмотра
Отправить комментарий