Мы беседуем с ней в её скромном учительском кабинете. Между двумя уроками образовалась пауза, и Елена Николаевна согласилась на эту не очень-то привычную для неё встречу. Оторвавшись от компьютера, выигранного, кстати, на одном из конкурсов, она с неизменной, похоже, улыбкой рассказывает:
- В какой-то момент поняла: работа с использованием современной техники будет более интересной и понятной для учеников. Дети ведь гораздо быстрее осваивают новое, то, о чём мы даже и не мечтали ещё десять лет назад.
Елена Николаевна, учительница с 25-летним стажем, собрала, можно сказать, целую библиотеку электронных учебников. Это аудиозаписи для лучшего слухового восприятия языка. Подготовила презентации - как обучающего, так и тестового характера.
Интегрированные уроки она тоже старается сделать разнообразными и интересными. Первым шагом было объединение практики обучения английскому языку и информатике. На уроках Елена Николаевна, условившись с учителем информатики, помогала ребятам создавать на английском языке свои презентации.
Внешне всё очень просто. Елена Николаевна предлагает ребятам инструкцию на английском языке, помогает подобрать нужные материалы. А учитель информатики разъясняет и контролирует техническую сторону процесса.
Потом создатели презентаций демонстрируют свои творения одноклассникам-оппонентам. Добавим: обсуждение презентаций, пожелания по их улучшению проводятся, разумеется, также на английском языке.
- Если ты по-настоящему любишь свою профессию, то постоянно учишься, стремишься узнать что-то новое, сделать своё дело как можно лучше.
Необучаемых детей нет
Елена Николаевна Беляева - участник, финалист и победитель многих конкурсов - от городских до международных. Например, в 2002 году она победила в российско-американском конкурсе преподавателей английского языка. В результате гимназия № 12 получила ценные для учебного процесса материалы и оргтехнику. А сама победительница приняла участие в семинаре по повышению квалификации в Колумбийском университете США. Там белгородская учительница смогла почерпнуть для себя много новых элементов для проведения своих уроков.
В 2007 году Елена Николаевна приняла участие в конкурсе «Учитель года».
- Этот конкурс дал много полезного для педагогического опыта. Столько талантливых, умных учителей, которые рассказывают о своих достижениях, показывают свои уроки - это нельзя было пропустить. Я записывала всё - источники, наработки, теорию какого-либо урока, - говорит она с восторгом.
Впрочем, сама она не считает, что была намного лучше кого-либо. Она даже не ожидала, признаётся, что станет лауреатом, видела, насколько сильны и интересны её конкуренты.
- Я просто люблю работать.
Для меня важно сделать свою работу на пять с плюсом и уже не так важно - буду я первой или нет, - озвучивает свою жизненную позицию Елена Николаевна.
В 2005 году проводился конкурс сочинений «Что бы я хотел рассказать миру о России». Он был организован Takingitglobal (штаб квартира в Торонто, Канада). Победительницей стала ученица Елены Николаевны. А в 2006 году белгородские школьники приняли участие в международном конкурсе проектов «Учимся жить вместе: понимание толерантности в современном глобализированном мире». Ученица Елены Николаевны Светлана Перькова стала лауреатом. По найденной учителем интересной программе «Класс-партнёр» ученики восьмого класса уже второй год ведут переписку с ровесниками из американского города Хендерсон. Общение интересно как для наших, так и для американских школьников. Ребята, кстати, отказались от электронной переписки, им значительно интереснее подержать в руках письма, написанные от руки на листочке из ученической тетради, поздравительные открытки, конверт, присланный из-за океана.
Елена Николаевна считает необходимым постоянно совершенствовать свои учительские технологии, адаптировать их не просто для каждого отдельного класса, но и по возможности для каждого ученика.
- Нельзя требовать от всех одинаковых результатов. Я стараюсь работать с каждым ребёнком, если даже кому-то из них просто не дано в совершенстве знать английский язык. Просто отказаться от этого ученика - самый лёгкий и безответственный путь. Ведь каждый ребёнок имеет право заниматься в том коллективе и с тем учителем, с каким он хочет. Тем более я не верю в абсолютно необучаемых детей. Всё равно что-то останется в памяти, - говорит о своих учениках Елена Николаевна.
А то, что ученики действительно очень ценят своего преподавателя, заметно и по тому, что они с радостью отзываются на любые предложения об участии в олимпиадах и конкурсах, и по тому, что после окончания школы частенько забегают к Елене Николаевне. Ученики поддерживают своего учителя, скучают, когда Елена Николаевна надолго уезжает. Так было и с конкурсом «Учитель года», который продолжался три недели, так было и во время поездки Елены Николаевны на семинар в Кембридж.
Кстати, возможность обучения в Кембридже преподаватель получила, став лауреатом Всероссийского конкурса. Для учителя - это новый бесценный опыт, который может помочь в создании более совершенных технологий и уроков.
- Участие в конкурсах - тяжёлая работа, но это необходимо. Во-первых, это помогает повысить свой профессиональный уровень. Во-вторых, помогает исключить «профессиональное выгорание», то есть ты как преподаватель двигаешься дальше, твой предмет интересен тебе, а значит, ты сможешь заинтересовать им учеников, - говорит Елена Николаевна.
Из переписки с выпускницей Светой Перьковой
21 июня 2007 г. Уррра!!! Только что увидела Вашу фотку в газете!!! Поздравляю!!! Я всегда знала, что Вы - лучше всех!!! Но только в газете опечатка! Представляете, написано «Учитель года» вместо «Учитель Века»!!! Целую сто тысяч раз!!!
P.S. у меня всё ок! Сессию сдала на пятёрки.
5 июля 2007 г. Написала научную статью «Репрезентация концепта «Loneliness» в английских пословицах и поговорках»! Это ведь увлекательно (шутка!!!) Почему-то жутко хочется, чтоб Вы у нас в универе преподавали английский! (мне даже такое снится часто!) Как Вам идейка? Удачи Вам!!! И не переживайте - если Вы обучили английскому НАС, то Вы и обезьяну научите! Целую 1000000 раз!
5 октября 2007 г. Дорогая моя, любимая Еленочка Николаевна!!! Поздравляю Вас с Днём Учителя!!! Счастья Вам, здоровья и всего самого-самого наилучшего!!! Пусть у Вас получается всё, за что Вы берётесь, и пусть Ваши новые ученики любят и ценят Вас так же сильно, как я!!! Жалко, что не получилось Вас поздравить лично - я в Нижнем Новгороде на конференции. Кстати, мы с мамой видели Вас по телевизору в компании Медведева и Фурсенко! Как только услышали, что там была встреча с лауреатами конкурса «Учитель года», так сразу начали искать глазами Вас! Поздравляю ещё и с этим радостным событием! Но это меня нисколько не удивляет, ведь Вы - лучше всех!!! Целую Вас, обнимаю и всегда ОБОЖАЮ!!!!
Два в одной
В Елене Беляевой, «англичанке» белгородской гимназии № 12, уживаются сразу два человека: романтическая барышня, певунья, знаток и ценитель народной музыки, печальных русских романсов и знойных испанских романсеро, и современная деловая женщина, активный охотник за новизной и прогрессом. Недаром именно ей доверили возглавить городскую творческую группу учителей иностранного языка, занятую вопросами внедрения новых технологий в процесс обучения английскому языку. Из-под пера Елены Николаевны вышли три авторские программы, посвящённые исследовательской деятельности и международным проектам, основам информационной и коммуникативной культуры и даже… ораторскому искусству. Результаты впечатляют: сначала ученики Елены Николаевны щёлкают, как орешки, олимпиадные задания, а потом с лёгкостью поступают на факультеты иностранных языков. Тот самый, который, кстати, закончила и дочь Елены Николаевны Наташа, с некоторых пор тоже учитель английского языка…
Случай из жизни
- Однажды на уроке я объясняла особенности перевода многозначных слов. При этом подчеркнула, что все значения многозначного слова объединяются «центральным смыслом». Затем я предложила сделать перевод словосочетаний с многозначным словом «team» («команда»), исходя из его центрального смысла - «взаимопонимание». Один ученик перевел «a team of horses» («табун лошадей») как «взаимопонимание между лошадьми». Досталось однажды и Герману Грефу. На английском имя Герман (German) звучит и пишется также как «Германия». Вот и получился он при переводе «немец Греф».
Монолог учительницы о технологиях и личности
- Вопрос о том, какой факультет, а затем какую профессию выбрать, для меня не стоял никогда. Я знала, что преподавание иностранного языка - это моё предназначение, и изменить его невозможно так же, как невозможно изменить цвет глаз или рост. Видимо, предназначение передаётся с генами: значимость его я ощущаю на уровне подсознания, важность его не требует доказательств, подобно аксиоме.
Казалось бы, двадцатипятилетний стаж даёт право сказать: я - учитель, я знаю, чему и как учить. Увы, жизнь ежедневно задаёт всё новые и новые вопросы, ответы на которые ещё предстоит отыскать.
Учитель на уроке объявляет:
- Повторите новые слова. Будем писать работу по лексике.
Ученик с задней парты:
- Зачем повторять? Всё равно на «два» напишу.
Уверена, что такие ситуации бывали на уроке у каждого учителя. И сразу же все усилия педагога и использование новомодных инновационных технологий, которые он с успехом демонстрирует своим коллегам, оказываются напрасными. Учитель убеждён, что эти самые технологии повышают мотивацию детей и позитивно отражаются на результатах. Но в каждом классе есть один или несколько таких учеников, которых, кажется, ничем нельзя заинтересовать, найдутся неуверенные в себе «троечники», готовые идеально вести себя весь урок - лишь бы не спрашивали. В мотивации ли дело, если ученик, ещё даже не познакомившись с заданием, однозначно решает для себя: не справлюсь и как всегда получу «двойку»? А если уж в конце урока его ожидания оправдываются, то вполне резонным является вопрос: а стоит ли вообще учиться? Можно отчитывать ученика: опять не подготовился, а под нос себе бурчать: сколько ни работаешь - результат всегда один. Можно продолжить список того, в чём ещё обвинить ученика, отыскивая его недостатки, но можно и даже лучше подойти с другой стороны - и попытаться найти достоинства.
Цель современной школы - создание условий для полноценного развития человека. Однако развитие предполагает активную деятельность. В свою очередь активно познавать, то есть осуществлять учебную деятельность, ученик будет в том случае, если ему это будет интересно и если у него есть чёткие ориентиры в учебе и в жизни. Он должен ясно представлять, как сможет самореализоваться, выразить себя. Если, в частности, рассматривать ситуацию контроля знаний, лучше предложить ученику задание, которое ему по силам сегодня, и сказать, что, успешно выполнив его, он получит положительную отметку. Не справится? Возможно. Но он уже порадовался самой возможности успеха, где в перспективе помаячила «четвёрка». А задание можно и упростить, подобрав оптимальное для его «зоны ближайшего развития».
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, добьётся большего в жизни, принесёт больше пользы обществу. Найти достоинства, отметить положительное, похвалить сегодня - это первый этап нашего совместного продвижения к успеху. Затем надо подумать, как эти достоинства развивать дальше.
Итак, ученик должен иметь право выбора, что позволит ему правильно оценивать свои возможности и самостоятельно ставить цели. Оценка собственных успехов и неудач, их анализ и поиск новых путей познания себя и окружающего мира - это и есть самооценка, которая одновременно является и средством мотивации. И ещё важно отметить, что самооценка иногда имеет значительно большее значение, чем не всегда объективная оценка учителя.
А как же огромное количество новых технологий, призванных значительно улучшить процесс образования? - спросите вы. Я - за них, но важно, чтобы за их количеством не терялось их качество, а учитель не забывал, что конечная цель применения всех технологий - личность ребёнка.
- 1780 просмотров
Отправить комментарий