Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Таланты и поклонники. СЛУШАЯ ШОСТАКОВИЧА

Симфонический оркестр Белгородской филармонии под руководством главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и специально приглашённый из Франции гость Марк Дробинский представили белгородцам 15-ю симфонию и 1-й концерт для виолончели с оркестром Д.Д.Шостаковича. Концерт, посвящённый 100-летию со дня рождения великого русского композитора ХХ века, стал прологом 40-го юбилейного сезона филармонии.


 

Культурная память человечества отметила сентябрьский день, когда сто лет назад в Петербурге в семье инженера-химика Дмитрия Болеславовича Шостаковича и его жены Софьи Васильевны родился человек, которому было суждено запечатлеть своё время. Глубоко, мощно, пронзительно-правдиво.


Шостакович, как никто другой, умел "слушать время", говорил: "Современная жизнь захватывает своими контрастами. Если музыкант не устраняется от действительности, он не может заниматься праздной игрой в звуки". Музыка Шостаковича никоим образом не рассчитана на легкое восприятие, на слушание "вполуха". Её можно назвать музыкальным током высокого напряжения. В ней живут энергия интеллекта и огромный эмоциональный накал, шекспировские масштабы контрастов и публицистическая страстность музыкального высказывания. Всё это, выраженное достаточно сложным музыкальным языком, требует подобной самоотдачи не только от исполнителей, но и от слушателей. Одарённый моцартовской лёгкостью творчества, Шостакович в письме к другу, режиссёру Л.Арнштаму, жалуется: "Не писать для меня мучительно. У меня, когда я не работаю, не пишу музыку, непрерывно болит голова". За неполные 69 лет жизни композитор оставил огромное количество произведений в различных жанрах, но центральное место в его наследии занимает симфоническая музыка. Однажды, отвечая на вопрос о своих музыкальных пристрастиях, Шостакович сказал: "Мой учитель в Ленинградской консерватории Максимилиан Штейнберг привил мне вкус к симфонизму, и поэтому я сосредоточил свои усилия на симфониях". Как известно, 1-я симфония (1925 г.), написанная как дипломная работа, стала началом мировой известности Шостаковича, её сразу же включили в свой репертуар выдающиеся дирижёры Леопольд Стоновский и Артуро Тосканини. Последнюю 15-ю симфонию (1971 г.) нельзя не воспринимать сквозь призму того обстоятельства, что последние 17 лет жизни (начиная с конца 50-х годов) композитор был тяжело, неизлечимо болен. Но, как сегодня вспоминает его ученик, друг, первый исполнитель 1-го виолончельного концерта Мстислав Ростропович, "... это был очень сложно внутри себя запрятанный человек. Многое, что он говорил, ... было совсем не то, что он думал и чувствовал... Единственное "окно", в которое всё выходило, была его музыка. Вся его личность выходила в музыке без подделки. Выходила бессознательно".


Открывший вечер в Овальном зале виолончельный концерт стоит в начале того отрезка жизненного пути Шостаковича, завершением которого высится 15-я симфония. Этот виолончельный "Монблан" был написан композитором с огромным увлечением и подъёмом в летние месяцы 1959 г. и посвящён Мстиславу Ростроповичу.


Концерт начинается без вступления, и с первых же звуков солирующей виолончели перед слушателями широко распахивается дверь в мир, открытый настежь бешенству ветров. В 1-й части слух окунается в острые, напряжённые, жёстко ритмизованные звучания в безостановочном взаимодействии солирующей виолончели с небольшим, почти камерным оркестром (без труб и тромбонов), с ударными и одной солирующей валторной (Ю.Юрин). Однако покою, теплоте и уюту начала 2-й части с её редкостной красоты колыбельной темой у виолончели на фоне ровного подголоска альтов, равно как и двум другим эмоционально позитивным светлым образам, не дано утвердиться в хаосе жизненных бурь...


Человек, оставаясь наедине с испытаниями, может выйти из них победителем, если его жизнью движет воля к победе. Так прочитывают Шостаковича Марк Дробинский и оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина.


Организованное управлением культуры области и филармонии исполнение нельзя не назвать событием в музыкальной жизни города. Сегодня виолончелист Марк Дробинский - много и активно выступающий исполнитель как в качестве солиста, так и в ансамблевом репертуаре. Живущий во Франции, М.Дробинский родился и вырос в Баку. После смерти своего консерваторского учителя молодой виолончелист перебрался в Москву, где продолжил обучение у М.Ростроповича. В 1969 году он был удостоен первой награды на международном конкурсе в Мюнхене, и с этого момента начинается его активная гастрольная деятельность по всему миру. В Белгороде музыкант играл на виолончели, изготовленной в 1748 г. итальянским мастером К.Д.Тесторе, предоставив слушателям возможность насладиться как великолепным исполнительским мастерством, так и тёплым, мягким тоном раритетного инструмента. С белгородским оркестром М.Дробинский выступает не первый раз (последнее сотрудничество имело место летом этого года во время гастролей оркестра во Франции), и в нынешний свой приезд гость счёл нужным с большим удовлетворением отметить стремительно меняющийся в лучшую сторону исполнительский уровень музыкантов, которым коллектив обязан своему руководителю - главному дирижёру Рашиту Нигаматуллину.


По словам композитора, 15-я симфония была "одним из немногих моих сочинений, которое мне показалось ясным от первой до последней ноты, мне понадобилось только время, чтобы это записать". Сочиняя её, Шостакович проходил очередной курс лечения, а закончив симфонию, почувствовал себя совершенно больным и опустошённым. Вскоре последовал второй инфаркт миокарда, а затем долгая - более полутора лет - творческая пауза.


Хотя существует авторский комментарий по поводу содержания музыки 15-й (своего рода автобиография, исповедь), но в то же время последняя симфония Шостаковича - один из самых загадочных, не поддающихся однозначному толкованию опусов.


Властный, жёсткий и точный, Рашит Нигаматуллин уверенно провёл свою команду солистов сквозь столь многие трудности одной из самых сложных партитур великого симфониста. Зал, заполненный в основном учащейся музыке молодёжью, отвечал исполнителям долгими благодарными аплодисментами.


Н.СИНЯНСКАЯ, кандидат искусствоведения

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина