Симфонический оркестр Белгородской филармонии под руководством главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и специально приглашённый из Франции гость Марк Дробинский представили белгородцам 15-ю симфонию и 1-й концерт для виолончели с оркестром Д.Д.Шостаковича. Концерт, посвящённый 100-летию со дня рождения великого русского композитора ХХ века, стал прологом 40-го юбилейного сезона филармонии.
Культурная память человечества отметила сентябрьский день, когда сто лет назад в Петербурге в семье инженера-химика Дмитрия Болеславовича Шостаковича и его жены Софьи Васильевны родился человек, которому было суждено запечатлеть своё время. Глубоко, мощно, пронзительно-правдиво.
Шостакович, как никто другой, умел "слушать время", говорил: "Современная жизнь захватывает своими контрастами. Если музыкант не устраняется от действительности, он не может заниматься праздной игрой в звуки". Музыка Шостаковича никоим образом не рассчитана на легкое восприятие, на слушание "вполуха". Её можно назвать музыкальным током высокого напряжения. В ней живут энергия интеллекта и огромный эмоциональный накал, шекспировские масштабы контрастов и публицистическая страстность музыкального высказывания. Всё это, выраженное достаточно сложным музыкальным языком, требует подобной самоотдачи не только от исполнителей, но и от слушателей. Одарённый моцартовской лёгкостью творчества, Шостакович в письме к другу, режиссёру Л.Арнштаму, жалуется: "Не писать для меня мучительно. У меня, когда я не работаю, не пишу музыку, непрерывно болит голова". За неполные 69 лет жизни композитор оставил огромное количество произведений в различных жанрах, но центральное место в его наследии занимает симфоническая музыка. Однажды, отвечая на вопрос о своих музыкальных пристрастиях, Шостакович сказал: "Мой учитель в Ленинградской консерватории Максимилиан Штейнберг привил мне вкус к симфонизму, и поэтому я сосредоточил свои усилия на симфониях". Как известно, 1-я симфония (1925 г.), написанная как дипломная работа, стала началом мировой известности Шостаковича, её сразу же включили в свой репертуар выдающиеся дирижёры Леопольд Стоновский и Артуро Тосканини. Последнюю 15-ю симфонию (1971 г.) нельзя не воспринимать сквозь призму того обстоятельства, что последние 17 лет жизни (начиная с конца 50-х годов) композитор был тяжело, неизлечимо болен. Но, как сегодня вспоминает его ученик, друг, первый исполнитель 1-го виолончельного концерта Мстислав Ростропович, "... это был очень сложно внутри себя запрятанный человек. Многое, что он говорил, ... было совсем не то, что он думал и чувствовал... Единственное "окно", в которое всё выходило, была его музыка. Вся его личность выходила в музыке без подделки. Выходила бессознательно".
Открывший вечер в Овальном зале виолончельный концерт стоит в начале того отрезка жизненного пути Шостаковича, завершением которого высится 15-я симфония. Этот виолончельный "Монблан" был написан композитором с огромным увлечением и подъёмом в летние месяцы 1959 г. и посвящён Мстиславу Ростроповичу.
Концерт начинается без вступления, и с первых же звуков солирующей виолончели перед слушателями широко распахивается дверь в мир, открытый настежь бешенству ветров. В 1-й части слух окунается в острые, напряжённые, жёстко ритмизованные звучания в безостановочном взаимодействии солирующей виолончели с небольшим, почти камерным оркестром (без труб и тромбонов), с ударными и одной солирующей валторной (Ю.Юрин). Однако покою, теплоте и уюту начала 2-й части с её редкостной красоты колыбельной темой у виолончели на фоне ровного подголоска альтов, равно как и двум другим эмоционально позитивным светлым образам, не дано утвердиться в хаосе жизненных бурь...
Человек, оставаясь наедине с испытаниями, может выйти из них победителем, если его жизнью движет воля к победе. Так прочитывают Шостаковича Марк Дробинский и оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина.
Организованное управлением культуры области и филармонии исполнение нельзя не назвать событием в музыкальной жизни города. Сегодня виолончелист Марк Дробинский - много и активно выступающий исполнитель как в качестве солиста, так и в ансамблевом репертуаре. Живущий во Франции, М.Дробинский родился и вырос в Баку. После смерти своего консерваторского учителя молодой виолончелист перебрался в Москву, где продолжил обучение у М.Ростроповича. В 1969 году он был удостоен первой награды на международном конкурсе в Мюнхене, и с этого момента начинается его активная гастрольная деятельность по всему миру. В Белгороде музыкант играл на виолончели, изготовленной в 1748 г. итальянским мастером К.Д.Тесторе, предоставив слушателям возможность насладиться как великолепным исполнительским мастерством, так и тёплым, мягким тоном раритетного инструмента. С белгородским оркестром М.Дробинский выступает не первый раз (последнее сотрудничество имело место летом этого года во время гастролей оркестра во Франции), и в нынешний свой приезд гость счёл нужным с большим удовлетворением отметить стремительно меняющийся в лучшую сторону исполнительский уровень музыкантов, которым коллектив обязан своему руководителю - главному дирижёру Рашиту Нигаматуллину.
По словам композитора, 15-я симфония была "одним из немногих моих сочинений, которое мне показалось ясным от первой до последней ноты, мне понадобилось только время, чтобы это записать". Сочиняя её, Шостакович проходил очередной курс лечения, а закончив симфонию, почувствовал себя совершенно больным и опустошённым. Вскоре последовал второй инфаркт миокарда, а затем долгая - более полутора лет - творческая пауза.
Хотя существует авторский комментарий по поводу содержания музыки 15-й (своего рода автобиография, исповедь), но в то же время последняя симфония Шостаковича - один из самых загадочных, не поддающихся однозначному толкованию опусов.
Властный, жёсткий и точный, Рашит Нигаматуллин уверенно провёл свою команду солистов сквозь столь многие трудности одной из самых сложных партитур великого симфониста. Зал, заполненный в основном учащейся музыке молодёжью, отвечал исполнителям долгими благодарными аплодисментами.
Н.СИНЯНСКАЯ, кандидат искусствоведения
- 1865 просмотров
Комментарии
4 года 17 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 18 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 19 недель назад