Тема реформирования местного самоуправления вечна и будет жить ещё долго. Только за последние 15 лет в нашей стране прошли три такие реформы. Первая началась "под занавес" существования Советского Союза. Кстати, тогда и появился термин "местное самоуправление". Вторая стартовала в жизнь уже в независимой России, в 1996 году. В целом она прошла успешно. Созданные и систематизированные органы представительной и исполнительной власти были дееспособными структурами и работали эффективно. Третья реформа местного самоуправления окончательно вступит в действие с 1 января 2008 года, а пока идёт подготовительный период, в который активно включились регионы. Белгородская область входит в число тех субъектов Российской Федерации, где реформирование органов местного самоуправления уже началось. Процесс этот непростой, возникает множество сложностей в решении главных вопросов: земельных, имущественных отношений, проблем бюджетного устройства территорий. Невозможно решать их в одиночку, необходимо консолидировать усилия и учиться, не отвергая ни практики, ни теории.
Для белгородских депутатов новый законодательный год начался не только с активной работы в думских комитетах, но и с выездных семинаров, которые в дальнейшем станут традиционными. Первый семинар-совещание с руководителями районных и городских Советов депутатов прошёл в Корочанском районе, в санатории "Дубравушка", и был посвящён решению задач муниципальной представительной власти в связи с проводимой реформой местного самоуправления. Перед семинаром его участники провели ознакомительную экскурсию по Корочанскому району. Глава местного самоуправления В.И.Закотенко рассказал о социально-экономическом развитии района в сфере реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Он также остановился на некоторых результатах претворения в действие национальных проектов. В здравоохранении района сделан упор на модернизацию и реконструкцию лечебных учреждений. Строятся амбулатории для врачей общей практики - по три в год. Отремонтированы два отделения районной больницы и два отделения в сёлах. Благодаря национальному проекту пополнился парк машин "скорой помощи", появилась возможность открыть ещё одну подстанцию в селе Мелехово. На эти цели в бюджете района заложено 6 млн рублей, в то время как из федерального бюджета выделено 2,5 млн рублей. Уже есть положительные сдвиги в демографической ситуации, в районе родилось на 50 детей больше, чем в прошлом году.
В образовании тоже делается немало, хотя и приходится ограничиваться поэтапными ремонтами школ. Отремонтированы крыши во всех учебных заведениях, и в этом году в районе уже не осталось школ с уличными туалетами, решены вопросы теплообеспечения школьных учреждений, открыто восемь садиков.
Что касается основной темы совещания, то во всех остальных выступлениях были затронуты различные грани глобальной задачи реформирования местного самоуправления. Председатель областной Думы А.Я.Зеликов в своём вступительном слове обозначил несколько главных задач, которые предстоит решать совместными усилиями. По его мнению, основой местного самоуправления, так сказать, передним фронтом работы является близость власти к населению. Как образно выразился А.Я.Зеликов, необходимо "будить людей на большие дела", при этом надо избегать психологии, рассчитанной на усреднённого человека, иначе мы так и не добьёмся политической зрелости общества. Законодательные инициативы должны рождаться на местах и уже затем обретать форму закона в кабинетах областных и государственных законодательных структур, а не наоборот, как это происходит сейчас, когда законы спускаются сверху вниз. Реформа местного самоуправления должна заставить чиновников всех уровней работать "на человека", а профессионализм чиновников, по мнению А.Я.Зеликова, "надо определять не оценкой сделанного, а степенью вреда, который он не нанёс делу".
Состоянию государственного управления в стране уделил внимание в своём выступлении первый заместитель руководителя аппарата губернатора области В.М.Захаров. Только 14 процентов россиян довольны качеством государственных услуг. По комплексной оценке эффективности государственного управления наша страна находится в конце рейтингового списка передовых стран мира. Реформа, проводимая в стране, ставит перед собой три цели, чтобы в корне изменить ситуацию. Во-первых, повысить качество и доступность государственных услуг. Во-вторых, добиться ограничения вмешательства чиновничьих структур в предпринимательскую деятельность и, наконец, добиться высокой рейтинговой оценки субъекта. В ближайшее время будут выработаны стандарты, отвечающие чётко на вопросы, какие услуги и на каком уровне должен получать человек, приходя в различные государственные учреждения. Пока, к сожалению, чиновники живут параллельной жизнью, не пересекающейся с насущными проблемами граждан.
Подробно о первоочередных задачах по законодательному обеспечению реформы местного самоуправления в Белгородской области выступил перед участниками семинара председатель комитета областной Думы по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления Ю.И.Селивёрстов. По его словам, реформа призвана ещё больше приблизить власть к народу, сделать так, чтобы население активно участвовало в решении большинства задач местного значения. Основой такой деятельности должно стать формирование законодательной базы. В нашей области этот процесс был начат ещё депутатами Думы предыдущего созыва и продолжается сейчас. Был принят ряд первоочередных документов, регулирующих земельные, имущественные отношения. В том числе закон "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района", давший возможность сформировать географические границы и определить административные центры поселений. Сейчас, по словам Ю.И.Селивёрстова, важно определить депутатам на местах тот круг проблем и задач, которые уже с 2008 года предстоит оформить законодательно.
Федеральные законы по большей части не содержат механизмов решения сложных вопросов на местах, а в таком случае противоречия неизбежны. Ликвидировать их способно областное законодательство. Сейчас у депутатов на повестке дня разработка закона по решению земельных вопросов. По имущественным отношениям тоже предстоит принять свой закон, выработать критерии, которыми должны руководствоваться на местах при возникновении спорных коллизий.
У участников семинара возникло немало конкретных вопросов, особенно по проблемам финансирования поселенческих округов. На актуальных моментах местного самоуправления в условиях реформирования межбюджетных отношений остановился первый заместитель начальника департамента финансов и бюджетной политики А.А.Левченко. Основным условием выживаемости поселения должна быть финансовая самостоятельность, органы местного самоуправления тогда будут эффективно работать, если сами будут собирать не менее 30 процентов доходов. Но реально федеральными законами закреплены за сельскими поселениями самые труднособираемые налоги, сегодня у 80 процентов поселений собственных доходов недостаточно, чтобы выплачивать даже зарплату аппарату.
На семинаре шла речь и о создании системы муниципальных правовых актов. На эту тему выступила начальник правового управления аппарата областной Думы Л.И.Старцева.
Участники семинара-совещания из всех районов области получили исчерпывающую информацию, воспользовались возможностью обменяться мнениями, высказать собственную точку зрения. Такой диалог, который собираются продолжать впредь, принёс немало пользы для всех, кому предстоит проводить в жизнь реформу местного самоуправления.
Ирина МАЛИКОВА
- 1842 просмотра
Комментарии
4 года 15 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 17 недель назад