С 23 июля по 6 августа в нашей области проходил очередной Международный славянский пленэр. И не просто очередной, а десятый, юбилейный, особенный...
А ведь 10 лет назад, когда по итогам первого пленэра состоялась встреча художников с губернатором Е.С.Савченко в "Красиво", о его традиционности и "быть может даже ежегодности" говорили, скорее, как о прекрасном пожелании, нежели конкретном решении. К счастью, (благодаря Белгородскому отделению Союза художников России и финансовой поддержке правительства области) традиция всё-таки состоялась.
За первым пленэром последовал второй, третий, пятый... и вот десятый (!), ставший уже в какой-то мере тоже достоянием истории. Причём не только истории белгородского края. Как говорится, слух о нём пошёл по всей Руси великой и за её пределами: в Украине, Белоруссии, Польше. Кто только не побывал у нас за это время! Участниками славянских встреч на Белгородчине в разные годы были художники из Москвы, Петербурга, Варшавы, Гомеля, Иркутска, Чебоксар, Липецка, Брянска, Сергиева Посада... Традиция живёт и здравствует, собирая вокруг всё новых и новых друзей нашего края. Попасть на Международный славянский пленэр считается уже престижным. Помню, как в своё время главный художник русского драматического театра из Минска Владимир Чернышёв (оформивший, кстати, более двадцати художественных лент, снятых на "Белорусьфильме") отказался от творческой поездки на озеро Селигер (заповедное место для каждого живописца!), чтобы приехать к нам. А председатель Сумской организации Союза художников Украины Иван Гапоченко не задержался даже в родном Лебедянском районе, где открывал персональную выставку, приуроченную к празднованию 100-летия со дня рождения великого земляка Давида Бурлюка. Поспешил в Белгород (по первому зову) и народный художник России, своего рода классик, профессор Курского государственного университета Василий Ерофеев... Намеренно называю должности и регалии гостей, побывавших у нас, чтобы в очередной раз подчеркнуть, какой доброй славой пользуется у коллег один из самых "молодых" пленэров в России, неизменным условием которого остаётся обязательное присутствие белорусов и украинцев, иначе тема славянского единения и братства потеряла бы свой изначально задуманный смысл.
Кстати, белгородская художница Ольга Попова (которой мы собственно и обязаны самой идеей проведения Международных славянских пленэров на Белгородчине) стала единственной иностранкой, удостоенной медали "За развитие белорусского изобразительного искусства". Факт, согласитесь, по-своему уникальный.
Однако вернёмся к участникам нынешней встречи. Я была не совсем точна, написав, что наш пленэр собирает вокруг себя всё новых и новых друзей. Правильнее сказать: новых и старых. Ведь несмотря на то, что "возвращаться плохая примета", участники предыдущих пленэров приезжают к нам вновь и вновь с огромной радостью. И прошедшая встреча доказала это как никогда ярко и убедительно. В четвёртый раз приехали к нам Иван Гопоченко из Сум и Андрей Федосеенко из Харькова, в третий - Александр Елдышев из Кисловодска и Виктор Немцов из Минска, а его земляк Леонид Гомонов - во второй. А вот с Юрием Глюдза из Курска, Николаем Жулинским из Сум, польскими художницами Малгожатой Войдыло и Иоанной Дубель-Стонога мы встретились впервые. Обе, кстати, и в России побывали впервые. О впечатлениях можно было бы специально и не спрашивать, так как своего восторга они не скрывали с первого дня. А Малгожата успела даже спеться с белгородской журналисткой Натальей Почерниной. В самом прямом, буквальном смысле. Их певческий дуэт украсил не один вечер в художественной галерее "Родина".
Говорят, если дождь в дорогу, то это - к хорошему. И по какой-то мистической случайности (или всё-таки неслучайной?) почти все белгородские пленэры заканчивались под аккомпанемент дождя, который, словно бы выстукивал на невидимом ксилофоне мелодичные позывные: "до новых встреч... до новых встреч...". И встречи, как я уже сказала, действительно, повторялись с завидным постоянством. Что касается дождя, то в этом году он не только закрыл пленэр, но и открыл его. Когда мы с белгородскими художниками Владимиром Козьминым и Юрием Данченко возвращались после короткого ливня с вокзала, где встречали Сашу Елдышева из Кисловодска, в небе неожиданно взошла радуга, волшебным обручем, окольцевавшая город. И право же, большего символа для предстоящего события трудно было бы и придумать. Ведь семь цветов радуги для художника, всё равно, что семь нот для композитора, соединяющего в своём творчестве все музыкальные краски земли. И не только земли. Вот и это радужное послание с небес, как будто осенило нынешний пленэр, который впервые за десять лет состоялся не где-нибудь в районе, а в Белгороде. И именно белгородская администрация, несмотря на пресловутый кризис, взяла на себя все расходы на его проведение.
- Кризисы, как известно, явления временные, а искусство - вечно, - сказал, открывая заключительную выставку, мэр Белгорода В.Н.Потрясаев и подчеркнул, что прошедший пленэр - большая честь для города, добавив, - мы постараемся сделать всё, чтобы в будущем такие славянские встречи живописцев проходили в Белгороде хотя бы раз в два года.
Надо ли говорить, как обрадовались этому известию и художники, и зрители, собравшиеся на постпленэрскую выставку, сравнимую разве, что с песней, посвящённой городу Первого салюта. Кстати, сам салют 5 августа стал, пожалуй, одним из самых ликующих моментов прошедшего пленэра. Как будто та самая волшебная радуга рассыпалась на мириады блистающих красок, причудливо сплетающихся в невиданные узоры.
- Даже дух захватило от такой красоты, - призналась Малгожата Войдыло, - у нас в опольском воеводстве таких салютов не бывает. Но мы обязательно расскажем о вашем замечательном празднике всем своим друзьям. А, вспоминая Белгород, будем вспоминать этот миг счастья.
И, разумеется, не только этот. Четырнадцать дней провели на нашей земле художники из России, Украины, Белоруссии и Польши. Четырнадцать мгновений лета, четырнадцать мгновений красоты и гармонии нашли своё отражение на полотнах и картоне славянских живописцев. Как всегда все писали примерно одно и тоже: храмы, часовни, старые дворики, фонтаны, меловые разломы, одно и то же бездонное голубое небо с плывущими островками белых облаков, а у каждого получался свой "мотив", звучала своя "интонация". И мы, рассматривая их такие непохожие работы, словно бы заново открывали для себя неповторимое очарование родного города. И не только города. Ведь художники писали и в его окрестностях. Съездили даже в древний Хотмыжск. Но особенно прикипели душой к Шопино, проведя там у криницы не один день и вечер. Отправились туда и перед отъездом, чтобы на прощанье ещё раз окунуться в ледяной родниковой купели, а потом вернулись в Белгород и зашли в Преображенский собор, поклониться мощам святого Иоасафа и поставить свечки за благополучное завершение пленэра, на котором, что называется, "пахали" от рассвета до заката.
Но, конечно, пленэр - это не только работа до седьмого пота, а и знакомство с местными достопримечательностями. Как уехать из Белгорода, не побывав в диораме "Огненная дуга" или художественном музее?.. А как было пропустить вечер искусств в галерее "Родина" Белгородского отделения Союза художников. Наши гости стали там не просто пассивными зрителями, а самыми активными участниками. Каждый подарил один из своих этюдов для лотерейного розыгрыша. То-то зрителям было радости! Когда ещё можно было бы получить в подарок работу или буклет художника, приехавшего к нам из другого государства, да ещё и с авторским посвящением счастливчику, выигравшему приз. А ещё при желании заказать свой собственный портрет. Или послушать песни в исполнении Александра Елдышева, который сочетает в себе талант живописца и барда. В его удивительный голос и песни мы влюбились ещё семь лет назад, когда Саша впервые принял участие в Международном славянском пленэре. А в следующий свой приезд преподнёс неожиданный сюрприз, написав символический "Гимн пленэристов", и теперь участники славянских встреч на белгородской земле дружно подхватывают вслед за ним слова не Бог весть какой замысловатой, но так полюбившейся песни:
Я этюд пишу с наслаждением,
На пленэр лечу за общением...
Да, работа работой, но общение, споры и откровения значат ничуть не меньше. Как же нам этого не хватает! С одной стороны каждодневные дела, сиюминутные заботы, быт, личные проблемы поглощают почти всё наше время, а с другой, когда общаешься с одними и теми же людьми, даже самыми интересными и любимыми, наступает эффект привыкания. Пленэры же дарят радость новых встреч, ощущение профессионального братства, дают возможность почувствовать себя по-настоящему "вольным" художником, не обременённым хоть на какое-то время житейскими буднями, когда можно уйти в творчество как в омут с головой. Результаты же не заставят себя ждать. Как, например, плодотворно поработали на прошедшем пленэре белгородские художники В.Козьмин и Ю.Данченко. И не просто плодотворно, а замечательно! Впрочем, незамечательных работ на постпленэрном вернисаже, на мой взгляд, не было вообще.
К сожалению, я не могу рассказать о творческих откровениях каждого участника нынешней славянской встречи в Белгороде. И потому, что газетная площадь не позволяет (всё-таки 12 художников написали по 20-30 произведений), и потому, что не всё запомнила с первого раза. Живописцы разъехались и увезли свои картины, но у белгородцев осталась возможность самим оценить ретроспективную выставку, в которой собраны по одной-две работы всех участников Международных славянских пленэров на Белгородчине за 10 лет. Такого вернисажа у нас никогда ещё не было. Ну да ведь я ещё в самом начале сказала, что прошедший, юбилейный пленэр стал особенным и для самих художников, и для зрителей, которые могут в течение месяца прийти в галерею "Родина" не раз и не два. А что касается живописцев, то они увезли с собой не только свои картины, но и частичку тепла белгородской земли, благодарную память о ней и восхищённую признательность к людям, подарившим им эти четырнадцать мгновений лета, четырнадцать мгновений счастья. И можно надеяться, что теперь красоту нашего края смогут оценить и зрители из других городов, ведь по традиции большинство пленэристов, возвращаясь домой, устраивают отчётные выставки. А значит "песня" под названием Международный славянский пленэр в Белгороде будет звучать ещё долго и красиво в разных уголках нашей страны и братских государств.
- 2107 просмотров
Отправить комментарий