Я целый день пробыл в роли инспектора ДПС. От настоящих инспекторов меня отличало только одно - протоколы не составлял и не подписывал. Потому вместо протокола представляю свой отчёт о работе сотрудников ГИБДД, административных нарушениях граждан и их поведении на дороге.
Свежий взгляд со стороны - это всегда хорошо. Но вот насколько объективно? Не побывав в «шкуре» того или иного специалиста, никогда не узнаешь всех тонкостей и нюансов профессии. До конца не поймёшь, о чём говорят работники. Для того, чтобы выработать взгляд изнутри, мы решили возродить в своей газете рубрику «Журналист меняет профессию». Когда встал вопрос - о ком же первом рассказать, я, как водитель, сразу же подумал об инспекторах ДПС. Тем более, что третьего июля профессиональный праздник - День ГИБДД. И по теме, и на злобу дня. Пресс-служба УВД по Белгородской области с готовностью откликнулась на нашу инициативу, и вот в понедельник я оказался в здании областного ГИБДД.
Мне объяснили:
- Будете инспектором в первом взводе первого батальона полка ДПС. Старший наряда - заместитель командира взвода старший лейтенант Вячеслав Захаров. Ездите, смотрите, работайте!
- Ну а по специфике? Как себя вести и всё такое?
- Сами всё увидите, рассказывать ничего не будем. О нюансах старший наряда расскажет.
Вячеслав Захаров о нюансах рассказывает коротко и доходчиво:
- По форме - ко всем обязательно на «вы». Оскорбления исключаются. Вы - представитель правоохранительных органов.
- И к вам все на «вы»? Старлей усмехается:
- Сами увидите.
Девять часов утра. Маршрут нашего патруля проходит по Харьковской горе. Самое проблемное место - около гипермаркета. Заместитель командира взвода объясняет:
-Постоянно здесь ДТП с участием пешеходов. Почти всегда - по их вине. Люди не идут к пешеходным переходам, а пытаются перебежать дорогу там, где ближе. Водители не всегда успевают среагировать. Боремся как можем. Штрафуем. Но толку мало. Тем более, что и не каждого оштрафуешь.
- Это как?
- Вон, видите, бабушка дорогу переходит в неположенном месте? Подойдите, представьтесь и предложите проследовать к служебной машине для составления протокола.
Действительно, через дорогу величаво и неторопливо следует пожилая женщина с сумкой наперевес. Нас, стоящих на обочине, просто игнорирует. То ли за предметы уличного ландшафта принимает, то ли не понимает, что нарушает правила. Однако как только я к ней направляюсь, женщина ускоряет шаг и начинает на меня орать. Если привести её речь на страницах газеты - закроют наше средство массовой информации сразу. Скажу коротко - узнал о себе много нового и интересного. Ни о каком «выкании» и вежливом обращении в мой адрес даже речи нет. Я, правда, на оскорбления не перешёл. И не то, чтобы сдержался, - просто слово некуда было вставить.
Старший наряда только усмехается:
- Ну как, почувствовал себя настоящим гаишником?
Подавленно молчу. Ответить нечего. Да и некому. Инспекторы с таким каждый день сталкиваются.
- По закону мы в таких случаях можем на неё протокол составить за оскорбление сотрудника, - говорит Вячеслав Захаров, - в отдел доставить и даже на сутки задержать. Только нам стыдно с пожилыми людьми воевать. А им на нас орать что зря - не стыдно. Более того - она сейчас себя героем ощущает - от милиции отбилась. А то, что её завтра на этой же дороге сбить могут, даже не думает. А собьют - её соседки первые закричат, что милиция во всём виновата - плохо за порядком на дорогах смотрит.
Однако работа потихоньку идёт. Более молодые если нарушают, то в большинстве своём «в бутылку не лезут». Соглашаются с нарушением, подписывают протокол. Говорят, что больше не будут. Но и здесь есть нюансы. Практически ни у кого нет с собой документов. Сведения, которые они о себе сообщают, проверить очень трудно. Гарантии правдивости нет никакой. Если каждого вести в отдел - времени ни на что больше не останется. А работы - выше крыши. Вот, например, пьяные за рулём. Инспекторы между собой называют их «секачами» или «колыванами». «Колываны», по мнению сотрудников, потенциальные убийцы. Реакция заторможена, поведение на дороге неадекватное. А разгорячённый алкоголем мозг требует вдавливать педаль газа в пол. Вячеслав Захаров утверждает, что пьяных очень легко вычислить в транспортном потоке, правда для этого нужен «нюх». У старшего лейтенанта он отменный. Проезжая мимо бара, видим, как из здания выходят четверо молодых людей и нетвёрдой походкой направляются к припаркованной машине. Та, кстати, уже немного помята. Видно, не первый раз её эксплуатирует пьяный хозяин.
- На пляж собрались, - со знанием дела говорит старлей и припарковывает неподалёку служебную машину. - Выпили, и захотелось с девушками познакомиться. Если поедут - будем брать.
Однако парни, увидев машину полка ДПС, намерения меняют. От автомобиля отходят, и стоят неподалёку, нерешительно мнутся. После минутного перерыва заходят опять в бар. Оснований для проверки документов нет, весь день около бара не простоишь, потому едем дальше.
- Может, не поедут теперь? - спрашиваю я.
- Обязательно поедут. Выпьют ещё, расхрабрятся, и рванут куда-нибудь.
Одиннадцать часов дня. От непрерывного стояния на умопомрачительной жаре устаю ужасно. Гудят ноги. Ломит спину. Страшно хочется пить. Слава Богу, выезжаем на маршрут. В движущейся машине хоть какое-то колебание воздуха. На транспортном кольце возле бывшего завода "Электроконтакт" - нарушение правил дорожного движения. Водитель без включения поворотных огней втискивается в кольцо, подрезает других участников дорожного движения. Короче, всеми способами создаёт аварийную ситуацию. Пытаемся остановить - начинает уезжать. Однако далеко не уехал, настигли во дворе соседнего дома. Водитель - молодой парень - из машины выскакивает с нецензурной бранью. Обидно тыкает, обзывает и намеренно в разговоре понижает в звании (старшего лейтенанта называет младшим сержантом). Старший наряда спокойно и сосредоточенно объясняет водителю, какие нарушения он допустил, и просит документы. Разгорается новый скандал. Юноша кричит, что по закону документы может не предъявлять. Только когда встаёт вопрос о доставлении буяна в отдел, водитель соглашается подписать протокол. При этом грозится, что этого так не оставит, будет жаловаться в прокуратуру и отдел собственной безопасности, подкараулит в тёмном углу, поговорит "по-мужски" и так далее. Правда, когда узнаёт, что среди сотрудников журналист - резко меняет тактику поведения. Представляется жертвой и рассказывает, как много натерпелся несправедливости от этих "нехороших людей" в погонах. А когда я его спрашиваю, почему "поворотники" не включил, говорит, что включил - просто они моргают медленно, потому их и не видно.
- Хуже всего - прямые оскорбления, - Вячеслав Захаров заметно волнуется. Видно, говорит о давно наболевшем. - Ведь я такой же гражданин Российской Федерации, как и они. Да ещё и при исполнении. Часто водители рассчитывают спровоцировать сотрудника ДПС на драку, чтобы наказания избежать. И смелые - пока я в форме.
Где-то полдень. На часы уже смотреть неохота. Объявлен план-перехват. Угнана красная "шестёрка". На город накидывается сеть экипажей дорожно-патрульной службы. У каждого своё, строго определённое место. Срочно выезжаем на "наш" перекрёсток. Стоим и проверяем все машины, подходящие под описание. На номерные знаки не смотрим - их угонщики могут сменить. Такое впечатление, что подошвы вплавляются в горячий асфальт. У меня появляется дикое желание плюнуть на всё и закончить эксперимент. Держит одно - у ребят такое каждый день, и они как-то терпят. Стиснув зубы, терплю и я. Минут через сорок или через час поступает сообщение, что машина задержана. Я уже устал безумно, однако старший наряда, как ни в чём не бывало, продолжает патрулирование. И опять нарушения, протоколы, брань.
- Что, по вашему мнению, надо, чтобы работать стало легче? - спрашиваю у старшего лейтенанта.
- Лично я бы хотел, чтобы законы были жёсткие, но справедливые.
- А люди чтобы вежливыми были?
- Если будут нормальные законы - то и люди будут вежливыми.
- А чем законы не устраивают?
- Ну вот смотрите, не пропустил водитель пешехода на пешеходном переходе - штраф тысяча рублей. А если не остановится по требованию сотрудника - триста рублей. Так сейчас никто и не останавливается. А потом даже если догонишь, то кроме "неостановки" и предъявить нечего. И так во многом. Взять хотя бы к примеру лихача, который на скорости 150 километров в час выезжает на "встречку" (полосу встречного движения). В результате аварии гибнут три человека, а суд квалифицирует это как "непредумышленное убийство". Почему непредумышленное? Он что, спидометра не видел? Или на обгон шёл в бессознательном состоянии? Просто несправедливо, я считаю!
Три часа дня. А может, и больше. Только собираемся перекусить, как опять введён план-перехват. То ли третий, то ли четвёртый за сегодняшний день. На "Жигулях" сбили пешехода и насильно усадили его в машину. Одна только мысль о том, что предстоит опять час или два стоять на раскалённом асфальте, вызывает настоящую тошноту. Однако деваться некуда - едем. Через полчаса машина задержана другим нарядом. Плану-перехвату отбой.
На подъезде к транспортному кольцу учусь пользоваться "пушкой" - аппаратом, для измерения скорости движения. Тут всё просто. Направляешь на машину и нажимаешь "курок". На табло высвечивается скорость транспортного средства. Вячеслав Захаров пренебрежительно машет рукой:
- Сейчас такими аппаратами почти не пользуемся. Водители сразу начинают кричать: "Докажите, что это моя машина!". Снимаем в основном на камеру, и то умудряются спорить, доказывать правоту.
В итоге я до конца смены так и не выдержал. Гордо ретировался часов в пять, и поехал домой отлёживаться. Жалко, что мне протоколы составлять нельзя, а то бы я за хамство и неуважительное отношение половину нарушителей наказал бы. Только мне их наказывать нельзя. Я таких вот грубиянов даже позором заклеймить не могу как следует, с называнием фамилии и имени. Закон не позволяет. Он, правда, и граждан обязывает себя вести хорошо и корректно, выполнять все требования сотрудников милиции... Что ещё добавить? Нечего.
P.S. Это всего лишь один день сотрудника ДПС. К счастью, по признанию инспекторов, далеко не все нарушившие - грубияны и скандалисты. У нас, на Белгородчине, достаточно много законопослушных и вежливых участников дорожного движения.
- 1408 просмотров
Отправить комментарий