«В мире кукол» - так называется необычная экспозиция, развернувшаяся в стенах выставочного комплекса Белгородского технологического университета имени В.Г.Шухова.
Идею предложили сотрудники Белгородского государственного Центра народного творчества. Они же взяли на себя всю организационную и подготовительную работу, бросив клич «по городам и весям» области. Ну а народные мастера и самодеятельные художники с удовольствием приняли необычное предложение и взялись за дело, кто во что горазд.
Одна работа лучше другой (а в экспозиции их около 150!), и ни одна, даже при внешней похожести, не повторяет другую. В каждой чувствуется индивидуальность творческого почерка мастера, его волнение, темперамент, особенности образного воображения, присущие только ему, и почти детская непосредственность.
Собираясь на эту выставку, я ничуть не сомневалась, что будет интересно. А всё-таки и представить не могла, что будет интересно настолько! Как будто в сказку попала, где правят бал куклы игровые, сувенирные, обрядовые, «самоварные», театральные (перчаточные, марионетки, напольные, настольные…), матрёшки, неваляшки, куклы-подушки и подушечки для трав, свистульки и даже… куклы-ложки. Связанные крючком и спицами, сплетённые из бечёвки, ниток, бисера, вылепленные из глины, вырезанные из дерева, сшитые из ткани… Кажется, нет такого материала, который бы народные умельцы оставили без внимания. Поролон, вата, керамопластика, папье-маше, кусочки меха, камешки, семена растений… всё идёт в дело. Белгородские «Левши» опровергли даже утверждение, что «не всяко лыко в строку». Ведь именно из лыка сделал одну из кукол студент Белгородского колледжа культуры Евгений Иванов. А В.П.Захарова из Нового Оскола использовала для своей композиции «Чета домовых» не только лыко, но и сено, солому, паклю, мешковину, сухие цветы… Вроде бы трудно и придумать более «прозаические» средства для «поэтического» самовыражения. А вот как бы не так! Семейная парочка хранителей домашнего очага получилась очень даже лирической и симпатичной.
Впрочем, несимпатичных персонажей на этой выставке попросту нет. Что ни кукла, то живой характер. Вот хитрый Емеля (мастер О.Ю.Скирденко из Ракитянского района) развалился в плетёном кресле с не меньшим комфортом, нежели на любимой печке. И сладкоголосый Лель поёт свою песню Снегурочке. А вот - трогательный Маленький принц, выполненный Т.В.Крыловой из Старого Оскола, напоминает нам о том, что «мы всегда в ответе за тех, кого приручаем». И, словно бы, услышав его призыв, выходит из заколдованной чащи юная «Лесовичка» (мастер В.А.Реброва из Старого Оскола) с ручным медвежонком, доверчивым и ласковым, как ребёнок… А Н.Н.Никшининой из Старооскольского района к сказкам обращаться не пришлось. Она своих героинь в реальной жизни заприметила и куклам их имена дала: «Ефимовна», «Баба Валя с козой…». На козу, кстати, без улыбки смотреть невозможно так же, как на летящую «С горочки» деревенскую молодуху. Платок сбился, подол развевается, а разношенный валенок, того и гляди, слетит с ноги. Валенок, между прочим, не бутафорский, а самый что ни на есть настоящий, хоть и совсем крошечный. Как мастерица сумела его «свалять», уму непостижимо? Работа ювелирная!
И не только эта. М.В.Кривченко из Старого Оскола для своей «Пряхи» старинную прялку в миниатюре изготовила, а саму рукодельницу одела в костюм, не сшитый из лоскутков, а собственноручно сотканный (!) на деревенском станке. Для понёвы, как полагается, подобрала шерсть разных цветов, а для рубашки и фартучка лён отыскала. Даже о вышивке, которую разве лишь под лупой разглядишь, тоже не забыла. В общем, одела «пряху» так, что ни один этнограф в подлинности народного костюма южнорусского края не усомнится. И.М.Кветко из Алексеевского района, О.Ю.Соколова из Губкина и Ю.А.Евсюкова из Корочанского района нарядов для своих кукол не ткали, но тоже соблюли все особенности крестьянского костюма наших прабабушек так, что хоть сейчас в музей народной культуры выставляй и изучай, в чём девицы щеголяли, а в чём замужние женщины на праздниках появлялись. Удивил и студент института культуры и искусств Андрей Рогов, который не просто придумал театральную композицию «Илья-Муромец и Соловей-разбойник», но и самолично сплёл для богатыря кольчугу из мельчайших металлических колец.
Правильнее сказать, виртуозностью исполнения и безграничным полётом фантазии удивили все мастера. Но работы студентов БелГИКИ привлекли внимание ещё и особой театральностью. Каждая композиция - как маленький спектакль. Ольга Соколова и Анна Перельняк «поставили» его по мотивам сказки «Машенька и Медведь», а Юлия Наумова предложила свою версию «Сказки о рыбаке и рыбке», в которой образ зловредной старухи трансформируется на наших глазах. То она сирая, убогая у разбитого корыта, то примеряет барское платье, а вот уже и в царские одежды облачилась. На первый взгляд кукла одна и та же, а присмотришься - выраженья лица разные! Николай Мурмыло тоже вдохновился творчеством А.С.Пушкина и пригласил нас в волшебное лукоморье, туда, где дуб стоит высокий и русалка на ветвях сидит, и леший бродит, и кот в золотом пенсне на носу (сразу видно, что «учёный») песнь свою заводит… Так бы смотрела на весь этот «актёрский ансамбль» - не насмотрелась, слушала - не наслушалась… И радовалась, какая замечательная молодёжь принимает эстафету у мастеров старшего поколения. Наверное, такие выставки нужны ещё и для того, чтобы явственно почувствовать, что традиции живая нить не прерывается, а преемственность поколений сохраняется не только на словах. И спасибо всем педагогам, которые «зорки сердцем» к своим ученикам.
Спасибо, конечно, и организаторам выставки, собравшим такой великолепный «Мир кукол» в уютных залах выставочного комплекса технологического университета, с которым Центр народного творчества давно и плодотворно сотрудничает. А в данном случае устроители вернисажа, на мой взгляд, выступили ещё и как талантливые сценографы, придумав для «театрального» пространства всей экспозиции импровизированные «декорации». Имею в виду удивительные лоскутные «акварели» известной белгородской художницы Маргариты Кудрявцевой и самодеятельного автора из Прохоровки Ольги Помрих, живописные полотна и изысканные зеркала Людмилы Киселёвой из Белгорода, икебаны из засушенных цветов и настенные флористические панно, выполненные мастерицами из клуба «Нимфея» (г.Белгород)… Убери весь этот художественный антураж, и «Мир кукол» сразу потускнеет, станет как будто бы беднее, приземлённее. Как говаривал великий Микеланджело: «Мелочи рождают совершенство, а совершенство - не мелочь». Замечательно, что многочисленные посетители выставки понимают это и не скупятся на комплименты и слова благодарности в адрес тех, кто подарил нам минуты истинного наслаждения. В книге отзывов есть даже записи на… китайском и арабском языках! С русским переводом, естественно. Иностранные зрители признаются, что, побывав на этой выставке, они сумели не просто прикоснуться к истокам народного творчества, но и в чём-то лучше понять русский характер и красоту души простых людей, живущих в российской глубинке. Мы, несомненно, тоже.
- 1868 просмотров
Отправить комментарий