Птицефабрика жалуется, что обидели её напрасно
Подъехав к птицефабрике «Северная», удивляешься двум вещам: отсутствию одуряющего запаха и затрапезному виду административного здания и проходной с покорёженными за полвека воротами. При виде такого «лица предприятия», которое ещё совсем недавно имело 30 миллионов ежемесячного дохода, невольно закрадывается подозрение, о котором я скажу чуть ниже…
Директор птицефабрики Вячеслав Фарафонов, будучи в этой должности первый день, встретил в комнатке с табличкой «Плановый отдел». Его кабинет, как и большая часть административного корпуса, опечатаны судебными приставами. Встретил, извинился, что только входит в курс дела, не всё ещё знает, но постарается ответить на все вопросы честно и объективно…
Мы не желаем и не будем мириться!
Напомню: 1 июля Белгородский райсуд, рассмотрев дело ЗАО «Птицефабрика «Северная», принял решение ровно через месяц приостановить деятельность предприятия на 90 суток. И 1 августа на фабрику прибыли судебные приставы. Прибыли и обнаружили, что в корпусах находится птица. Приставы удивились этому обстоятельству и наложили на фабрику штраф в размере 50 тысяч рублей. Тут, в свою очередь, удивилось уже руководство птичника, потому что в решении суда не было ясно оговорено, как именно трактовать слово «приостановить». Суд не прописал: птицу необходимо забить или вывезти? Другими словами, руководству птицефабрики был и до сих пор неясен, как они говорят, механизм их дальнейших действий. Да, треть птицы вывезена на другие площадки, старые помещения опечатаны, оставшаяся птица содержится в отдельных корпусах, которые называют «новыми», хотя вид у них сильно подержанный. Никакой коммерческой деятельности фабрика не ведёт, и только поддерживает жизнеобеспечение. По словам Вячеслава Фарафонова, руководство птичника пыталось оспорить решение суда, но безуспешно. И теперь приставы, исполняя решение суда, два месяца приходят на птицефабрику дважды в день: вечером опечатывают главные ворота, утром - отворяют.
Атмосфера на фабрике накалённая, работники нервничают, пишут письма на имя Президента РФ, в генеральную прокуратуру, в СМИ, не теряя надежды найти свою правду. Цитирую: «…По своей сути, это беспрецедентное решение суда, которое влечёт за собой необратимый процесс, направленный на уничтожение поголовья птицы и развал действующего предприятия, где сегодня расширяется производство и трудится свыше 250 человек. Фактически это не приостановление, а прекращение деятельности предприятия со всеми вытекающими последствиями. Нет сомнений в том, что данная акция носит заказной характер… Уже сегодня предприятие несёт многомиллионные убытки из-за чрезмерно активных действий судебных приставов, которые мешают нормальной работе предприятия…».
Ну а дальше, как водится, в письме идут угрозы: «Мы не желаем, и не будем мириться с таким положением дел на нашем предприятии, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, которое также, считаем, носит заказной характер…». Птичницы грозят массовой акцией протеста, если, конечно, федеральные власти не вмешаются и не спасут «передовое предприятие и трудовой коллектив, который изгоняется на улицу» от произвола местных чиновников.
Ну и как это назвать? Очень просто: шантаж. Занятно получается, но сторонний человек, прочитав эти письма, невольно займёт сторону трудящихся. Несправедливо обиженных, поруганных и угнетённых. Потому как в письмах трудящихся раскручивается маховик печальных последствий, которые постигли фабрику, но не указана главная причина, из-за которой птичник оказался там, где оказался.
Медицинский факт
За что ж обидели «Северную»? Работала себе тихо, мирно «чадила» 45 лет - и вдруг! - на тебе. Закрыть на три месяца! Ужас, да и только... Так что ли? Нет, ужас в другом: все эти годы фабрика травила воздух, землю, здоровье окружающих. Жаловались на птичник «Северный» годами, пресса извела тонны бумаги, описывая страдания людей, живущих с ним по соседству: ни погулять, ни бельё посушить, ни окна открыть - всё провоняло. Посёлок Северный летом наводняют полчища мух. Скрыться от едкого запаха невозможно даже за закрытыми дверями и задраенными окнами. Жить в таких условиях тяжко. Особенно - в жару. Зловоние, исходящее от птичника, а точнее, от «помётонакопителей», которые годами стоят на полях под открытым небом, достаёт «северян» везде. Потеря здоровья - это медицинский факт для тех, кто долгие годы живёт рядом с этим «отстойным» соседом.
Увы, наплевательское отношение к экологии и жизни граждан - повсеместная практика, крепко настоянная на несовершенстве нашего природоохранного законодательства. Вот и Вячеслав Фарафонов с жаром убеждал меня, что приостановка работы птичника - это «происки врагов», потому что в области якобы есть сельхозпредприятия, где дела обстоят ещё хуже.
Может и так. Но эти переживания никакого отношения к судьбе данного птичника не имеют. Спрашивается, «Северную» «законсервировали» в одночасье? Нет. Эта история, как известно, «пахнет» давно - лет десять. Санитарные и экологические службы исписали горы протоколов, предупреждений, уведомлений. Штрафы птичник выплачивал привычно и регулярно. И каждый раз руководство агрохолдинга «Белгород-семена», куда входит «Северная», отчитываясь перед региональной властью, уверяло, обещало и клялось, что всё исправит, вложит деньги, модернизирует производство и даже построит завод по переработке отходов. Последняя серия из этого многолетнего киносериала «Клятва птичника» состоялась на заседании правительства в августе прошлого года. Ладно, руководству холдинга тогда ещё раз поверили. Более того, показалось, что лёд, наконец, тронулся…Уже в ноябре руководители «Белгород-семена» заявили, что для «Северной» приобретена и внедрена передовая отечественная технология, позволяющая, во-первых, поглощать зловонный аммиачный запах, а во-вторых, ускорять процесс, когда куриный помёт превращается в ценное удобрение. Технология эта, как обронил тогда журналистам президент компании Николай Дудников, не особо дорогая, но эффективная.
Не хватает, правда, полигонов для утилизации отходов, но и эта задача - заверял прессу Дудников - скоро будет успешно решена. И руководитель компании привычно пообещал, что через полгода его производство мы не узнаем: оно будет экологически совершенно безопасным и чистым.
Досиделись
Прошло полгода - пришла жара - пошёл смрад - потекли жалобы. И терпение исполнительной власти лопнуло. Тогда она взяла и исполнила свой долг: 7 июня т.г. была создана рабочая группа во главе с Николаем Калашниковым, начальником департамента строительства, транспорта и ЖКХ области. В эту группу вошли чиновники, учёные, депутаты, представители природоохранных организаций и прокуратуры. После проверок выяснилось, что и так было зримо: куриный помёт по-прежнему сбрасывается на поля без всякой обработки, то есть без компостирования и предварительного обеззараживания, микробиологическая опасность этого агрессивного сырья на «Северной» никак не оценивается. Одним словом, старая песня… Более того, специалисты Роспотребнадзора заявили, что земельный участок, который фабрика выбрала для утилизации, а на деле - под свалку помёта, в своё время не был согласован с ними. А там ежегодно вываливается более 60 тыс. тонн помёта. Но и это, как выяснилось, ещё цветочки.
Учитывая, что птицефабрика относится к производству третьего класса опасности, закон требует, чтобы её санитарно-защитная зона (СЗЗ) была не менее одного километра. Но, как показали замеры, жилые массивы начинаются в 400 метрах от птичника. Да и не было у птичника утверждённого проекта СЗЗ. Словом, работал он вольготно, доходно, не считаясь ни с чем и ни с кем.
Короче, после проверок против птицефабрики были возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 6.3 и 8.2 КоАП РФ. Суть статей: нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, пренебрежение экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями при сборе, накоплении, использовании отходов. Материалы пошли в суд, который и посадил птичник на три месяца на подножный корм, чтобы компания «Белгород-семена» сделала за это время работу над ошибками. Сделает за два месяца - фабрику запустят. Закон это позволяет. Если не сделает, решение будет не в её пользу. По словам руководителя рабочей группы, которая обследовала «Северную» и спиртзавод в Весёлой Лопани, у этих предприятий было время, чтобы наладить экологически чистое производство. «Раньше бы всё это сделали, наверное, такая мера принята не была бы, - отметил он. - Но, поскольку сами предприятия до этого не дошли, им дали возможность заняться этим сейчас».
Другими словами - досиделись!
В паутине
Так что ж нужно сделать птицефабрике за три месяца? Многое. Во-первых, прекратить вывоз свежего куриного помёта на поля, во-вторых, убрать весь старый помёт на специализированные площадки (есть ли они?) агрохолдинга, в-третьих, принять решение о модернизации оборудования и перестройке всего технологического процесса, в-четвёртых, утвердить с Роспотребнадзором разработанный проект СЗЗ.
Да, сейчас свежий помёт вывозится на арендуемый полигон под Шебекино. Начинают потихоньку разгребать и «авгиевы конюшни» на полях, но ждут, согласно требованиям Роспотребнадзора, низких температур, чтобы запах не заполнял округу. Но завалы помёта, что накопились на «полигоне», - это ещё полбеды. Гораздо хуже, что многолетние завалы лежат на пути технологической модернизации всего производства (уж очень много времени потрачено бездарно). А это - главное, чтобы предприятие сохранилось. И мне, стороннему наблюдателю, честно скажу, верится в это с трудом. Если уж у руководства птицефабрики (агрохолдинга) за все эти доходные годы руки не дошли даже до административного корпуса, чтоб вернуть его из 1970 года рождения к жизни, то ждать скорейшую модернизацию производства, что должна была состояться ещё позавчера, наивно.
Уверен, внешний вид предприятия - это не мелочь. Это - визитная карточка отношения к делу менеджмента компании. Денег что ли у компании не было? Но, сколько я помню, руководство холдинга любит бравировать тем, что «Белгород-семена» - третья по мощности среди подобных российских компаний. Значит, деньги есть. Или, по крайней мере, были… Тут другого не было: экологическая безопасность населения, включая собственных рабочих, руководство не заботила.
Это, во-первых. А во-вторых, как показывает практика, отжав все соки с устаревших мощностей, такое предприятие упирается в стену и начинает: а) сыпаться; б) быстро сыпаться; в) переводить стрелки из экономической плоскости в политическую. Замещая тем самым собственную нерадивость «произволом властей - происками конкурентов - заговором - самодурством судей, инспекции, прокуратуры».
Для сравнения: вместе с «Северной» под пресс закона попал и Весёлолопанский спиртзавод. Смрад с его полей орошения (фильтрации) доносило ветрами до самого Белгорода. И не один год. Но в отличие от птицефабрики, штрафы для которой стали «рабочим режимом», завод серьёзных нагоняев не получал. Зато кран ему перекрыли сразу, не дав и недели на сборы. Но коллектив там не бузит, а пытается исправиться. Руководство завода прониклось, что отступать дальше некуда, надо перестраивать технологический процесс, работать по-новому. И сейчас заводчане дело делают, а не выискивают врагов, которые покушаются на их собственность, земли и доброе имя.
Хирургическое вмешательство
Да, рабочих птицефабрики жаль. Начальство - нет. Потому что рабочие птицефабрики пошли разменной монетой недальновидной производственной политики руководства, которое своими руками загнало птичник в тупик.
А могло быть иначе? Да, могло. Скажем, если б сейчас «Северная» имела специальные полигоны, современные, достаточные ей помётохранилища и технологию переработки отходов, подступиться к ней было бы крайне трудно. Между тем, специалисты уверяют, что мировых (да и родных) технологий, позволяющих опасные отходы птицефабрики перевести в ценное сырьё, которое наряду с основной продукцией приносит хороший доход предприятию, - множество. Одна беда: их надо осваивать и внедрять. А вот это утомительно и накладно.
Ну и кто ж виноват, что «Северной» сейчас подрезали крылья? Власти? Наверное, да. Только вина их не в том, как это видится птичнику с личного насеста. Оплошали они в ином: застопорить фабрику надо было ещё лет пять назад. Но этого не сделали, потому как ждали, что руководство холдинга «возьмётся за ум» и сделает то, что обещало по части экологической безопасности на «Северной». Зря ждали. Потакание порокам развращает производственников, которые порой не прочь пожить за чужой счёт. Поэтому выход один: «хирургическое вмешательство», как в случае с «Северной» и спиртзаводом. О чём это говорит? Да о том, что региональные власти во главу угла своей внутренней политики поставили не интересы нерадивого собственника, а общественное настроение уставших жителей областного центра, которые уж и надежду на то, что эти «вонючие» предприятия можно поставить на место, потеряли. Оказывается - можно.
- Комментировать
- 2738 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад