По следам разгаданного сканворда
Самое ценное в профессии журналиста - встречи с интересными людьми. Пусть случайные - как, например, в этот раз: один из подписчиков «Белгородских известий», первым разгадавший призовой сканворд и ставший обладателем пригласительного билета в фотогалерею имени Виталия Собровина, в телефонном разговоре упомянул, что лично за билетом в редакцию ему приехать будет трудновато. Ноги побаливают, и подняться на третий этаж ему тяжело.
Что ж, наши подписчики - наше главное достояние, и в редакции приняли решение отвезти пригласительный билет победителю домой.
Читатель наш, Виктор Дмитриевич Новиков, оказался инженером с двумя высшими образованиями. Выпускник оптико-механического факультета Новосибирского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии и Павлодарского индустриального института по специальности «двигатели внутреннего сгорания». И сканворд разгадал уже не в первый раз, а вот в редакцию позвонил впервые - жена посоветовала: попробуй, говорит, может, первым и окажешься. Вот так и познакомились мы с этим удивительным человеком.
Виктор Дмитриевич и Галина Васильевна Новиковы с 2001 года живут в посёлке Дубовое, на улице Ягодная. Они переехали сюда из Павлодара во время межнациональных волнений в Казахстане, поближе к родственникам.
Пока грелся чайник, завязался разговор. Виктор Дмитриевич рассказывал о своей жизни. Незаметно в кружках оказался кофе, на столе - кувшин с молоком.
- Приехал на Белгородчину в 2001 году из Северного Казахстана, там я работал. Вообще, родился в Сибири, в Новосибирской области, город Купино. Это возле Алтайского края. Там лесостепь переходит в степь. И дальше уже Алтайский край - это слева, а справа - Казахстан. Я в Казахстане трудился в большой энергетике - на Павлодарской ТЭЦ-2. А здесь в «Белгородских теплосетях» работал, в «Белгородстрое». Последняя запись в трудовой книжке - «начальник котельной в посёлке Северный».
Виктор Дмитриевич успел поработать и учителем физики в одной из школ Новосибирской области, и экспертом госприёмки (надзорного органа Госстандарта) на главном конвейере Павлодарского тракторного завода. Когда в восьмидесятых институт госприёмки упразднили, пришлось искать другую работу. Друг пригласил оператором в котельную. С тех пор минуло уж больше двадцати лет, а герой наш успел вырасти в мастера и даже начальником стать. К слову, он запускал одну из первых в Белгороде транспортабельных котельных установок ТКУ-1 на улице Щорса, 55а. Новый по тому времени проект. Теперь таких установок в областном центре немало.
- У вас большой послужной список…
- Я достаточно грамотный! - усмехнулся Виктор Дмитриевич. И призадумался. - Я ведь три года назад окалечился. 29 февраля чёрт меня дёрнул поправлять чужие антенные провода. Давно свисали с крыши, по окнам нашего балкона бились, а тут - не стерпел, полез закрепить. Ну точно не мой день был, что сказать. В общем, с пятого этажа и рухнул. Чудом живой остался... После перелома обеих ног валялся с полгода в первой городской больнице - никак не срасталось. Ничего плохого о врачах говорить не буду. Сложили как могли мои ноги. Хоть правая была сильно повреждена, колено сохранилось. Врач сообщил, мол, придётся отнимать… Так что сейчас у меня ниже колена протез. На левой - пятка до сих пор вывернута, но наступать могу. Спасибо жене, она меня выходила...
- А как с женой познакомились? - спросил я, чтобы продолжить разговор о семье.
- Жена Галина окончила физфак Тульского института имени Л.Н.Толстого и по распределению учителем физики поехала в Новосибирскую область. Мы там и познакомились. Последние десять лет, после переезда в Белгород, работает в сорок девятой школе.
- А когда жена придёт? Семейную фотографию сделать бы.
- Думаю, не раньше чем часа через три. Она внучку Владиславу водит на гимнастику в Центр Хоркиной. Её в школу олимпийского резерва взяли. Так это только одна внучка. А у меня их четыре. Мне жена иногда говорит: «Вить, не расстраивайся. Раз девочки - войны не будет». А я и не расстраиваюсь. От старшей дочки Инны двое - Дженнифер и Катрин, и от сыновей-близнецов Дмитрия и Вадима по одной - Полина Дмитриевна и Владислава Вадимовна. Дочь с мужем живёт в Германии, в Бремене, а сыновья со своими семьями в Белгороде, на Харгоре. Недалеко, в общем. Мама моя, 83 года ей, живёт тоже здесь - на Есенина. Прогулки любит, самостоятельная она у меня. Мы ей только иногда со стиркой помогаем, а так - всё сама!
Между строк отмечу, что Виктор Дмитриевич, уже не спрашивая, наполнил кружки ароматным напитком снова. По-домашнему прихлёбывая, продолжал:
- Сыновья при Павлодарском институте, ещё том, где я учился, монтажный колледж закончили. Когда приспело им в вуз идти, страна Советов распалась, а капитализм сделал своё дело. Прикинул - не выучу обоих, дорого. А одного отдавать - это не дело. Решили в колледж - и не прогадали. Затем в армии отслужили на Дальнем Востоке, а оттуда сразу к нам - мы уже тогда переехали. Теперь строительством, отделкой занимаются, у них частный бизнес. Ремонт они здесь своими руками делали.
Вышли на балкон. Там-то я и увидел то самое роковое окно. Что-то внутри сжалось, когда брякнул по раме антенный шнур. Но тему эту продолжать я не стал, спросив первое, что пришло в голову:
- Смотрю, у вас под окнами деревья растут. Кто сажал?
- Да это я, как приехали, четыре вишенки посадил. Там шпанка есть - так её уже опробовала местная ребятня. Я только «за». Сам, когда гуляю, ветку им наклоню. Пусть угощаются. Мы с Галей компот закрутить успеем.
Мы вернулись в кухню. Только сейчас заметил включённый телевизор. Мелькала реклама, динамики работали громче. Я резко дёрнул пульт со стола и, спохватившись, встретил одобрительный взгляд Виктора Дмитриевича.
- Новости не люблю смотреть по телевизору. Это он у меня так, фоном работает. Читаю книги. С женой газеты выписываем. Вот в вашей нравится, когда видных гостей в редакцию приглашаете. Считаю, важно знать о местных деятелях что-то ещё, кроме названия занимаемой ими должности. И историей полезно интересоваться. Заметки у вас о сохранении архитектурных памятников тоже отслеживаю. Да и вообще, мне по нраву всё, что касается истории и культуры.
Взглянул на часы - мы встретились не больше часа назад. А передо мной прошла целая человеческая жизнь. Виктор Дмитриевич - человек открытый, оптимист по жизни. Признался, что жена считает его альтруистом. Он согласен наполовину:
- Я христианин и ношу крест. Но не так, чтобы лбом пол расшибать. Если произошло что-то, значит, произошло… Значит, на роду написано, - улыбнулся Новиков.
- 1864 просмотра
Отправить комментарий