Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Сделать шаг без разрешения

Выставка молодых художников совпала с дискуссией о современном искусстве

Сделать шаг без разрешения Сделать шаг без разрешения Сделать шаг без разрешения XIV областную молодёжную выставку произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного творчества открыли в галерее «Родина» в минувшую пятницу. На следующий день состоялся разговор о современном искусстве: заинтересованные молодые авторы и просто зрители встретились с художниками Григорием Новиковым и специально прибывшим из Германии Артуром Клозе.

Прорыв, застой или баланс?

Около восьмидесяти участников, более ста семидесяти арт-объектов - сколько художественных подходов и творческих школ сошлись в рамках единого пространства выставочного зала. Среди авторов - те, кто обучается в вузах на факультетах изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, и те, кто их окончил. Многие из экспонентов представляют свои работы впервые - очевидно, насколько для них это важно… Словом, событие, которое обещало стать одним из самых ярких в октябре, таковым стало, однако некоторым, ожидавшим от молодёжи напора и инициативы, не хватило новаторства и свежих идей. Так посчитал и заведующий кафедрой «Рисунок и живопись» Белгородского государственного института культуры и искусств - член Союза художников России Анатолий Федоренко:

- Будучи молодыми, мы ездили в московский Манеж. Конечно, в советские времена это не составляло проблемы. Манежные выставки гудели и ревели - необычайно большие холсты, удивительные сочетания красок, столь неожиданные ассоциации… От воплощённых художниками оригинальных идей испытывали культурный шок. Вот чего ждёшь от молодёжи! А здесь не так много произведений, где просматривается индивидуальный почерк, ярко выраженная идея. Нет, не ругаю - только хочу столкнуть с места, ведь застой губителен. Я говорю своим студентам: «Поиграйте с ассоциациями, образами». Хотел бы, чтобы оторвались от академизма и выразили своё внутреннее состояние. В творческом акте они должны быть наглыми!

Картина «Победа» Алексея Юсупова - молодого, но уже титулованного автора, члена Союза художников России, преподавателя - одна из тех, что произвела впечатление на Федоренко и других посетителей выставки. Действительно, крупномасштабное полотно, необрамлённое, сразу же приковывает к себе внимание. В её композиционном центре - словно ожившая древнегреческая мраморная статуя Ники Самофракийской. Ника - крылатая богиня канувшей Эллады - символизирует успешный исход, победу, преимущественно военную. Упомянутую статую мир обрёл в XIX веке - она дошла до нас, утратив голову и руки.

И вот изображённая на картине - лишённая головы и рук, и, кажется, её орлиные крылья несколько опущены и уже не рождают чувство упоения от победы - заставляет задуматься о том, что торжество сомнительно. Трагизм усиливает сочетание красного цвета фона и иссиня-чёрные с белой пеной волны Стикса - реки подземного царства. Глядя на произведение Юсупова, задаёшься вопросами: о победе речь или поражении? И если всё же о победе, то стоит ли она той цены, которую за неё пришлось заплатить? И есть ли победители, или проиграли все?

Работы творцов, уже вошедших в Союз художников России, молодых преподавателей и их учеников соседствуют на выставке друг с другом: крупноформатные экспрессивные «Композиция» и «Автопортрет» Михаила Доляновского и картины Светланы Черниковой, эскизы декораций к комедии «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира - «Ткач», «Оберон», «Титания», - выполненные Марией Браковенко, графический диптих «Муха-Цокотуха» Яны Серпуховой, акварельные портреты «Маленькая индианка» и «Полёт мечтаний» Алексеевой, натюрморты «Жизнь в темноте» - «Чайник» и «Хлеб» - Натальи Курусь… Разнообразны техники: монотипии, монохромные и цветные, линогравюры, плакаты - в графике, горячий и холодный батик, валяние из шерсти, ковка, керамика, резьба и роспись по дереву, глиняная игрушка - в декоративно-прикладном творчестве. И каждое из экспонирующихся здесь произведений заслуживает внимания.

Проект оказался успешным. Столпотворение на вернисаже и вспыхнувшие споры продемонстрировали огромный интерес профессионалов, любителей и обычных зрителей к процессу. Их отголоски ещё будут раздаваться и, возможно, станут началом крупных перемен в области изобразительного искусства нашего края.

Завершат выставку в конце ноября.

Всё зависит от субъекта

Подчеркну ещё раз: в областной выставке приняли участие молодые художники. Создание экспонируемых произведений приходится на последние годы, большинство выполнено в 2012-м. Так можно ли говорить, что перед нами современное искусство? С точки зрения хронологии - безусловно. По аналогии с литературой, эпоха современного искусства начинается в 90-х и длится до сих пор. Но вряд ли время - единственный критерий.

Что же принято понимать под «современным искусством» и как его нужно воспринимать? Какие критерии принадлежности к искусству в целом существуют сегодня? Появляются ли новые художественные течения и их манифесты? К каким формам прибегают художники наших дней? Как решается проблема авторства? Вот некоторые вопросы из тех, что обсуждали и попытались на них ответить молодые и более зрелые художники и заинтересованные в этом посетители галереи. Главными героями субботней встречи-дискуссии «Современное искусство: диалог художников и зрителей» стали немецкий автор Артур Клозе и Григорий Новиков.

Клозе - медиа-художник и мультипликатор, куратор молодёжного международного проекта «Книга о городах-побратимах Белгороде и Ополе» - посещает наш город уже в третий раз. И каждый его приезд вызывает повышенный интерес у горожан - он возводит мост между двумя культурами - русской и европейской, в частности, немецкой и польской (этнический немец, он родился в польском Ополе, о чём не забывает. - Е.Ш.). За свою просветительскую миссию отмечен благодарностью российского фонда Мира, которую на вечере ему вручил руководитель белгородского регионального отделения этой организации Николай Носов.

Художник Новиков известен своими экспериментами с материалом, размером, пространством, с самой идеей искусства: он стремится взламывать устоявшиеся принципы и найти новый подход, демонстрирующий нечто иное, чем существующее до, и интересуется тем, чего ещё нет в музеях и что имеет вкус сегодняшнего дня. И, собственно, благодаря ему Клозе, с которым он познакомился на пленэре в Польше, впервые появился в Белгороде.

А начал разговор немецкий художник с рассказа о крупнейшей и авторитетнейшей выставке современного искусства 13-я «Документа» (13dOCUMENTA), или в переводе с латинского «Свидетельства» (на этом примере и обсуждали поставленные вопросы. - Е.Ш.). Её проводят в немецком Касселе, городе, где Клозе живёт, раз в пять лет. Её продолжительность - 100 дней! Количество её посетителей в нынешнем году - 860 тысяч! Проект - один из тех, где искусство покидает пределы музеев и галерей и распространяется повсюду - арт-объекты экспонируются не только в выставочных залах, но и на вокзале, улицах, парках, специально для него созданных арт-павильонах. «Порой было сложно понять, что перед тобой - куча мусора или арт-объект», - иронизирует Новиков, не сформировавший однозначного мнения по поводу того, как относиться к «Свидетельствам».

Их куратор Каролин Кристов-Бакарджиев полагает, что «сегодняшнему дню адекватно лишь максимальное разнообразие». На вопрос о логике, которой она руководствовалась, собирая экспозицию, Клозе ответил, что «она своего рода диктатор и, как наделённая неограниченной властью, сама решает все вопросы». И её концепция, на взгляд немца, такая: надо посмотреть, подумать и самостоятельно найти суть. Белгородский же художник посчитал, что она целенаправленно столкнула то, что имеет отношение к искусству, и то, что является лишь провокацией: «Произведение Сальвадора Дали - уже признанная классика - соседствуют здесь с откровенно бесталанными студенческими работами. Всё становится очевидным». Общее же в их мнениях: вместо традиционного созерцания - раздумья.

Никакого жюри, а значит, конкурсного отбора не было, выставиться мог каждый, существует лишь возрастное ограничение - до 35 лет. Из представителей России - молодая художница Александра Сухарева и её инсталляция (инсталляция популярна как наиболее оптимальная форма для выражения художником своего замысла, более ёмкая и эффективная, менее затратная. - Е.Ш.), отсылающая к якутской культуре. Новиков недоумевает: «В каком-то полупустом домике мебель в стиле IKEA. Что это? Почему огромная страна, важнейший игрок на мировом поле культуры представлена какой-то девочкой? Я не понимаю». В отличие от него Клозе, кажется, разделяет ту позицию, что в каждом человеке есть творческая потенция, а созданное произведение имеет право на существование безусловно.

До чего договорились? Мы не можем не обращать внимание на современное искусство - это то культурное поле, в которое мы погружены. Правда, анализировать его крайне сложно: пожалуй, отрефлексировать этот феномен можно будет спустя несколько десятилетий, тогда выявятся его тенденции, специфика, останутся те из произведений, которые действительно того заслуживают. Всё же мнение члена Союза художников России Натальи Плешковой можно привести в качестве одной из особенностей. «В современном искусстве изменился подход, - считает она. - Если раньше акт творения художник переживал наедине и представлял зрителям уже законченное произведение, то сейчас этот акт публичен, сильно зависит от контекста, происходит внутри зрителя непосредственно во время созерцания, его эффект кратковременный».

Обратимся к вопросам авторства. Делюсь мыслью: «К «Чёрному квадрату» Малевича можно относиться по-разному, но не признать созданный им концепт, не увидеть в этом манифест, отражение экзистенциального кризиса человека, образовавшийся в результате войн и других кризисов, было бы неправильно. Но когда сейчас сталкиваешься с зелёными треугольниками, жёлтыми кругами, оранжевыми эллипсами… Кроме подражания, желания выпятиться, не видишь ничего». Согласились практически все. В плагиате, конечно, никого не обвиняют, но для многих это обесценивается и перестаёт быть искусством.

Автор «современного искусства» - тот, кто отважился на эксперимент. Но не ради эпатажа и провокации, а потому, что по-иному он просто не может. Решиться сделать шаг без разрешения - вот что важно для художника сегодня, особенно для молодого. Это с позиции профессионалов. А как быть зрителям? Здесь важен мыслящий субъект, всё зависит от него: его интерпретации - от начитанности и интеллекта, его эмоции - от опыта чувствования. При этом, убеждён Новиков, искусство во все времена призвано делать человека добрее, душевнее, возвышать его. Оно не разрушающая бомба, а послание божественной природы.

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Фото Михаил МАЛЫХИН

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина