Белгородские художники поделились со зрителями романтикой ушедшего,
ирреальным восприятием настоящего, апокалиптическим предчувствием грядущего
В Белгородском государственном художественном музее открыта XXX областная художественная выставка. Её экспонентами стали 95 авторов, а в экспозицию вошли более двухсот произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, народного, театрально-декорационного, ювелирного. Крупномасштабный проект регионального отделения Союза художников России и БГХМ позволяет судить о тенденциях в современном изобразительном искусстве и особенностях художественного процесса в нашем крае.
Апокалиптические предчувствия
Они носят не столько мистический, сколько мировоззренческий и социальный характер. Любопытны крупноформатные полотна Анатолия Федоренко - заведующего кафедрой «Рисунок и живопись» Белгородского государственного института искусств и культуры, члена Союза художников России, представителя старшего поколения белгородских художников: «Меланхолия», распадающееся на кубы «Одиночество» и, конечно же, сюжетно-тематическая картина «Мистерия XXI». На последней разыгрывается драма: человеческие жизни перемалывают жернова судьбы - под колёсами экипажа, запряжённого «птицей-тройкой», под копытами её взмыленных и обезумевших лошадей в борьбе, но гибнет сонмище людское. И сам он рушится. И от этого гоголевского светлого и благостного символа России уже ничего не остаётся.
Рядом с работами Федоренко разместили схожую по цветовой тональности «Фисбу» Милады Исаевой. Молодой художнице удалось не только выполнить хороший, с академической точки зрения, портрет обнажённой натуры, но и воплотить замысел - изобразить полумёртвую женщину, показать ту едва уловимую грань между жизнью и смертью в теле, замечает заместитель директора БГХМ по научно-исследовательской и выставочной работе Наталья Свиридова. Напомню, что Фисба - вавилонянка, героиня эпического произведения «Метаморфозы» римского поэта Публия Овидия Назона, архетипический образ, через века возродившийся в шекспировской Джульетте. Собственно, как и трагическая история любви Пирама и Фисбы повлияла на пьесу, которой «нет печальнее на свете»: юноша счёл её мёртвой и вонзил в себя меч. И вот это сочетание грациозной природы женской плоти и совершенства скульптуры (именно на неё походит нижняя часть фигуры), столкновение живого и неживого удерживает у картины Исаевой надолго.
По мыслям и чувствам, которые возникают при взгляде на произведения, с ними связаны работы представителей молодого поколения художников - Алексея Юсупова и Яны Серпуховой. Живописец Юсупов известен своими масштабными картинами одного сложно реализованного символа (как правило). Для областной экспозиции он предоставил «Красный октябрь». На задающем настроение смятения, тревоги красно-чёрном фоне изображены два подсолнуха - перевёрнутых. Подобное их расположение низвергает значение символа - благодарность, направление желаний и сил к праведности, - делая его собственным противопоставлением. Хотя в нём сокрыт и прямой негативный смысл - безрассудное поклонение, рабское следование за Солнцем - хорошо коррелирует с названием «Красный октябрь», обращая нас к тоталитарному прошлому страны и тому, что требовалось от человека в условиях диктатуры, - слепой вере в вождя, возведению его личности в культ.
Триптих «Родина» графика Яны Серпуховой также глубоко символичен, проникнут трагическим миросозерцанием. Автор рефлексирует по поводу отсутствия свободы, подавленной тоталитаризмом, вуалируя массу, толпу под обликом коричнево-серых воробьёв; продвинутого партийного функционера - под грузным голубем; личность, стремящуюся сохранить себя - под райским павлином и попугаем как единственной птицей, способной говорить. Последним место в клетке, за колючей проволокой. И как насмешка над их судьбой - надпись La dolce vita - «сладкая жизнь».
Но каким бы ни был советский период, это, несомненно, время выдающихся, одарённых, подлинных мастеров. Среди них и имя Александра Родченко. Легендарному советскому фотографу, артисту, конструктору, декоратору к 120-летию со дня его рождения Игорь Чёрный посвятил четыре плаката.
Ирреальность настоящего
Привлекают внимание красочные натюрморты «Уха» и «Пельмени» из серии «Гастрономические пристрастия» Интигама Акперова. Их названия говорят сами за себя. Казалось бы, как по особенному можно представить вполне будничные бытовые темы. Но Акперов, обращаясь к простым вещам, поражает необычным композиционным решением, его картины наполнены ощущением неторопливого и прочувствованного течения жизни с её тихими радостями. С другой стороны, они очень концептуальны: скажем, «Пельмени» - в пространство работы художник включил всё, что возникает у нас при упоминании этого слова, - вот стройные ряды пельмешек, тесто, скалка в мучных облачках, появляющийся из мясорубки фарш… И здесь же существуют кот и ангел. Закрадывается сомнение: «Похожи на настоящих - такие одухотворённые». Соизмерив их масштабы, понимаем - только глиняные фигурки. Автор представляет то, что для него близко, связано с произошедшими с ним событиями, переживаниями, делая свои произведения глубоко личными, естественными и искренними.
Впечатляют выполненные сангиной и классическим карандашом графические листы «Студентка», «Гриня», «Этюд головы» Станислава Доляновского. Намеренная монументализация - портрет значительно больше оригинала - заставляет зрителя по-другому посмотреть на изображаемого, увидеть его характерные психологические черты. Такие работы создают ввиду внутреннего творческого развития, своей потребности, считает Свиридова. Сын Доляновского Михаил продолжает традицию отца, при этом работает свободно, не скованно, обнаруживая огромный художественный потенциал. На выставке представлены его «Автопортрет» и натюрморт «Рыбы».
Романтика ушедшего
Сразу же при входе в выставочный зал внимание приковывает «Сон художника» председателя регионального отделения Союза художников России Станислава Дымова. Нега, беззаботность, ощущение предстоящего праздника - сюжет картины в свойственном ему стиле фантастического реализма вызывает ассоциации с началом диониссийских торжеств.
А рядом «Иерусалим» Александра Панова. Он будто парит, подобно висячим садам Семирамиды. Словно ожили страницы булгаковского романа, и вечный город предстал в своей величественной стати, маня неизъяснимой мощью и тайной.
Как и в прошлые годы, на выставке в изобилии представлены пейзажи, живописующие природу родного края: «Война прошла» Виктора Иванчихина, «Хорватия. Смолян. Свидетель рождения Николы Тесла» Иосифа Бобенчика, «Вечерние стражи», «Церковь Благовещения в Тростянице», «Осень в Угрине» Владимира Желобка, «Родное Белогорье» Ивана Чернышёва, «Ямская степь» Валерия Голышева и Павла Шляпникова, «Дивы с колокольни. Пещерный Спасский храм. Село Костомарово» Виктора Ковалёва…
- Есть художники, которые в этот раз показали значительный качественный шаг вперёд. Например, Юрий Болотов (пейзажи «Июльское утро», «Осенний денёк догорает», «Лето на Белгородчине», «Звонкий октябрь», «Тишина») из Старого Оскола. Он изменил творческий почерк. Чувствуется влияние курских художников, прежде всего, Владимира Дайбова. Этот художник нашёл свой ход, свою пластику, свои темы и сейчас влияет на коллег. Как видно, не только курских. Пытается почувствовать его живописный пластический язык и Болотов, приближаясь к нему в тоне, решениях композиции, манере подачи, но его живопись более плоская, работы ближе к наивному искусству, - добавляет Свиридова.
Отдельное внимание организаторы экспозиции уделили крупным белгородским художникам прошлого - в экспозиции представлены полотна Ильи Хегая, заслуженных художников России Бориса Пупынина и Владимира Козьмина, оказавших огромное влияние на развитие художественного творчества белгородских художников.
Обратимся к другим видам изобразительного искусства.
- Не появляется новых имён среди скульпторов. Стабильно представляют себя Александр Пшеничный («УНА - дочь Малевича», «Сон», «Терракота», «Женщина с рыбой»), Анатолий Шишков («Собака Качалова») и Михаил Смелый, - отмечает Свиридова. - А вот традиции декоративно-прикладного и народного творчества активно развиваются, особенно в Старом Осколе. В глиняной игрушке всё больше проглядывают черты авторского стиля (работы Елены Абрамовой).
Театрально-декорационное искусство представлено великолепными эскизами костюмов к спектаклю «Сказание о Иоасафе» Марины Шепорнёвой, к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» Марии Браковенко, сценографией к спектаклю «Холстомер», «Сказки нянюшки Арины» и «Журавлиные перья» Андрея Лукомского.
Кроме того, произведения в техниках лоскутного шитья Маргариты Кудрявцевой, валяния шерсти Екатерины Щекаловой, батика Виктории Скляровой…
Множество субъективных реальностей, воплотившихся в разных темах и жанрах, обеспечили этой выставке успех. Ведь при таком тематическом, жанровом и настроенческом разнообразии найти своих героев нетрудно. Выставка продлится до 16 декабря.
- Комментировать
- 3544 просмотра
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад