Мюзикл «Снежная фантазия» напомнил об истинных ценностях
Волшебная сказка «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена знакома каждому с детских лет. Обратившись к ней, член Союза композиторов России Елена Латыш-Бирюкова сочинила музыку и написала либретто, которые легли в основу «Снежной фантазии» - нового мюзикла детского музыкального театра-студии «Звуки музыки», которым она руководит. Режиссёр Пётр Харлов осуществил его постановку. Расставив свои акценты в этой истории, авторы и юные артисты представили официальную премьеру «Снежной фантазии» в минувшую пятницу в Белгородском государственном центре народного творчества.
История, рассказанная в XIX веке датским сказочником, романтиком со склонностью к религиозным и философским рассуждениям Андерсеном, о девочке с горячим сердцем, которая отправилась на поиски своего названного брата, обрела на этом пути друзей и преодолела множество препятствий, получила в дальнейшем множество интерпретаций. А сколько из них сохранилось в культуре, в частности, знаменитые советские версии - пьеса Евгения Шварца, мультфильм Льва Атаманова и кинокартины Геннадия Казанского, Николая Александровича! Казалось, сказку Андерсена сложно представить с неожиданной стороны. Авторы «Снежной фантазии» доказали - этого и не требуется: достаточно постичь глубинные смыслы, в изобилии заложенные автором, воплотить их в должной полноте и расставить свои акценты. Елене Латыш-Бирюковой, Петру Харлову, актёрам театра-студии и всем участникам проекта это, безусловно, удалось.
Детскую, простую на первый взгляд, сказку отличает идейная многослойность сюжетного построения, что в полной мере воплотилось в мюзикле. Один из главных пластов - реализация идеи непрекращающейся борьбы божественного и дьявольского, символически представленной войной роз и снега. Роза не только ёмкий, но и очень многозначный символ. В контексте же андерсеновской сказки трактовать его несложно: красная роза как христианский символ земного мира, белая - чистота и духовность, вместе - союз, розовый сад - единственное богатство Герды и Кая - рай. Вот этот пласт значений указывает на связь детей с Богом. Находясь на стороне Света, они противостоят Тьме, олицетворением которой являются создатель зеркала, чьи осколки, попав в глаз Кая, исказили его восприятие прекрасного, а сердце превратили в кусок льда, и Снежная королева с её свитой. Противостояние самопожертвования - трусости и равнодушию; милосердия - чёрствости сердца; благочестивой человеческой мысли - невообразимой гримасе; всепрощения - обречённости на нескончаемую пытку за совершённый грех; осмысленности земного пути - пустому пребыванию в вечности; жизнь - смерти.
Усилен авторами мюзикла мотив взросления, вступления во взрослую жизнь. Перед зрителями предстают три Герды - в детстве, отрочестве и юности - и два Кая - ребёнок и юноша, тем самым мы прослеживаем первые десятилетия жизненного пути героев. От потери до обретения долгий и многотрудный путь. Событийно и хронотопически (единство времени и места) он определён так: отчий дом с розовым садом - пребывание в забвении, у волшебницы - встреча с воронами, покои принца и принцессы - лес, жизнь у молодой разбойницы - Лапландия и Финляндия, помощь лапландки и финки - последняя битва ангелов и оживших снежных хлопьев, чертоги Снежной королевы, что на острове Шпицберген у Северного полюса - возрождение к жизни Кая и их возвращение домой. Некоторые эпизоды в «Снежной фантазии» опущены, но тем очевиднее противостояние роз и снега. В смысловом отношении путь - искания, сопряжённые с суровыми испытаниями, их преодоление приводит к морально-нравственному становлению Герды и Кая, их братская любовь превращается в романтическую, при этом они остаются по-детски чисты.
Образы, воплощённые актёрами «Звуков музыки», целостны и убедительны. Все три Герды (исп. Марина Михайлова, Дарья Аниськина, Екатерина Чужинова, Татьяна Орленко, Влада Корчагина) совмещают в себе нежность, кротость, отличаясь тем, что становятся храбрее, более твёрдыми и решительными в своих устремлениях, Кай (Дмитрий Алексеев, Антон Мустаев, Максим Михайлов, Александр Лежненко) предстаёт беззаботным, добрым мальчишкой, затем отчуждённым и холодным, а после по-взрослому серьёзным и любящим юношей. Бабушка (Ольга Кучериносова, Роксана Оганесян) всепрощающа, Ворон (Мирослав Бирюков, Сергей Коротенко) отзывчив и мудр, Маленькая разбойница (Анастасия Логвинова, Яна Лежненко) жизнелюбива, своевольна и необузданна, Снежная королева (Светлана Шабанова) ослепительна в своём ледяном совершенстве… Создать их таковыми помогли актёры массовых сцен - детвора на коньках, розы, разбойники, северные аборигены, свита Снежной королевы.
Добавьте к этому сложные партии - сольные и хора (педагог по вокалу - Николай Бирюков), - оказавшиеся под силу юным артистам, и красоту оригинальной музыки, фантазийность которой, по словам Петра Харлова, и породила название «Снежная фантазия», выразительный пластический рисунок. Великолепные сценографические решения, создающие атмосферу зимы, с одной стороны, с её весёлыми забавами, а с другой - суровой, с вьюгой и метелями. Декорации (художник-оформитель Марина Шепорнёва): к примеру, покои Королевы снега - белоснежно-голубоватые, словно сотканные из мельчайших снежинок: здесь и белые хлопья - снежные пчёлы, и радужные переливы северного сияния... Костюмы: розовые бутоны-шапочки и зелёные стебельки-одежды - облачение чудесных цветов, мерцающие белоснежные платье Снежной королевы и наряды её свиты, скромные и опрятные платья Герды, забавные шубки жителей Севера…
Молитву «Отче наш» возносят Герда и Кай в «Снежной королеве» и тем спасаются. Словами молитвы - «Дай нам Бог на жизненном пути сохранить в сердцах наших свет и любовь» - завершается и мюзикл. Очевидно: напутствие «дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь…», с которого Андерсен начинает своё повествование, правомерно и для «Снежной фантазии». Вскрывая смыслы, заложенные в музыкальном произведении его авторами, юные зрители развиваются интеллектуально, но что ещё важнее - они претерпевают эмоциональный и духовный подъём. А в большей мере именно это обеспечивает нашу внутреннюю гармонию и определяет нас во всём многообразии сношений с внешним миром.
- Комментировать
- 3236 просмотров
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад