Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Война роз и снега

Мюзикл «Снежная фантазия» напомнил об истинных ценностях

Война роз и снегаВойна роз и снегаВолшебная сказка «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена знакома каждому с детских лет. Обратившись к ней, член Союза композиторов России Елена Латыш-Бирюкова сочинила музыку и написала либретто, которые легли в основу «Снежной фантазии» - нового мюзикла детского музыкального театра-студии «Звуки музыки», которым она руководит. Режиссёр Пётр Харлов осуществил его постановку. Расставив свои акценты в этой истории, авторы и юные артисты представили официальную премьеру «Снежной фантазии» в минувшую пятницу в Белгородском государственном центре народного творчества.

История, рассказанная в XIX веке датским сказочником, романтиком со склонностью к религиозным и философским рассуждениям Андерсеном, о девочке с горячим сердцем, которая отправилась на поиски своего названного брата, обрела на этом пути друзей и преодолела множество препятствий, получила в дальнейшем множество интерпретаций. А сколько из них сохранилось в культуре, в частности, знаменитые советские версии - пьеса Евгения Шварца, мультфильм Льва Атаманова и кинокартины Геннадия Казанского, Николая Александровича! Казалось, сказку Андерсена сложно представить с неожиданной стороны. Авторы «Снежной фантазии» доказали - этого и не требуется: достаточно постичь глубинные смыслы, в изобилии заложенные автором, воплотить их в должной полноте и расставить свои акценты. Елене Латыш-Бирюковой, Петру Харлову, актёрам театра-студии и всем участникам проекта это, безусловно, удалось.

Детскую, простую на первый взгляд, сказку отличает идейная многослойность сюжетного построения, что в полной мере воплотилось в мюзикле. Один из главных пластов - реализация идеи непрекращающейся борьбы божественного и дьявольского, символически представленной войной роз и снега. Роза не только ёмкий, но и очень многозначный символ. В контексте же андерсеновской сказки трактовать его несложно: красная роза как христианский символ земного мира, белая - чистота и духовность, вместе - союз, розовый сад - единственное богатство Герды и Кая - рай. Вот этот пласт значений указывает на связь детей с Богом. Находясь на стороне Света, они противостоят Тьме, олицетворением которой являются создатель зеркала, чьи осколки, попав в глаз Кая, исказили его восприятие прекрасного, а сердце превратили в кусок льда, и Снежная королева с её свитой. Противостояние самопожертвования - трусости и равнодушию; милосердия - чёрствости сердца; благочестивой человеческой мысли - невообразимой гримасе; всепрощения - обречённости на нескончаемую пытку за совершённый грех; осмысленности земного пути - пустому пребыванию в вечности; жизнь - смерти.

Усилен авторами мюзикла мотив взросления, вступления во взрослую жизнь. Перед зрителями предстают три Герды - в детстве, отрочестве и юности - и два Кая - ребёнок и юноша, тем самым мы прослеживаем первые десятилетия жизненного пути героев. От потери до обретения долгий и многотрудный путь. Событийно и хронотопически (единство времени и места) он определён так: отчий дом с розовым садом - пребывание в забвении, у волшебницы - встреча с воронами, покои принца и принцессы - лес, жизнь у молодой разбойницы - Лапландия и Финляндия, помощь лапландки и финки - последняя битва ангелов и оживших снежных хлопьев, чертоги Снежной королевы, что на острове Шпицберген у Северного полюса - возрождение к жизни Кая и их возвращение домой. Некоторые эпизоды в «Снежной фантазии» опущены, но тем очевиднее противостояние роз и снега. В смысловом отношении путь - искания, сопряжённые с суровыми испытаниями, их преодоление приводит к морально-нравственному становлению Герды и Кая, их братская любовь превращается в романтическую, при этом они остаются по-детски чисты.

Образы, воплощённые актёрами «Звуков музыки», целостны и убедительны. Все три Герды (исп. Марина Михайлова, Дарья Аниськина, Екатерина Чужинова, Татьяна Орленко, Влада Корчагина) совмещают в себе нежность, кротость, отличаясь тем, что становятся храбрее, более твёрдыми и решительными в своих устремлениях, Кай (Дмитрий Алексеев, Антон Мустаев, Максим Михайлов, Александр Лежненко) предстаёт беззаботным, добрым мальчишкой, затем отчуждённым и холодным, а после по-взрослому серьёзным и любящим юношей. Бабушка (Ольга Кучериносова, Роксана Оганесян) всепрощающа, Ворон (Мирослав Бирюков, Сергей Коротенко) отзывчив и мудр, Маленькая разбойница (Анастасия Логвинова, Яна Лежненко) жизнелюбива, своевольна и необузданна, Снежная королева (Светлана Шабанова) ослепительна в своём ледяном совершенстве… Создать их таковыми помогли актёры массовых сцен - детвора на коньках, розы, разбойники, северные аборигены, свита Снежной королевы.

Добавьте к этому сложные партии - сольные и хора (педагог по вокалу - Николай Бирюков), - оказавшиеся под силу юным артистам, и красоту оригинальной музыки, фантазийность которой, по словам Петра Харлова, и породила название «Снежная фантазия», выразительный пластический рисунок. Великолепные сценографические решения, создающие атмосферу зимы, с одной стороны, с её весёлыми забавами, а с другой - суровой, с вьюгой и метелями. Декорации (художник-оформитель Марина Шепорнёва): к примеру, покои Королевы снега - белоснежно-голубоватые, словно сотканные из мельчайших снежинок: здесь и белые хлопья - снежные пчёлы, и радужные переливы северного сияния... Костюмы: розовые бутоны-шапочки и зелёные стебельки-одежды - облачение чудесных цветов, мерцающие белоснежные платье Снежной королевы и наряды её свиты, скромные и опрятные платья Герды, забавные шубки жителей Севера…

Молитву «Отче наш» возносят Герда и Кай в «Снежной королеве» и тем спасаются. Словами молитвы - «Дай нам Бог на жизненном пути сохранить в сердцах наших свет и любовь» - завершается и мюзикл. Очевидно: напутствие «дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь…», с которого Андерсен начинает своё повествование, правомерно и для «Снежной фантазии». Вскрывая смыслы, заложенные в музыкальном произведении его авторами, юные зрители развиваются интеллектуально, но что ещё важнее - они претерпевают эмоциональный и духовный подъём. А в большей мере именно это обеспечивает нашу внутреннюю гармонию и определяет нас во всём многообразии сношений с внешним миром.

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Фото Михаил МАЛЫХИН

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина