К 100-летию со дня причисления к лику cвятых небесного покровителя земли белгородской святителя Иоасафа была приурочена паломническая поездка большой и представительной делегации Белгородчины на его малую родину, в село Замостье Прилукского района Черниговской области Украины. «Белгородские известия» об этом сообщали в номере от 14 мая т.г. Публикуем репортаж нашего специального корреспондента, который принял участие в этой поездке.
В самом начале поездки отец Олег, настоятель кафедрального Преображенского собора и благочинный Первого белгородского благочиния, очень доходчиво и внятно рассказал о происхождении святителя, о его родовых корнях.
На протяжении трёх столетий личность святителя Иоасафа Белгородского привлекает к себе внимание исследователей. О нём написано множество книг и брошюр - жития, воспоминания, монографии, очерки и даже стихи…
Из поэмы П.Григорьева
«Святитель и чудотворец Иоасаф,
епископ Белгородский»
(Датирована 1911 годом)
В часы тяжёлого сомненья
Я вспоминаю образ твой,
И вдохновенные виденья
Тогда плывут передо мной.
Я вижу светлые хоромы
Твоих родителей святых
В тот самый день, когда в их доме
Родился сын Иоаким.
Как светел взор отца - Андрея,
На руки сына он берёт,
И мать - Мария, пламенея,
О первенце молитвы шлёт.
И эти частые моленья
Полны и веры, и любви,
Они с небес благословенья
От Бога сыну их несли.
Мы узнали много подробностей, о которых в повседневной жизни мало задумываемся.
Довлеет Мне молитва твоя
Святитель Иоасаф Белгородский вышел из знатного казачьего рода Горленко. Он родился в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1705 года в селе Замостье нынешнего Прилукского района Черниговской области Украины. При крещении был наречён
Иоакимом. В восемь лет мальчика отдали в обучение в Киево-Могилянскую академию.
Его отец - Андрей - тяжело переживал разлуку и часто размышлял о судьбе ребёнка. Однажды ему было даровано видение, указывающее на будущее сына: преклонив колени, у ног Божией Матери стоял Иоаким, а ангел Божий покрывал ребёнка архиерейской мантией.
- Довлеет Мне молитва твоя, - с любовью произнесла Пречистая Богоматерь мальчику.
Уже с детства Иоакима влекло к трудам и подвигам во славу Божию. Сам он говорил, что возлюбил монашество в одиннадцать лет. В восемнадцать лет Иоаким под предлогом продолжения обучения в Киевской академии тайно удалился в Киево-Межигорский монастырь, где провёл семь лет, испытывая себя. После принятия рясофора он испросил у родителей прощение за ослушание и, прямо скажем, не без труда получил благословение на иночество.
В 1727 году он был пострижен в монахи и наречён
Иоасафом, а два года спустя рукоположен в сан иеромонаха. В 1737 году Иоасаф «по крайнему нежеланию, Божию же смотрению» принимает игуменство в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре.
Своим небесным покровителем святитель Иоасаф считал Константинопольского Патриарха Афанасия, нетленно почивавшего в Лубенской обители. Этот святой неоднократно являлся в видениях Иоасафу, укрепляя и благословляя его.
В 1742 году игумен Иоасаф,
собирая пожертвования на строительство монастырского храма, прибыл в Москву, где служил в придворной церкви в присутствии императрицы Елизаветы. Здесь он произнёс слово о любви к Богу и ближнему. Эта проповедь, поражающая своей глубиной и силой, неопровержимо свидетельствует о восхождении святителя по духовной лестнице от страха Божьего к любви Божией. Вскоре Иоасаф был возведён в сан архимандрита, а затем назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры.
На Белгородскую кафедру святитель Иоасаф вступил в 43 года. В течение шести лет он управлял обширнейшей епархией, которая включала в себя свыше тысячи приходов. Безграничное милосердие, любовь и снисхождение к немощам и наряду с ними повелительная строгость и непреклонность воли характеризуют святителя. Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания - вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе владыка в годы руководства епархией.
Однажды в сонном видении святителю явилась Богородица и сказала: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей Образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор».
Вскоре в притворе одной из сельских церквей он обнаружил явленный ему Образ. Икона Божией Матери использовалась как перегородка при ссыпании угля.
Святитель Иоасаф поставил чудотворную икону, именуемую Песчанской, в подобающее место в храме. Многие знамения Благодати Божией и чудеса исходили от этого Образа. Именно Песчанский Образ должен был оградить нашу страну в самый разгар Первой мировой войны. Но воля Божия не была исполнена.
Провидя близость кончины, святитель Иоасаф повелел соорудить склеп для своего погребения, а сам отправился на родину для последнего свидания с родными.
- Прощаясь с прихожанами, - рассказал отец Олег, - владыка сказал, что видится с ними в последний раз. Эти слова оказались пророческими.
На обратном пути Иоасаф смертельно заболел. Перед смертью он рассказал сестре, что «суровые подвиги в начале не дают веку дожить...».
Отец Олег о «подвигах в начале» рассказал так:
- Чтобы проверить себя, укрепить свою волю, молодой человек подвергал себя очень жёстким испытаниям - жесточайший пост, пребывание в одиночестве…
Всё это, в конечном итоге, подорвало физическое здоровье Иоасафа, но не сломило волю. 10 декабря 1754 года святитель Иоасаф окончил свою земную жизнь, отдал праведную душу Богу.
Есть сведения о том, что в час кончины святителя игумен Хотмыжского монастыря видел сон: владыка стоит у окна и смотрит на восходящее солнце. «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию», - сказал ему святитель.
Народное почитание святителя Иоасафа началось сразу после его погребения.
История канонизации святителя Иоасафа оказалась долгой и непростой. Почитаемый сначала как местночтимый святой, епископ Иоасаф Белгородский был причислен к лику святых только в начале XX века. Это при том, что уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя было так велико, что епископ Феоктист Мочульский, возглавлявший тогда Белгородскую епархию, пытался даже ограничить доступ верующих к нетленным мощам святителя. Он закрыл на замок вход в его усыпальницу. Однако, как гласит предание, после этого ночью во сне епископу Феоктисту явился святой
Иоасаф и строго спросил: «Что ты меня гонишь?» На следующий же день замок и печать с входной двери усыпальницы были сняты.
Он, как свеча,
горел молитвой…
Из поэмы П.Григорьева
«Святитель
и чудотворец Иоасаф,
епископ Белгородский»
Всегда спокойный он и ровный
С молитвой тихой на устах,
Но вид его спокойный,
скромный
В злодеях будит
тайный страх.
Готов за правду на изгнанье,
За истину стоит горой,
И мира скорбного страданья
Он знает чуткою душой.
Дрова для бедных рассылает,
Их наколов своей рукой,
Голодных кормит, одевает,
В тюрьме бывает городской.
Тому, кто скованный позором,
Томится там среди цепей,
Он кротким благодатным
взором
Несёт тепло любви своей.
В 1815 году белгородцы впервые обратились к архиепископу Феоктисту и губернатору с прошением возбудить в столице ходатайство об открытии мощей епископа Иоасафа и о дозволении петь ему в церквах молебны, а также внести его имя в церковные книги и календари, назначить в его честь особый ежегодный праздник. В 1817 г. архиепископ Феоктист представил в Святейший Синод сведения о епископе Иоасафе с указанием случаев исцелений у его мощей. Однако Синод нашёл представленные данные недостаточными для канонизации. Очередная попытка осуществить причисление к лику святых епископа Иоасафа была осуществлена в 1874 году архиепископом Варлаамом, настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Он собрал документы и множество свидетельств о чудесных исцелениях людей от святых мощей епископа Иоасафа. Но Синод оставил без внимания его просьбу и собранные документы.
Только во время царствования императора Николая II ходатайство архиепископа Курского и Белгородского Питирима о канонизации епископа
Иоасафа Белгородского было, наконец, принято Святейшим Синодом. В 1909 году была создана беспрецедентная специальная комиссия, по результатам работы которой Синод подал царю доклад о необходимости канонизации бывшего епископа Белгородского Иоасафа.
Отец Олег в автобусе с паломниками рассказывал:
- Я нигде не встречал исторических данных о том, чтобы для проверки подлинности сведений о чудесах создавалась специальная комиссия, как в случае со святителем Иоасафом.
Из доклада протоиерея Олега Кобеца на съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии об истории прославления в лике святых епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко).
«В своём докладе я постараюсь представить документы, посвящённые подготовке и прославлению святителя Иоасафа в лике святых, которые никогда не публиковались или мало отражены в известных изданиях, доступных современному читателю.
В настоящее время нам известно только 322 листа из 1198 синодальных документов. Это определения Святейшего Синода, представления архиепископа Курского и Обоянского Питирима в Святейший Синод, различные доклады, справки, донесения, прошения, заявления, письма, телеграммы, акты дознаний следственной комиссии… Долгие десятилетия местонахождение документов было неизвестно, но в 2009 году их след обнаружился. Эти материалы представляют историческую ценность и в настоящее время являются библиографической редкостью.
Сейчас понятно: комиссия тщательно изучила все материалы, содержащие описание чудесных исцелений у гроба святителя Иоасафа, и 19 мая 1909 года архиепископ Питирим и шесть членов комиссии прибыли в Белгород. Здесь в архиерейском доме они приступили к следствию. На заседания комиссии приглашались как сами исцелённые, так и свидетели. Все приглашённые приводились к присяге и давали клятвенное обещание говорить правду. Текст клятвенного обещания говорит о высокой степени ответственности членов следственной комиссии в исследовании вопросов, связанных с канонизацией:
«Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ни же ожиданием выгод или иными какими-либо выгодами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на Страшном суде Его. В удовлетворение сей моей клятвы целую Слова и Крест спасителя моего. Аминь.
По сему листу присягу принимал. Подпись».
Показания свидетелей заносились в протоколы, затем зачитывались в их присутствии и в случае необходимости исправлялись или дополнялись, после чего скреплялись подписями членов следственной комиссии. За шесть дней работы комиссии в Белгороде, с 19 по 25 мая, было исследовано около 80 случаев исцелений. Большинство из них были признаны чудесными.
11 ноября владыка Питирим отправил следственное дело в Святейший Синод, сопроводив его своим письмом, в котором сообщал, что следственная комиссия пришла к глубокому убеждению: исцеления произошли благодаря Божественной силе и никаких сомнений в святости угодника Божия Иоасафа быть не может».
Ко благу всего народа русского
8 декабря 1910 года Святейший Синод вошёл с ходатайством к Государю Императору Николаю II о благовременности причтения к лику святых епископа Иоасафа (Горленко). 10 декабря царь утвердил доклад, на котором написал:
«Благодатным представительством святителя Иоасафа да укрепится в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай.»
Таким образом, император Николай II полностью согласился с предложением Синода. Было решено совершить торжественное открытие мощей святителя Иоасафа 4 сентября 1911 года. Тогда же вышло постановление Синода о причислении епископа Иоасафа к лику святых и о праздновании его памяти два раза в год: в день его смерти 10 декабря и в день открытия мощей 4 сентября.
И вот наступил долгожданный всеми белгородцами день - 4 сентября 1911 года. За несколько дней до торжеств в Белгород начали стекаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями, двигавшиеся со стороны Харькова, Курска, Корочи и Грайворона. Прибыли паломники и из отдаленных уголков России: Архангельского края, Бессарабии, с Волги, Причерноморья, Сибири и даже с Камчатки. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Среди гостей были и потомки святителя Иоасафа - представители рода Горленко. В целом к началу торжеств в Белгороде собралось до 200 тысяч паломников. Во время Торжеств, которые длились целую неделю - с 2 по 9 сентября, над городом и окрестностями раздавался звон колоколов всех белгородских церквей и монастырей.
После этих торжеств слава о святителе Иоасафе разнеслась по всей России. Среди множества паломников, посетивших Белгород для поклонения святым мощам, был и сам император Николай II с семьей.
…Пришлось пробираться тайно
В советское время нетленные мощи святителя Иоасафа выставлялись в музеях. В семидесятые годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора в Ленинграде. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора. В начале 1991 года бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно.
Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. В этом же году родилась община во имя святителя
Иоасафа Белгородского при детской инфекционной больнице № 3 Санкт-Петербурга.
Ныне нетленные мощи святителя находятся в Белгороде, в Преображенском соборе.
Молитва Иоасафа Белгородского
Буди благословен день и час, в онъ же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь.
Я чувствую его живое присутствие
- Конечно, угодник Божий
Иоасаф помогает нам и сегодня, - говорит Светлана Васильева, прихожанка Преображенского собора Белгорода, где находятся мощи святого. - Каждый раз, прикладываясь к его мощам, я чувствую его живое присутствие. И при любой болезни вся наша семья обращается прежде всего к заступничеству святителя.
Есть в Преображенском кафедральном соборе целая папка с современными свидетельствами исцелений. Но, по словам настоятеля собора отца Олега Кобеца, без разрешения людей, их оставивших, публиковать их нельзя.
Юродивый пожалел святого
Деятельность святителя - одного из самых просвещённых и образованных людей своего времени - часто сравнивают с апостольским служением. Он строил храмы, просвещал духовенство, пользовался всеобщей народной любовью.
Ещё при первом въезде в город к экипажу владыки подскочил сморщенный мужичок в рваной рубахе - юродивый Яков. Иоасаф попросил возницу остановиться.
- Жалко мне вас, - сказал ему юродивый. - Церкви тут бедные, паны вредные, а губернатор - казюля (что в переводе на современный язык означает «ядовитая змея»).
Но владыка не боялся сильных мира сего. Когда губернатор Салтыков приказал арестовать и морить голодом вице-губернатора Пассека, владыка, узнав об этом, распорядился носить заключённому пищу со своего стола. Губернатор выразил епископу своё неудовольствие. Иоасаф ответил:
- Если и сам ты, по своим делам, заслужишь арест, то тоже будешь получать кушанье от епископского стола.
Перед большими праздниками епископ Иоасаф тайно посылал слугу в жилища бедных людей с подарками. Однажды рождественской ночью его слуга заболел. Тогда сам владыка переоделся в простонародную сермягу и незаметно покинул архиерейский дом. Благополучно раздав подарки, он вернулся, но привратник не узнал его и даже побил. Когда дело прояснилось, привратник думал, что теперь его выгонят с позором. Но владыка призвал его к себе и милостиво наградил за верную службу.
Насыщенной была поездка белгородцев на малую родину глубоко почитаемого у нас не только верующими, но всеми жителями Святого Белогорья святителя Иоасафа. В завершение этой паломнической поездки во Дворце культуры города Прилуки состоялся Форум гражданского общества Белгородской и Черниговской областей, на котором обсуждались пути укрепления славянского православного единства наших братских народов.
- 3293 просмотра
Отправить комментарий