Следственное управление УМВД России в нашей области ежегодно расследует тысячи уголовных дел. ДТП, кражи, хулиганство, причинение вреда здоровью, мошенничества, поджоги - вот далеко не полный перечень того, чем занимаются сотрудники Следственного управления.
Начало
Заслуженный работник МВД, ветеран следствия Василий Иванович Горьковский - один из первых белгородских следователей - вспоминает далёкий шестьдесят третий год:
- Я тогда работал старшим оперуполномоченным в Вейделевском районе. На тот момент прокурорские следователи только на убийства выезжали. А кражи и всё остальное мы - милиция - вели. Сами уголовное дело возбуждали. Сами расследовали. Сами проводили экспертизы. На расследование давался месяц. Раскрыл - сам предъявляешь обвинение и передаёшь прокурору. Оттуда уже материалы после проверки направлялись в суд. То есть основную работу по преступлениям уже тогда «тянуло» милицейское дознание. И когда меня назначили следователем, на самом деле особо ничего не поменялось. И работалось нам, первым следователям, легко, потому что опыт уже у всех был большой.
Ничего не было
Первые же годы деятельности следственного аппарата в органах внутренних дел показали, что личный состав способен расследовать сложные преступления, в том числе и многоэпизодные. Объём работы милицейских следователей рос быстрыми темпами. Оказалось, что качество расследования у них ничуть не ниже, чем у следователей прокуратуры. И это при том, что техническая база была очень слабенькой.
- Мы от следователей петровского времени отличались только тем, - вспоминает Василий Иванович, - что они писали гусиными перьями, а мы - чернильными ручками. Даже машинки пишущей не было! Автомобиль был один на весь отдел, потому ездили в основном на лошадях. Особо важные экспертизы проводились в Воронежской области, и ждать результатов надо было по несколько месяцев. Да и то, если на короткое замыкание либо психиатрическую экспертизу. А про следы наложения мы тогда и думать не могли. Вот коснулись вы меня - уже можно частицу кожи или волосок снять и определить, кто касался. Или распечатка телефонных звонков, ДНК - сколько возможностей! Ничего этого тогда у нас не было…
Читал всё детство
Один из лучших белгородских следователей Горьковский в милицию попал почти случайно. Родился в 1936 году в селе Ногино Вейделевского района. Был девятым ребёнком в семье. Старшие брат и сестра Василия Ивановича погибли в Великую Отечественную войну. А маленький Вася, как только подрос, сразу стал работать по хозяйству. Пас коров и телят. Заготавливал дрова. Кормил скотину. И прилежно учился.
- Вообще я считаю, что меня книги в люди вывели. В школе была библиотека, так я её всю прочитал. Причём многие книги читал вслух. Мама у меня неграмотная была, но книги очень любила. После войны ламп не было, так их делали из снарядных гильз и заправляли керосином. Фитиль вырезали из шинели. Так и читал всё детство.
Первый костюм
Затем служба в армии. Василий Иванович попал в Свердловскую область. А к концу службы узнал, что Елабужская средняя школа милиции набор объявила. Горьковский, выросший в многодетной крестьянской семье, не колебался ни секунды. Давно хотел стать офицером, а тут ещё вдобавок к мечте питание и обмундирование бесплатные, плюс четыреста рублей стипендии.
- Я с этой стипендии первый в жизни бостоновый костюм себе купил, - вспоминает Василий Иванович.
Первые раскрытия
Там же, в Свердловской области, проходил молодой милиционер практику в Нижнем Тагиле.
- Жёсткое было время. И Нижний Тагил городом был очень опасным. Убийства ножом мы «подколами» называли. Во время практики мы с коллегами два «подкола» и раскрыли.
Молодого и подающего надежды оперативника заметило свердловское начальство и предложило остаться, однако Василий Иванович решил вернуться на малую родину и в 1960 году устроился на работу старшим оперуполномоченным в Великомихайловку. А ещё год спустя его перевели в родной Вейделевский район. А с 1975 по 1986 год Горьковский возглавлял Следственное управление УВД Белгородской области.
Из банка - в банку
Василий Иванович бережно, словно старые фотографии, перебирает в памяти уголовные дела:
- В Вейделевке обокрали отделение Госбанка. Украли три тысячи триста рублей. Большую по тем временам сумму. Для сравнения - у меня зарплата семьдесят рублей была, - рассказывает он. - А украли деньги из-за несоблюдения инструкции. Хранилище опечатывалось тремя печатями - кассира, бухгалтера и заведующего банком. Колхозы деньги заказывали - они хранилище открывали втроём и брали сколько надо. А вечером, если деньги оставались, возвращали назад в хранилище и опять его опечатывали. Кассиру верили и не пересчитывали. А та однажды отложила три тысячи триста рублей в тумбочку для колхоза, а оттуда не приехали. Она и забыла их вернуть в хранилище. Дело в субботу было. А в понедельник в тумбочке денег кассир не обнаружила. За двое суток уже куча народу через банк прошла. Три сторожа, уборщица. Плюс работники банка. Объём подозреваемых был большой. Я установил, что в субботу к кассиру приходил муж и стоял около окна. Так что и сама кассир могла деньги передать мужу. Начал я работать - подозреваемых всех опрашивать, узнавать о них. И попал под подозрение один сторож. А после я узнал, что он ещё и судимым был. Вот я его и задержал. Но что самое смешное - этот сторож мне больше всех помогал. Всё время спрашивал, что надо. Услужливый такой. Долго я с ним беседовал. Сказал, что в тумбочке его отпечатки пальцев нашли. И сознался он. Деньги вернул. Оказывается, вор их в огороде в жестяной банке закопал…
Хороший - значит умный
- Василий Иванович, - спрашиваю ветерана, - а что самое главное в следствии?
- В следствии самое главное - никогда не врать подозреваемому. И быть с ним вежливым. Следователь - это исследователь душ. Но в этой работе не только ты исследуешь, но и тебя преступник тоже исследует. И решает: можно с тобой говорить или нет. Потому я никогда подозреваемых на «ты» не называл и всегда старался по-человечески относиться. Мне из тюрьмы многие потом письма писали. На свадьбу приглашали. Это что-то да значит, наверное.
- Каким должен быть хороший следователь?
- Умным. Я когда выбирал следователей в отдел - сам ездил в школу милиции и запрашивал автобиографии курсантов. Не смотрел ни на рост, ни на комплекцию. Садился и читал автобиографию. По ней всё видно. Если написал три предложения - не годится в следователи! Следователь должен уметь писать и мыслить. Чтобы широта вопросов была. Чтобы допрос умел правильно провести. Ведь допрос очень многое значит.
Сильно жену любил
- Но как исследование души помогает преступление раскрывать? - спрашиваю Горьковского.
Василий Иванович пожал плечами:
- Было у меня дело одно. Кража колхозного скота. В колхозе скота много, и пересчитывали его не каждый день. Потому сложно было определить, когда именно кража произошла. Однако по колхозному клейму нашли концы в Воронежской области. Мужчина, который ворованную тёлку продал, работал в Россоши заготовителем. Задержали мы его и привезли в Вейделевку. А так как он ранее судимым был - отказывался сотрудничать и вообще ничего рассказывать не хотел. Приехала его жена ко мне. Стала спрашивать, мол, что и как. Я скрывать ничего не стал, сказал, что дело плохо. Улики против её мужа есть. Он показаний давать не хочет. Так что может сесть.
«Если в тюрьму сядет, - сказала она, - я с ним жить не буду. Разведусь».
Я на очередном допросе сообщил подозреваемому, что жена его приходила. И вижу - заволновался мужик. Тогда я ему разговор наш передал - о том, что если он сядет, то жена будет на развод подавать. «А если я правду скажу?» - тихо спрашивает у меня. «Если участия не принимал в краже - не сядешь», - отвечаю. Как завыл он! Начал себя кусать. Не хотел выдавать, кто продавал ему. Но потом всё рассказал и пошёл свидетелем. Видно, сильно жену любил.
Всю жизнь в работе
Ветеран следствия воспитал двух дочерей. В 1981 году похоронил любимую жену Галину Васильевну. О ней Горьковский вспоминает особенно тепло:
- Я домой всегда рвался. Потому что настоящий уют был у меня дома благодаря супруге. А часто уже за полночь приходил - такая работа была. Она никогда о работе не говорила со мной. Единственное, что спрашивала, когда приходил: «Кушать будешь?».
Даже уволившись из УВД, Василий Иванович без дела не сидел и до семидесяти лет работал юрисконсультом. Он - председатель ветеранского движения Следственного управления. Встречается с молодыми следователями. Сохраняет преемственность. Активно занимается общественной работой и патриотическим воспитанием молодёжи. Так он привык. Так воспитан.
Справка «Белгородских известий»
Сейчас Следственное управление УМВД России по Белгородской области возглавляет полковник юстиции Бойко Андрей Викторович. В каждом территориальном органе МВД России по Белгородской области (а всего их девятнадцать) существуют следственные подразделения. При этом межмуниципальный отдел МВД России «Алексеевский» обслуживает территории Алексеевского и Красненского районов, МО МВД России «Ракитянский» - Ракитянского и Краснояружского районов, а МО МВД России «Яковлевский» - Яковлевского и Ивнянского районов.
- Комментировать
- 2309 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад