Выставку западноевропейской живописи и графики XVI-XIX веков представили в Белгороде. Экспозицию такого хронологического охвата художественный музей демонстрирует впервые
Открывшаяся в Белгородском государственном художественном музее в рамках проекта «Достояние музеев России - белгородцам» выставка живописи и графики XVI-XIX веков «Европейский сезон» предлагает совершить посетителям своеобразное путешествие во времени. Четыре века - четыре разные эпохи - четыре отражения своего духа времени. И всё в одном зале. «Европейски сезон» даёт общее представление об эстетическом развитии и эволюции художественных стилей эпохи Ренессанса и Нового времени.
- Белгородцы и гости города получили уникальную возможность, не выезжая за пределы области, познакомиться с одним из разделов постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи, а также с работами европейских мастеров из фондов галереи, поступившими в первые послереволюционные годы из дворянских усадеб и частных собраний Тверской губернии. Они отражают в значительной степени вкусы и финансовые возможности бывших владельцев и рассказывают об эстетических пристрастиях эпох, - рассказывает об особенностях экспозиции заместитель директора по научно-исследовательской и выставочной работе Белгородского государственного художественного музея Наталья Свиридова. - Многие портреты и пейзажи использовались для оформления больших интерьеров. Несмотря на то, что часть работ написана неизвестными художниками, мы можем многое определить по стилю. Выставка «Европейский сезон» - второй совместный проект нашего музея с Тверской картинной галереей. Её открытие можно назвать настоящим событием для города. Впервые мы экспонируем в таком хронологическом и географическом охвате западноевропейскую живопись. Ранее музей демонстрировал её только в 1984 году. То была выставка частной коллекции Невзоровых.
120 произведений западноевропейских художников из Франции, Италии, Великобритании, Нидерландов, Германии, Австрии и других стран удивляют и своим жанровым разнообразием. На выставке представлены картины на мифологические и библейские сюжеты, пейзажи, портреты, натюрморты. Позднее Возрождение с присущим ему синтезом человеческого и божественного, христианства и античности, природы и воображения; маньеризм с характерными для него удлинённостью фигур, напряжённостью поз, причудливыми эффектами, связанными с размерами, освещением или перспективой, и яркими цветами; барокко, характеризующийся динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов; рококо с привычными для него камерными по духу галантными сценами, эротико-мифологическими и пасторальными сюжетами…
- Работы прошлых веков изящнее, красивее современной живописи. Портреты прописаны до мельчайших деталей. Этим впечатляют и пейзажи. Они тоже прописаны до мельчайших подробностей. И каждый листик, каждый, даже самый маленький человечек вдалеке, тебе виден и понятен. Начинающему художнику, да и профессиональному мастеру, есть чему здесь поучиться, делится своими впечатлениями от выставки постоянная посетительница музея Татьяна Кузнецова.
Чувство восторга представленные произведения вызвали и у других посетителей художественного музея, которых в день открытия было очень много.
- Много выставок в своей жизни повидала: и белгородских, и привозных. Эта не сравнится ни с чем. Такие краски, такое сочетание цветов: от серых полуразмытых тонов с мрачными нотками до ярких! Столько лет прошло, а картины сохранились. Некоторым более четырёхсот лет. Они у меня вызывают восторг. Такое изящество и красота. Будто проживаешь мгновения той эпохи, - рассказывает Надежда Кондакова.
Среди посетителей много белгородских художников.
- Я постоянно прихожу на выставки. Из всех ранее увиденных эта самая лучшая. Она разнообразна как в жанровом, так и в тематическом плане. Больше всего мне понравились картины, отражающие жизнь людей тех эпох. Некоторые из них с юмором, весёлые, на злобу дня, - отмечает художник Виктория Склярова.
…«Европейский сезон» знакомит с работами французских, итальянских, английских, немецких художников. Живопись периода расцвета французского искусства (XVII-XIX веков) представлена рядом художников, работавших в разных художественных направлениях и стилях. Среди них яркие представители классицизма: Гюбер Роббер, Клод Жозеф Верне, Антуан Куапель и Франсуа де Труа.
Избрав своей специализацией декоративный архитектурный пейзаж, Гюбер Роббер прославился как «живописец руин». Античные руины, то отражающиеся в спокойных водах, то почти скрытые зарослями вьющихся растений, умиротворённая сельская природа… Живописец следует своим принципам изображения и в работах из сюиты «Римские вечера»: «Колодец под крышей», «Развалины», «Стена с аркой», «Портик храма», «Камень с надписью», «Уголок парка». Мастерство в изображении архитектуры, человеческих фигур, в передаче тончайших природных состояний отличает его от других авторов.
Клод Жозеф Верне привлекает тонкостью в передаче световоздушной среды. В его пейзаже «Озеро» ни одна мельчайшая подробность не ускользнула от живописца. И несмотря на статический образ, картина кажется «живой». Особо примечательны расположенные рядом картины - наполненная патетической приподнятостью барочная композиция «Вакх и Ариадна» Антуана Куапеля и рокайльная картина «Зефир и Флора» Франсуа де Труа.
Итальянская живопись на выставке представлена памятниками XVI-XIX веков: работой ученика Тициана - Леонардо Короны «Мадонна с младенцем» (XVI век), композицией Алессандро Маньяско «Монахи-бенедиктинцы», пейзажем-руинами Джованни Батиста Коломбо. Они отражают основные стилевые и жанровые искания периода Нового времени: от позднего ренессанса и маньеризма до романтизма.
Немецкие художники Иоганн Фридрих Август Тишбейн и Эдуард Гильдебрандт, английские живописцы Джорджа Доу (работавшего несколько лет в России) и Вилльямс Пенри, австрийцы Томас Эндер и Мартин Иоганн Вагнер, голландец Иост Корнелис Дрохслот… Искусство немецких, английских, австрийских, голландских художников XVII-XIX веков представлено на «Европейском сезоне» единичными произведениями, но все они обладают характерными чертами школы того времени и высоким уровнем мастерства.
Достойным дополнением живописных полотен становятся гравюры французских мастеров XVIII-XIX веков, выполненные в таких техниках, как резцовая гравюра, офорт, карандашная манера (разновидность гравюры на металле).
- Учитывая то, что тираж гравюры был ограничен, многие из этих оттисков дошли до нашего времени лишь в нескольких экземплярах, что, несомненно, повышает их ценность, - отмечает Наталья Свиридова.
Поэтому особо интересны репродуцированные гравюры Жиля Демарто, достигшего высоких результатов в карандашной манере; «Портрет Ш.Додена» работы Пьера Древе, блестяще владевшего техникой резцовой гравюры. Привлекают внимание и офорты, выполненные собственноручно знаменитой маркизой де Помпадур.
Выставка продлится до 5 октября 2012 года.
- Комментировать
- 2183 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад