Белгородский государственный театр кукол представил премьеру
глубокомысленного спектакля для подростков и взрослых
Что происходит с куклами, когда меркнет свет софитов и кулисы смыкаются, а вы, зрители, покидаете зал? Никогда не фантазировали? Подсмотреть некукольные страсти одной труппы марионеток, а между тем поразмыслить, не эфемерна ли наша собственная свобода, предлагает режиссёр - заслуженный деятель искусств Украины Ростислав Коломиец. Премьера его музыкального спектакля «Солнышко внутри» открыла 48-й сезон в Белгородском государственном театре кукол.
Вообще-то сезон открыли ещё 9 сентября. С обменными гастролями в наш город приехал Томский областной театр куклы и актёра «Скоморох» имени Романа Виндермана. «Дюймовочка», «Про Федота-стрельца, удалого молодца» - спектакли, конечно, замечательные. Но многие ждали премьерного выступления своей, белгородской, труппы. И вот премьера состоялась, и с первого показа стало ясно - зритель спектакль «принял». С восторгом.
Чем ещё особен «Солнышко внутри»? Вы не увидите здесь ни одной куклы - спектакль полностью разыграют актёры. И их первый такой опыт окажется успешным. В основе постановки - удивительно философская по содержанию пьеса Евгения Тыщука - украинского драматурга, главного режиссёра Закарпатского государственного русского драматического театра в Мукачево. Музыку, то создающую непринуждённую лёгкую атмосферу кукольного мира, то усиливающую драматизм событий и переживаний, написал известный композитор - заслуженный деятель искусств Украины Сергей Бедусенко (к слову, автор первой на Украине рок-оперы «Энеида»). Сценографическое решение спектакля - Николай Щебеньков.
Пробуждается мир, картонный и пёстрый. Солнышко здесь искусственное. И луна. И небо тряпичное. Покидают свои домики - треугольники коробок - Арлекин, Пьеро и Коломбина. Вы их уже знаете, не так ли? Персонажи итальянской комедии дель арте (масок), со времён Позднего Средневековья они оживают, чтобы веселить человеческий род. И, признаться, мастерски это делают. Их аттракцион популярен и сегодня. Вечно молодые, никогда в плохом настроении, если иного не предписано ролью, - и только страх износиться и угодить на кукольное кладбище нет-нет да и проникнет в какую-нибудь кукольную голову.
Но не грозит это Арлекину - самой популярной маске итальянского площадного театра (роль исполняет Николай Щебеньков). Герой каждого из времён, шутник, проказник, он, чтобы ни происходило, в приподнятом расположении духа. Интересно, сколько тряпичных ромбов понадобилось для его жёлто-красно-чёрных панталон? Его лицо скрывает чёрная маска. Как и прехорошенькое личико Коломбины (Светлана Щебенькова). Прекрасная и обаятельная - красивее её нет в кукольном мире. Платье пышное, локоны завиты, неизменная улыбка... Красуется перед нею Арлекин, её одобрения ждёт… - нет, это не чувство, а «забавная белиберда». Чувство к ней испытывает Пьеро (Иван Соловьёв).
А вот и он. «Просто - поэт! Сочиняет песни и стихи! В остальном он неудачник». «Меланхолик изысканно-печальный», - подсказывает словарь. Как всегда милый, простодушный и рассеянный. И такой неловкий в этом несуразном белом балахоне с огромными чёрными пуговицами и жабо. Потешается, забавляется над ним Арлекин. И порой уж очень жестоко, беспощадно. Но, как известно, «чем безжалостнее клоун, тем разнузданнее смех»… И Коломбина хохочет. И мы хохочем, не задумываясь, что он может что-то чувствовать. «Кукла не может чувствовать», - можете возразить вы вслед за Капокомикой.
Кстати, Капокомику (Ирина Веретнова) вы могли и не знать. Капокомико - в итальянском театре так называют руководителя труппы. Он и антрепренёр, и режиссёр, и актёров набирает. А в пьесе это она - «самая древняя из кукол», хранительница знания, недоступного другим… Единственная до некоторого времени, кто не носит маску. Капокомика могла бы взбунтоваться первой, но не сделала этого - то ли из-за страха, то ли из-за любви к Арлекину, которому, как кукле, её чувство понять не дано…
Но вернёмся к главному герою. Поначалу и представить сложно, что с Пьеро начнётся переход к иной жизни - именно он захочет разрушить скорлупу искусственного мира, плен картонной неволи. Однажды обретёт дар чувствовать - сначала боль от удара Арлекина, затем нечто вообще невыразимое от прикосновения Коломбины… Пьеро снимет маску, когда поймёт: «Я не кукла!» - и в груди недавней марионетки, подумайте только, забьётся горячее сердце. «Солнышко внутри», - так наш поэт определит это особое ощущение. И вот огонь этого солнышка час от часа будет разгораться всё больше и больше. И Пьеро уже не захочет да и не сможет «жить по сценарию» в мире, где «всё опускается сверху», а ты висишь на нитях, и степень твоей свободы измеряется в сантиметрах верёвочки - у кого длиннее, у кого короче… Храбрая марионетка восстанет против великого и ужасного Кукловода.
Того, чьё имя не пристало произносить, кто держит в своих руках нити тысяч жизней бренных, никто и никогда не видел - только сюртук. В спектакле он проявится в неестественной кукольной пластике героев (ведь он дёргает их за нити), механистическим пугающим эхом (интересный режиссёрский приём: мы будем слышать речь Коломбины, Арлекина и это эхо, и понимать - вот он процесс, когда мысли Кукловода проникают в головы кукол), парализующим зарождающуюся внутри кукольных тел волю.
Но всё же им удастся воплотить мечту Буратино и вочеловечиться. И будут стихи и песни, и настоящая дуэль между Пьеро и Арлекином (зрелищно поставленный поединок на шпагах)… Бесчувственные маски падут. Сердца забьются часто, в них поселится любовь - Пьеро обретёт Коломбину, Капокомика - Арлекина. И детский спектакль (от 12 и старше - определяют его аудиторию создатели) окажется глубокомысленным и даже взрослых заставит осмотреться: «Не видно ли нитей?». И усомниться - а так ли мы свободны?
- Комментировать
- 2918 просмотров
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад