Эхо VIII фестиваля «Актёры России - Михаилу Щепкину» ещё долго будет звучать в памяти зрителей и участников этого театрального праздника
Праздника, который родился на нашей земле 23 года назад, когда вся российская (и не только российская) театральная общественность отмечала 200-летие гениального артиста, реформатора русской сцены, основателя национальной актёрской школы Михаила Семёновича Щепкина. Двадцать три года - всего лишь миг с точки зрения общей истории, а с точки зрения истории фестивального движения в новой России - событие, которому во многих регионах страны могут лишь по-хорошему позавидовать. По примеру Белгорода фестивали стали появляться один за другим и в других городах, но щепкинский был первым в российской провинции, сумевшим сохранить и своё постоянство, и свои традиции, и свою историю. В первую очередь благодаря настойчивости, энтузиазму, умению убеждать и добиваться художественного руководителя нашего театра Виктора Слободчука и, конечно, поддержке правительства области.
Сам же Виктор Иванович формулирует свою позицию просто и, как всегда, мудро.
- Каждый раз, когда мы начинаем готовить очередной фестиваль, находятся люди, которые говорят, что сейчас не лучшее время для праздников. Но это наше время и другого у нас не будет. А значит мы сами и должны его организовать, оставляя себе право на надежду, на праздник, на радость общения. Проще, разумеется, всё списать на время, на кризис и ничего не делать. Только проблем при этом вряд ли убавится, а жизнь пройдёт без божества, без вдохновения, без любви к прекрасному…
И не просто формулирует, но и живёт именно так, умело лавируя в рифах рыночной экономики, держа неизменный курс на высокое искусство.
Удивлять, так талантливо
Ну, а насколько верен этот курс, сомневаться не приходится. Попробуйте-ка, достаньте билеты на любой премьерный спектакль. Театралы раскупают их в считанные часы задолго до объявленного срока. А кроме любви публики есть ещё и сложившееся мнение о высоком потенциале Белгородской драмы в среде столичных критиков. Вот и на VIII фестивале «Актёры России - Михаилу Щепкину» спектакли нашего театра (а именно он впервые открывал щепкинские торжества два вечера подряд) вызвали и оглушительный успех у публики, и самые живейшие споры среди членов глубокоуважаемого экспертного совета. Можно сказать, белгородцы не просто удивили их, но в чём-то по-хорошему обескуражили и удивили. Чем именно? А тем, что рискнули предложить две совершенно разные по режиссёрской эстетике постановки. «Вишнёвый сад» Антона Чехова в интерпретации народного артиста России Бориса Морозова и «Куклы» - по мотивам пьесы испанского драматурга Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион», возрождённой из театрального небытия фантазией народного артиста России Валерия Беляковича. Первый предлагал нам погрузиться в привычную (что ни в коем случае не значит надоевшую) манеру игры, заложенную ещё основателями русского психологического театра. Другой - дарил такой невиданный для многих белгородцев праздник театральности, что дух захватывало. Можно только удивляться, как создатель спектакля сумел так сплавить в едином сценическом действии и эксцентрику, и тонкий юмор, и философские размышления о театральном искусстве современном и вечном. И было видно, с каким восторгом пребывают на сцене актёры, всецело погружаясь в стихию необычной для себя театральной игры.
Как сказала одна из зрительниц после представления:
- Я так люблю наш театр, стараюсь не пропускать ни одной премьеры, и мне казалось, что прекрасно знаю потенциал белгородских артистов. Но я и не предполагала, что они могут быть такими пластичными, неожиданными, заразительными… Побольше бы таких экспериментальных работ, как «Куклы».
Для белгородцев «Куклы» и в самом деле оказались экспериментальным проектом. Однако в широких театральных кругах Московский театр «На Юго-Западе», возглавляемый до недавнего времени Валерием Беляковичем (сейчас он назначен главным режиссёром театра имени Станиславского в центре Москвы), давно не является авангардным. Скорее наоборот - традиционным, исповедующим вот уже более 30 лет эстетику признанного мастера российской режиссуры Валерия Беляковича. А насколько он признан, говорят и его высокое звание народного артиста России, и премия Российского правительства, и участие театра в самых престижных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, гастроли по всему миру… Беда в одном, попасть «На Юго-Запад» проблема из проблем.
Ещё раз про любовь
И белгородцам в этом смысле, можно сказать, повезло. Белякович не только поставил на щепкинской сцене «Куклы», но и привёз на фестиваль артистов своего театра со спектаклем «Дракула». Некоторых зрителей поначалу смутило само название пьесы, мол, надо ли выводить такого героя ещё и на сцену, когда «ужастиков» нам хватает на экране телевизора? Честно признаюсь, когда начался спектакль, я искренне разволновалась. Подумалось, дай Бог, чтобы после антракта осталась хотя бы половина присутствующих. Так вот, ничего подобного не случилось. Специально обернулась посмотреть на зал и не увидела ни одного свободного кресла. И не удивительно, ведь все мы попали в фантасмагорический мир театральной мистерии, некое Зазеркалье привычной жизни, где реальное и ирреальное словно бы перетекает из одного состояния в другое, где тревожное предчувствие беды органично сосуществует с иронией и даже сарказмом, проповедь с бунтарством, печаль с холодным расчётом… Валерий Белякович первым на театре обратился к известному роману Брэма Стокера (так растиражированному в западном кинематографе), но не для того, чтобы лишний раз пощекотать простодушному зрителю нервы, а чтобы рассказать свою историю о великой любви и одиночестве. А ещё напомнить нам о душе, разрывающейся между добром и злом, о торжестве христианской веры, о духовных ценностях. А зрители внимали происходящему так, что я почти физически ощущала звенящую тишину зала. Казалось, какая-то невидимая дуга замкнула сцену и публику в едином порыве отчаяния, любви и надежды, раскалив сердца настолько, что стало трудно дышать. Наверное, ради таких мгновений и призывал Белинский идти и умереть в театре.
Комплименты в адрес белгородцев
Правда, в отличие от безоговорочного признания зрителей, мнения критиков разделились. Ну, да ведь и у них могут быть свои симпатии и антипатии. Но большинство из них не могли не отметить замечательные актёрские работы в этом спектакле. И прежде всего Алексея Матошина (графа Дракулы), заслуженной артистки России Карины Дымонт (Вильгельмины), Михаила Беляковича (Джонатана Харкера), заслуженного артиста России Олега Леушина (профессора Абрахама Ван Хельсинга), Елены Шестовской (Люси)…
И об артистах так подробно говорили не случайно. Ведь фестиваль в Белгороде изначально задумывался прежде всего как смотр лучших актёрских работ, отсюда и его название «Актёры России - Михаилу Щепкину». Но как показала жизнь, не только актёры России стремятся на свет щепкинской звезды. В разные годы к нам приезжали театры из Белоруссии, Украины, Эстонии, Сербии… Приехали и в этом году. Русский академический драматический театр из Одессы и народный театр из сербского города Ниш. А также старейшие российские театры из Костромы, Владимира, Таганрога, молодёжный театр из Старого Оскола, столичные - Малый театр, МХАТ имени М.Горького, Центральный театр Российской Армии и уже названный театр «На Юго-Западе».
И как приятно, что самое большое количество комплиментов от столичных критиков мы услышали в адрес любимцев белгородской публики: народных артистов России Виталия Старикова (Гаев), Марины Русаковой (Раневская), артиста Андрея Манохина (Петя Трофимов), Дмитрия Гарнова (Лопахин) в «Вишнёвом саде», а в «Куклах» наиболее горячо и взволнованно говорили об успехе Вероники Васильевой (Посипонина), Игоря Ткачёва (Пигмалион-1), Эвелины Ткачёвой (Аурелия), Сергея Денисова (Педро Каин) и Павла Рыжикова (капитан Мамона)…
Провинциальному тщеславию всегда приятно, что и мы не хуже других. Вдвойне приятно, что в данном случае это вполне оправданно: на прошедшем смотре актёрских работ щепкинцы выглядели не только не хуже, но и во многом лучше других. Так же как и другие представители белгородского театрального сообщества из Старого Оскола. Правда, здесь кого-либо персонально выделить было бы очень трудно, поскольку в спектакле-концерте, поставленном Семёном Лосевым по стихам и песням Евгения Евтушенко, занята чуть ли не вся труппа Старооскольского театра для детей и молодёжи. И каждый артист вносит свою «краску» в общий рисунок необычного представления. Представления, которое напомнило нам о существовании в советское время особого вида высокого искусства - поэтического театра. Сегодня, говорят, такой театр не очень интересен публике. Но как он может быть интересен или неинтересен, если зрители, тем более юные, имеют о нём более чем смутное представление? На прошедшем фестивале посмотрели и у большинства сидящих в зале - комок в горле и слёзы на глазах. Вот мнение самого молодого члена жюри, критика из Москвы Дмитрия Хованского:
- Я шёл на этот концерт с некоторым предубеждением, поскольку никогда не был особым поклонником поэзии Евтушенко. А сейчас захотелось приехать домой, взять сборник его стихов и заново перечитать их. Спасибо артистам, что достучались до моей души. Я бы назвал этот спектакль на нынешнем фестивале самым сердечным.
И Дима оказался не единственным в своём желании, многие молодые люди (судя по всему, студенты), выходя из зала, переговаривались между собой, что надо завтра же пойти в библиотеку и найти книги Евгения Евтушенко.
Но спектакль старооскольцев сердечно тронул не только молодых критиков и зрителей, но и многоопытных членов экспертного совета. Редактор журнала «Страстной бульвар» Анастасия Ефремова (дочь великого артиста, режиссёра, педагога Олега Ефремова) призналась, что смотрела эту постановку уже в третий раз и может повторить только одно: «хорошо, но мало». А один из старейшин цеха театральных критиков страны, кандидат философских наук, заслуженный деятель искусств России и Польши Константин Щербаков, давая высокую оценку увиденному на сцене, с благодарностью вспомнил лучших представителей поколения «шестидесятников» и даже прочитал одно из последних стихотворений своего друга Роберта Рождественского «Жил я впервые на этой земле…». Право же, не часто случаются на обсуждениях такие минуты душевных откровений и единения.
И как хочется, чтобы спектакль старооскольцев «Женя, а вы знаете…» увидело как можно больше белгородской молодёжи. И не в маленьком зале театра кукол (где всего 160 мест), а, например, на сцене культурного Центра БелГУ или в большом зале института культуры и искусств.
Спектакли разные нужны,
актёры лучшие важны
К сожалению, как на любом фестивале не все сценические работы стали художественным откровением для публики. И если спектакль Владимирского академического драматического театра «На всякого мудреца довольно простоты» (по пьесе Александра Островского) в постановке Сергея Морозова с блистательным актёром (народным артистом России) Николаем Гороховым в роли придурковатого Нила Федосеевича Мамаева, зал принял что называется «на ура!», то «Чайку» из Одессы, «Укрощение строптивой» из Костромы или «Царство зверя?.. Павел I» из Таганрога куда более сдержанно.
Но в каждой из названных постановок были актёрские достижения, отмеченные и зрителем, и критиками. Скажем, народный артист Украины О.Школьник (Сорин), заслуженные артисты Украины Ю.Невгамонный (Треплев) и А.Антонюк (Дорн) в одесской «Чайке», молодая актриса из Костромы Н.Маврина (Катарина в «Укрощении строптивой»), заслуженные артисты Российской Федерации С.Герт (Павел I) и П.Бондаренко (граф Пален) в «Павле I» из Таганрога…
С особым теплом принимали и актрис из Сербии Весну Есипович, Евгению Станкович и Маю Вукоевич-Цветкович, несмотря на то, что пьесу Пола Зиндела «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» достаточно сложно воспринимать и на русском языке, а на фестивале она шла в переводе с сербского с бегущей строкой. Белгородский зритель к таким «испытаниям» не привык, но пиетет к славянской дружбе и братству взял своё. Тем более многие слышали, что в Европе культивируется отличная от российской традиционной школы манера игры на сцене, а актрисы из балканского города Ниш доказали, что и они являются приверженцами лучших достижений русского психологического театра.
Ба, знакомые всё лица!
И, конечно, с особым нетерпением белгородцы ждали встречи со столичными звёздами. Народную артистку СССР Татьяну Доронину, которая должна была играть главную роль в «Зойкиной квартире» по пьесе Михаила Булгакова поклонники встречали ранним утром на вокзальном перроне с букетами цветов. Но повышенный интерес вызывали и другие московские артисты. В спектакле Малого театра «Правда - хорошо, а счастье лучше» их собрался целый ансамбль. Как только раздвинулся занавес, и на сцене появилась народная артистка России Людмила Полякова в роли доброй няньки Фелицаты, зал тут же разразился аплодисментами, выражая своё признание любимой артистке, сыгравшей женщин из народа в десятках фильмов. Свою любовь не преминули проявить и к народным артистам России Василию Бочкарёву (старенькому, но ещё бравому духом «ундеру» Силе Ерофеевичу Грознову) и Евгении Глушенко. Для многих её героиня Мавра Тарасовна Барабошева оказалась неожиданной. Зрители привыкли видеть актрису в фильмах «Влюблён по собственному желанию», «Зинуля», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Впервые замужем»… где она играет добрейших, некрасивых, почти юродивых в своих высоконравственных принципах женщин. И вдруг перед нами - циничная, властная, самодурствующая купчиха. А уж когда предстал заслуженный артист России Виктор Низовой (непутёвый сын и отец Амос Панфилыч Барабошев) по залу еле слышно зашептались: «Мухтар, Мухтар!», имея в виду популярный сериал «Возвращение Мухтара», в котором он воплотил образ одного из главных персонажей - капитана милиции Щепкина.
Так уж случилось, что сегодня всенародную славу и любовь артисту приносит отнюдь не театр и даже не кинематограф, а телевидение. Актёры как бы приходят в наш дом изо дня в день, становясь почти родственниками или соседями. Их можно любить или не любить, но деться от них некуда. Однако чуть разнесётся слух, что «такой-то известный» приезжает в наш город со спектаклем, зритель во что бы то ни стало хочет увидеть его «живьём» и спешит в театр, будто на свидание с другом или близким приятелем. И нынешний фестиваль предоставил такую возможность в изобилии. В «Зойкиной квартире», скажем, многие узнали не только Татьяну Доронину (ещё б её не узнать!), но и Александра Самойлова - одного из главных «злодеев» в современных телевизионных фильмах. Достаточно вспомнить его мафиозника из дилогии «Две судьбы». А в «Дракуле» - Олега Леушина, запомнившегося нам по телесериалам «Бригада», «Александровский сад», «Всегда говори «всегда», «Проклятый рай»…
И во время спектакля Центрального академического театра Российской Армии «Одноклассники» по пьесе современного драматурга Юрия Полякова многим так и хотелось воскликнуть: «Ба, знакомые всё лица!». Заслуженный артист Татарстана Николай Козак уже был гостем одного из наших фестивалей, но тогда ещё, как актёр театра «Колесо» из Тольятти, где он сыграл главную роль в пьесе «Русская рулетка». А потом мы увидели его в бесконечном количестве известных сериалов: «Каменская», «Час Волкова», «Закон и порядок», «Шпионские игры», а также в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2»… Узнали зрители и красавицу Ксению Хаирову, снявшуюся в только что завершённом сериале «Институт благородных девиц». Я уж не говорю о народной артистке России Алине Покровской, символе женской верности и любви, созданном ей в ставшем уже классикой советского кинематографа фильме «Офицеры».
Финал с восклицательным знаком
Но, конечно, участие популярных артистов в том или ином спектакле - совсем не гарантия художественного успеха. Мы имели возможность убедиться в этом на прошлых фестивалях. На нынешнем - разочарований от столичных коллективов почти не было. О восторженных откликах на «Дракулу» я уже говорила. Но и постановка Сергея Женовача «Правда – хорошо, а счастье – лучше» в Малом театре оставила незабываемые впечатления. Так же, как и «Одноклассники» театра Российской Армии. Режиссёр Борис Морозов сумел не только затронуть болевые точки сегодняшнего дня, уловить нервную пульсацию времени, но и создать на сцене удивительно гармоничный актёрский ансамбль, в котором каждый исполнитель дополняет друг друга, оставаясь при этом самим собой, не разрушая ни замысла автора, ни - постановщика. А какой шквал аплодисментов обрушился на артистов и создателей спектакля после его окончания! Казалось, крикам «Браво! Браво!» не будет конца. И чувствовалось, как соскучился зритель по современной драматургии, которая не препарирует низменные страсти, не шокирует русским матом, столь укоренившимся на некоторых столичных сценах, а обращается к душе человека, его нравственным ориентирам.
На последних фестивалях сложилась традиция, что именно Центральный академический театр Российской Армии закрывает щепкинские торжества в Белгороде. Этой традиции остались верны и в нынешнем году. И если так можно выразиться, то «армейцы» поставили не заключительную точку в программе прошедшего праздника, а ликующий восклицательный знак. Фестиваль закончился, да здравствует новый фестиваль! И состоится он не через три года как обычно, а через два, будучи приуроченным к 225-летию со дня рождения нашего великого земляка Михаила Семёновича Щепкина.
- Комментировать
- 2774 просмотра
Комментарии
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 34 нед. назад