Литературно-музыкальный вечер, посвящённый памяти умерших белгородских художников, состоялся в рамках выставки «Свет далёких звёзд»
В последнее время выставочная жизнь в Белгороде бьёт не ключом, а настоящим фонтаном. Только в одной галерее «Родина» экспозиции меняются чуть ли не ежемесячно. И каждая интересна по-своему. И всё же выставка «Свет далёких звёзд», посвящённая памяти ушедших белгородских художников, вызывает особые чувства. С одной стороны - грусть. Как сказала бы Белла Ахмадулина: «По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят…». А с другой - гордость!
Гордость, что рядом творили такие замечательные живописцы, графики, скульпторы…
Как хотелось бы назвать их всех поимённо. Но ограниченность газетной площади не даёт такой возможности, ведь в экспозиции представлены двадцать шесть авторов и около ста работ. Организаторы выставки не забыли ни одного художника, связанного с новейшей историей нашего края. Например, Равиля Салихова, который умер в Израиле, продолжая считать себя белгородцем. Может быть, потому и прожил в земле Обетованной так недолго, что лишился родной почвы и общения с любимыми друзьями, дорогими сердцу зрителями. Не забыли и Станислава Молодых - народного художника России, действительного члена Петровской академии наук и искусств, чья творческая деятельность была неразрывно связана с Ленинградом-Петербургом. Но и Белгород, в котором довелось родиться, он никогда не забывал. Поддерживал самые тёплые отношения с областным отделением Союза художников, писал портреты земляков, милые сердцу пейзажи, городские дворики своего детства. Именно эти камерные его работы, а не эпические полотна, можно увидеть на выставке «Свет далёких звёзд».
Удивлению нет предела
Впрочем, когда речь заходит о живописи, то противопоставление эпоса и лирики уместно меньше всего. Достаточно обратиться к великим именам, чтобы понять, что Левитан, Поленов, юный Константин Васильев значат для русского изобразительного искусства ничуть не меньше, чем, скажем, Суриков или Репин. Дело ведь не в размере полотна или грандиозном сюжетном замысле, а в том, какие чувства пробуждают в наших душах их произведения. Конечно, важно «глаголом жечь сердца людей», чтоб не уснула совесть и желание сострадать, но как всё-таки хочется повторять вслед за другим поэтом: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!».
Именно это желание не покидало меня на выставке «Свет далёких звёзд». Удивительно, но некоторых белгородских живописцев, графиков и скульпторов я как будто открывала заново. Заслуженный художник России Борис Пупынин всегда поражал какой-то почти неуправляемой казацкой вольностью в цвете, композиции, выборе натуры или героя. Даже когда выезжал на пленэры и писал виды древних православных монастырей, их окрестности, батюшек, прихожанок, оставался верен себе. Если зимнее небо в Псковско-Печерской лавре или в Ипатьевской Костромской обители, то синь такая, что хоть глаза прикрывай от аметисто-бирюзового озноба. Я уж не говорю о его социальных полотнах, связанных с изображением жизни сирых и убогих, лишённых по чьей-то вине крова и уважения.
Некоторые из его сверхэкспрессивных работ представлены и на этом вернисаже. Я, допустим, глаз не могла оторвать от портрета «Женщина у берёзы» - гимна белгородской мадонне в кустодиевском стиле. Но когда перешла в один из нижних залов вернисажа, просто ахнула от изумления. Если бы не было подписи «Борис Пупынин», никогда бы не поверила, что серия пастелей из Мгарского монастыря тоже принадлежит ему. Взгляните на зимние пейзажи Черниговщины, и вы сразу почувствуете, какую рождественскую сказку придумал (или всё-таки увидел?) Борис на своём последнем пленэре. Он, конечно, предположить не мог, что поездка окажется последней. Как всегда работал так, что пар валил в прямом смысле слова. Но почему-то совершенно изменил манеру письма. Никогда не видели мы в его пленэрных этюдах столько нежности, признаний в любви к окружающему миру и людям. Возможно, художник предчувствовал, что через несколько дней уйдёт из жизни, и подсознательно хотел напомнить себе (и, конечно, нам - зрителям), в каком мире волшебной красоты мы живём.
Удивил и Вадим Баженов, чьё творчество представлено не крупными формами или декоративными изделиями, а скульптурными миниатюрами женских фигур, как будто вызванных фантазией автора из поэтического подсознания, а также тончайшими графическими листами к книге белгородского писателя Александра Гирявенко.
А Виктор Легеза, которого мы привыкли считать ювелирным графиком (чего стоит его философская серия офортов «Исполины духа»!), поразил не столько чёрно-белой графикой, сколько мощными по цвету и настроению пейзажами старых харьковских дворов.
Наш адрес - Советский Союз
Кстати, о Харькове. Кто-то из посетителей выставки заметил, что она знаменует торжество знаменитой харьковской художественной школы. Большинство авторов, представленных здесь, действительно являются её питомцами. Но я бы всё-таки говорила не о харьковской, а о великой советской школе, уходящей корнями в российское изобразительное искусство. Вот и художники, составившие сегодня «золотой фонд» белгородского культурного наследия, приехали к нам в основном из разных уголков некогда необъятной страны. Анатолий Гребенюк - из Ленинграда, Павел Иванов - из Ташкента, Илья Хегай - из Казахстана, Лазарь Агриян - из Самарканда, Виктор Беликов - из Курска… Евгений Поленов вырос в Абхазии, а прежде чем стать студентом Харьковского института, закончил художественное училище в Крыму. Григорий Гритчин и вовсе махнул с Дальнего Востока, где получил диплом Биробиджанского училища. Даже наш легендарный Станислав Косенков (обладатель золотых медалей и первых премий в Германии, Чехии, Италии, Англии…), родившийся под грохот канонады на прохоровской земле, тоже сначала прошёл Курскую и Орловскую художественные школы. Так что наслаждаясь произведениями ушедших белгородских живописцев, графиков, скульпторов поневоле вспоминаешь, что наш адрес - не дом и не улица, наш адрес - Советский Союз.
А ещё подумаешь, какие разные представленные здесь авторы. При жизни Анатолия Гребенюка, Василия Леуса и Василия Казака называли неразлучной троицей. Они действительно были неразлучны в дружбе и многие проекты выполняли совместно. Самый известный - мемориальный комплекс на Курской дуге (Яковлевское направление). Но когда оставались один на один с мольбертом - ни о какой похожести не могло быть и речи. Достаточно взглянуть на их работы, чтобы понять это. Казак («Сады наших отцов») - безусловный романтик. Гребенюк - сдержан и даже в чём-то суров, весь в военной теме («Эвакуация», «Победитель», «На Курской дуге»…). А глядя на степные крымские пейзажи Леуса («Зной», «Старая яблоня», «Дворик», «Вечер»…), можно задохнуться в потоке обжигающего солнечного света или замечтаться в обволакивающем мороке южных сумерек. Впрочем мечтать упоительно не обязательно на юге. Виктор Блинов, к примеру, приглашает нас прогуляться по пушкинским местам в окрестностях Михайловского и даже перенестись в XIX век в гости к самому Александру Сергеевичу и Наталье Николаевне.
Не спи, не спи художник…
Как-то так повелось, что зримой летописью времени называют фотографию и кинохронику. Однако и у изобразительного искусства есть свои ключи, открывающие тайны мимолётности жизни. Недаром ещё Борис Пастернак призывал: «Не спи, не спи художник, не предавайся сну. Ты времени заложник у вечности в плену». И белгородские авторы творчески никогда не спали. Выставка «Свет далёких звёзд» прямое тому подтверждение, поскольку это не только лирическая исповедь людей, влюблённых в красоту родной природы, но и дневник современников текущих событий. Она даёт представление и о становлении белгородской художественной школы на протяжении сорока с лишним лет. И о самом времени. Казалось бы, что такое несколько десятилетий? Миг для истории! Но как неуловимо меняются не только лица на портретах Григория Гритчина, Евгения Поленова, Марата Парахненко, Нины Мельниковой, Александра Булатова, Бориса Пупынина (невозможно перепутать, какие были написаны в шестидесятые годы прошлого столетия, а какие - уже на заре XXI века), но и виды городских, индустриальных и даже сельских пейзажей в работах Виктора Легезы («Храмы Старого Белгорода»), Станислава Молодых («Окраина Белгорода. Савино»), Льва Блякницкого («Горный карьер», «Старые печи»), Анатолия Савинова («Лебединский рудник», «Маркшейдер», «Новый Старый Оскол»)…
Надо ли говорить, что сегодня индустриальная тема не слишком увлекает художников, да и к людям труда особого внимания не наблюдается. Тем неожиданнее было увидеть на этом вернисаже «непарадные» скульптуры Александра Саушкина «Столяр Орлов», «Рабочий завода «Энергомаш» Назарчук». Интересно стало, что же это за герои? Но, к сожалению, узнать об их судьбе ничего не удалось. Возможно, кто-то из читателей нашей газеты поделится своими воспоминаниями. А вдруг это тоже история края, в котором живём?
И если говорить об истории, то никак нельзя обойти театрально-декорационный раздел этой экспозиции, в котором представлены эскизы к спектаклям белгородской драмы «Русские люди» Константина Симонова, «По 206-й» Василия Белова, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Выбор» Алексея Арбузова, «ТАСС уполномочен заявить» Юлиана Семёнова… Не самые популярные ныне драматурги. А в своё время были властителями дум не одного поколения. И белгородские зрители старшего поколения прекрасно помнят эти постановки на щепкинской сцене. Но помнят не только сами пьесы, артистов, которые были в них заняты, но и имена сценографов Нины Мельниковой, заслуженных художников России Григория Гритчина и Марата Парахненко.
Мы уже упоминали эти имена. Не грех повторить ещё раз. Ведь именно они вместе с ныне здравствующим Александром Мамонтовым стояли у истоков создания Белгородской областной организации Союза художников России в 1968 году. Они же стали и первыми преподавателями в детской художественной школе, где воспитали целую плеяду талантливых учеников. Позже эстафету принял совсем ещё юный тогда Виктор Легеза - один из основателей художественного отделения (ныне факультета дизайна) в Белгородском государственном институте культуры и искусств. А сегодня уже его ученики сеют разумное, доброе, вечное в душах студентов. В том числе и дочь Василия Леуса Дарья. Не прерывается цепочка памяти и преемственности. Уходят из жизни люди, но художники остаются жить в своих произведениях, словно звёзды, которые, даже умирая, продолжают излучать свет ещё долгое-долгое время.
Продолжение следует
И как чувствовался этот свет таланта, доброты и гармонии на литературно-музыкальном вечере, который состоялся в рамках выставки, посвящённой памяти ушедших друзей и близких.
Нет-нет, я не оговорилась. Ведь в зале собрались не только благодарные зрители, но и люди, хорошо знавшие тех, кого уже нет рядом с нами. И среди них старейшая актриса Белгородского драматического театра Мария Баскова, народный артист России Николай Черныш, известный белгородский поэт Игорь Чернухин, поэтесса Зинаида Филатова, главный дирижёр оркестра народных инструментов областной филармонии, замечательный гитарист Евгений Алешников, журналист Наталья Почернина… И звучали песни, романсы, стихи, посвящённые ушедшим художникам, классическая музыка. Причём не только в исполнении названных деятелей культуры или скрипичного дуэта Светланы Долгачёвой - Алины Кузнецовой, но и детей ушедших художников. Одного из лучших флейтистов в нашей области Дмитрия Хегая, юной скрипачки Олеси Гребенюк, будущего дизайнера Александра Легезы. А вела вечер музыковед Людмила Леус.
Что уж говорить о воспоминаниях, которым не было конца. В основном - весёлых. Ведь художники в большинстве своём не только творческие натуры, но и непредсказуемые, способные и философствовать сутками напролёт, и подвиги совершать. И как не хотелось собравшимся расставаться, покидая выставку, которая уже завершает свою работу.
Однако, по словам председателя региональной Белгородской организации Союза художников России Станислава Дымова, проект «Свет далёких звёзд» станет традиционным.
- Вернее уже стал. Мы проводим его совместно с Белгородским художественным музеем, где хранится большинство лучших работ ушедших художников. И именно там несколько лет назад прошла первая выставка. Теперь вот провели вторую. А в будущем обязательно будет третья и четвёртая. Продолжение, как говорится, следует.
- Комментировать
- 2418 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад