Выставку произведений Станислава Косенкова
посвятили его наставнику Василию Ермилову
Поиск формулы шедевра Станислава Косенкова, осуществляемый им при жизни, лёг в основу концепции новой выставки в музее-мастерской С.С. Косенкова. Посвятили экспозицию памяти выдающегося художника-конструктивиста, лидера харьковского авангарда первой половины XX века и «одного из лучших дизайнеров своего поколения» Василия Ермилова - учителя белгородского мастера. Зрителям «Формулу шедевра» представили в минувшую среду.
«Формула шедевра» - так называлась одна из задуманной Косенковым серии статей об изобразительном искусстве. Художник её не окончил. В ней он не уподоблялся пушкинскому Сальери и не «проверил алгеброй гармонию». Априори предполагая итог своих творческих поисков, он начал их и продолжал, поскольку весь смысл находил именно в дороге.
- Созерцая даже одни из самых прекрасных произведений, Косенков понимал, что перед ним всё же не полные шедевры, - рассказывает старший научный сотрудник музея Вера Пушкарёва. - Он долго пытался открыть свою формулу и пришёл к выводу - её невозможно вывести, это даже не нужно. Безоговорочная и правильная, она непременно превратилась бы в догму, и тогда человек прекратит своё движение вперёд. Размышления эти созвучны представлениям Достоевского об идеале как желании достичь лучшего. Идеал словно линия горизонта - мы её видим, но никогда к ней не приблизимся. Тем не менее, стремимся, ведь без этого и жить нельзя.
У статьи есть подзаголовок «Почти фантастическая повесть, посвящённая моему учителю Василию Дмитриевичу Ермилову». Собственно, в основе текста - рассказ о Ермилове, у которого была одна формула и жизненного, и творческого поведения - «без дураков». Её-то Косенков у Василия Дмитриевича и воспринял, как и многое из того, что тот делал. Скажем, Ермилов собственноручно оборудовал квартиру на чердаке. И, начиная с почтового ящика, всё высокохудожественное. А какой идеальный порядок царил в его мастерской! Вот и Станислав Степанович многое делал своими руками и порядок поддерживал образцовый.
В книге-альбоме «Станислав Косенков», изданной к его 70-летию, частично опубликованы дневниковые записи художника, но то, что касается Ермилова, - полностью. Из них и можно понять, что Василий Дмитриевич для него значил. Словно сама судьба свела преподавателя харьковского Художественно-промышленного института, который после вынужденного отсутствия возвратился к работе зимой 1963-го и умер в 1968-м, и Косенкова, учившегося в этом вузе в 1962-1967 годах. Ермилов стал для белгородского мастера и наставником, и отцом (Косенков никогда не видел своего отца, тот пропал без вести на войне. - Е.Ш.).
Многое в музее-мастерской Косенкова будто пропитано ермиловским духом. А для экспозиции подготовили памятный уголок: в окружении кистей, красок находятся фотография Василия Дмитриевича, книга о нём, озаглавленная по одному из его плакатов - «Потухшие паровозы, стоящие фабрики ждут уголь Донбасса», и сделанные им фирменные рамки - одна в другой.
В своих дневниках Станислав Степанович постоянно к нему возвращался. И записи, где он подробно указал, что думал Ермилов о каждой из его работ, подсказали ещё один принцип организации выставки - представлены те произведения, о которых учитель что-либо говорил и которые создавались в студенческие годы и под его влиянием.
Нравились Василию Дмитриевичу его натюрморты, и один из них «Завтрак на газете» зрители могут оценить, как и автобиографическую серию «Солдаты мира» (Косенков умудрялся совмещать учёбу на стационарном отделении вуза и службу в армии. - Е.Ш.), три линогравюры из серии «Интернационал» - дипломного проекта Косенкова - и цветные эскизы к ней... Кстати, они, как и рисунки сангиной «Неистовый Микель», посвящённые Микеланджело, экспонируются впервые.
Впрочем, есть работы, выполненные много позднее, - из известных серий «Чернобыль России - деревня», «Окна»… Сопоставление разных периодов творчества, эскизы, размещённые здесь, отражаю путь, проделанный художником, как он искал ту или иную форму и находил её.
Косенкову были подвластны абсолютно все графические техники, начиная от рисунка пером, тушью, сангиной, углём до линогравюры и офорта. И когда он начинал серию, то пробовал разные техники и стремился найти ту, которая наиболее точно выразила бы его идею.
В «Формуле шедевра» более тридцати произведений белгородского мастера. Помимо графики в экспозицию вошли и составили ещё одну её особенность живописные работы, прекрасные и экспрессивные. Среди них и картина «Венгерский дворик». В 1976-м Косенкова пригласили поучаствовать в летней художественной школе в Венгрии. Когда он приехал, выяснилось, что собрались не графики, а живописцы. Он начал работать и в итоге получил второе место - график среди живописцев! Но отказался от него в пользу болгарской художницы и взял третье. Несколько работ у него приобрёл Будапештский музей, а «Венгерский дворик» вернулся с художником и теперь радует нас.
А неподалёку от него разместили несколько монохромных фотографий Павла Кривцова. Родом из одного села Рождественка, они дружили. Станислав Степанович часто помогал ему советом, а иногда подсказывал тему для будущего снимка. Как, например, в случае с «Собакой в будке». Косенков увидел, позвонил Кривцову. Тот приехал, и в результате получилось удивительное фото - занесённая снегом телефонная будка и замёрзший щенок, отчаянно и тщетно пытающийся сокрыться от холода внутри неё.
«Формула шедевра» продлится до октября.
- Комментировать
- 2027 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад