На воскресные симфонические утренники для детей приходят послушать музыку целыми семьями. А билеты на этот абонементный цикл концертов раскупают на целый год вперёд ещё до открытия нового филармонического сезона, зная, что каждая программа будет интересна и познавательна. И всё же программу, которую наша филармония предложит белгородской публике 27 марта, можно назвать особенной вдвойне - она посвящается 255-летию со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. Зрители получат возможность не просто насладиться произведениями гениального композитора в исполнении нашего симфонического оркестра под управлением молодого дирижёра Дмитрия Филатова, камерного хора (руководитель Елена Алексеева) и лучших вокалистов, но и познакомиться с удивительной судьбой Моцарта, о котором расскажет музыковед Юлия Васютина. Можно не сомневаться, что это свидание с Моцартом станет для многих настоящим откровением. Так велика его музыка и так трагична жизнь, оборвавшаяся в неполные 36 лет.
А ведь как всё начиналось! Пожалуй, никто из музыкантов в мире не познал в столь юном возрасте такой шумной славы, как Моцарт. Ещё в шесть лет маленький Вольфганг Амадей из заштатного по тем временам австрийского городка Зальцбурга начал разъезжать со своим отцом (по-своему талантливым музыкантом, педагогом и импресарио) по всей Европе. В Вене он сумел растрогать даже суровую австрийскую императрицу Марию-Терезию, а в Париже - взбалмошную мадам Де Помпадур, всесильную фаворитку французского короля… Мальчика называли «истинным чудом восемнадцатого века», восхищаясь его музыкальной всеядностью. Он, как сказали бы сегодня, являл собой тип человека-оркестра: виртуозно играл на клавесине, скрипке, органе, фортепиано, дирижировал, сочинял с раннего детства собственные произведения, которым завидовали известнейшие композиторы, пел, обладая редкой красоты тенором, и поражал всех феноменальной музыкальной памятью.
Существует легенда (а вокруг Моцарта сплошные легенды!), что, когда он гастролировал по Италии, его пригласили в Рим, где на Страстной неделе в Сикстинской капелле всегда исполняют великое «Мезереро». Это сочинение считалось собственностью Ватикана. Выносить ноты из собора или переписывать их запрещено. Но перед гением юного Моцарта отступила даже церковь. Ведь он ничего не нарушил, а просто запомнил всю партитуру «Мезерере», проиграв её всего один раз. Эта история получила такую огласку, что гениального юношу наградили высшим папским орденом, а вскоре приняли в действительные члены Филармонической академии в Болонье.
Казалось, весь мир лежит у его ног. Но так только казалось. Чем старше становился он, чем более гениальные произведения писал, тем меньшее понимание находил и у поклонников, и у власть имущих, которые диктовали свои взгляды на музыкальную моду. Трудное, но счастливое, озарённое славой детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд. Жить в родном Зальцбурге, где новый архиепископ относился к нему хуже, чем к лакею, он не смог. А Европа уже успела забыть «чудо-ребёнка». Ни в Италии, ни во Франции, ни в Англии ему не предлагали сносно оплачиваемой работы. Даже в Вене на место главного капельмейстера императорского двора взяли не его, австрийца, а заезжего музыканта и композитора Сальери. Того самого, который якобы отравил Моцарта - нищего, затравленного кредиторами, лишённого заказов, перебивающегося грошовыми уроками. За десять неполных лет жизни в Вене он сменил одиннадцать квартир, и каждая новая была хуже предыдущей.
Тем не менее, Моцарт не был бы Моцартом, если бы впал в творческую депрессию. С раннего детства и до последних дней он продолжал сочинять симфонии, сонаты, концерты, струнные ансамбли, оперы… Пётр Ильич Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеалом, как он…». Александр Сергеевич Пушкин, не боясь обвинения в кощунстве, сказал о гениальном композиторе так: «Ты, Моцарт - Бог!..». И замечательно, что произведения Моцарта звучат в разных абонементных программах областной филармонии: «Шедевры мировой музыки», «Виват, маэстро!», «Музыкальный калейдоскоп», «Бессмертные имена»… Тепло принимала белгородская публика концерт для скрипки с оркестром в исполнении нашего симфонического коллектива с солистом из Москвы - лауреатом международных конкурсов Гайком Казазяном; фортепьянные концерты заслуженной артистки России (г.Москва) Ирины Чуковской; фрагменты «Реквиема», которые нам подарили хор Харьковской консерватории и хор из Владимира в сопровождении нашего оркестра. Фрагменты из «Реквиема» - одного из величайших произведений мировой музыки - будут звучать и 27 марта, только уже в исполнении камерного хора белгородской филармонии.
Юбилей Моцарта не ограничится одним воскресным симфоническим утренником для детей. Весь нынешний сезон пройдёт как дань памяти гениальному композитору. Вернее, так он и начался. В одном из концертов прозвучали увертюры к операм «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля», «Милосердие Тита»… В ноябре симфонический оркестр побывал в Губкине и Старом Осколе, где звучала 40-я симфония - одна из самых блистательных в наследии Моцарта. В начале марта состоялся вечер вокальной музыки, в которой приняли участие лауреаты Международного конкурса Наталья Воскресенская и новый солист нашей филармонии Андрей Капралов. И, естественно, оба включили в свой репертуар арии из опер Моцарта. Оперные творения композитора обязательно будут представлены и в программах других наших вокалистов: заслуженных артистов России Владимира Бойко, Нины Стрижёвой, Светланы Ломоносовой.
- 1545 просмотров
Отправить комментарий