Московский музей «Дом иконы» представил белгородцам необычную экспозицию подделок
Подлинник произведения искусства и его подделка - где та грань, которая проходит между ними, в сознании обычного зрителя, не обладающего глубокими познаниями в области искусствоведения? И вообще задумывается ли он, глядя на картину, что перед ним - авторский шедевр или его копия, пусть и крайне искусная? Думается, что вряд ли! Эти вопросы в рамках выставочного проекта поднял основатель и директор музея «Дом иконы» в Москве - коллекционер и меценат Игорь Возяков. «Шедевры подделки или Н/х», так он называется, представили в Белгородском государственном художественном музее в минувший четверг.
Картины «Девочка в берёзовой роще» Бориса Кустодиева, «Вид Москвы» Константина Коровина, «Морское сражение» Ивана Айвазовского, «Корабль у пристани» Алексея Боголюбова, «Корабль у берега» и «Ночной пейзаж» Льва Лагорио, «Танец среди мечей» Генриха Семирадского, иконы «Спас нерукотворный» конец XVII - начало XVIII в. и «Ангел Господень» первой четверти XVIII в… Это только на первый взгляд перед белгородскими зрителями предстали произведения великих мастеров прошлого. На самом же деле и «шедевры живописи», и якобы уникальные образцы иконописи принадлежат кисти неизвестных художников и сотворены в иное, чем указанное, время. Скажем, иконы появились не несколько столетий назад, а в начале XXI века. При каких обстоятельствах они создавались, кто и почему поставил на них автографы мэтров, изменил даты - достоверных ответов на эти вопросы нет.
Действительно, рядовой зритель, глядя на экспонируемые объекты, ничего не заподозрит. Впрочем, впасть в заблуждение может и человек, хорошо разбирающийся в искусстве, опытный коллекционер, как, например, Игорь Возяков. Он, будучи уверенным, что приобрёл подлинники - необходимые подтверждающие документы имелись, - недавно узнал, что всё это время владел копиями. Вещи настолько виртуозно повторены, что без специальных исследований (рентген, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, химический анализ) истину не установить.
Предыстория такова. Три года назад на культурной карте России появился новый объект - музей «Дом иконы». В основе экспозиции - коллекция Игоря Возякова, который и основал его. К слову, находится он в уголке старой Москвы - на улице Спиридоновка. Место интересно тем, что здесь располагались старинные особняки выдающихся деятелей культуры, в том числе и русского предпринимателя, коллекционера и мецената Степана Рябушинского. Степан Павлович в огромных количествах собирал иконы. Благодаря ему икону признали произведением искусства, он создал метод её научной реставрации… И совсем скоро название музея изменят на «Дом иконы и живописи имени С.П.Рябушинского». В связи с чем Игорь Владимирович передал музею ценные полотна для формирования живописной экспозиции. И вдруг эксперты выявили - они ненастоящие!
- Мы решили снова проверить подлинность предоставленных картин, в ходе чего получили печальные результаты, - рассказывает главный хранитель «Дома иконы» и куратор выставки Ольга Никольская. - Оказалось, что целый ряд вещей, считавшихся шедеврами великих русских мастеров, носят чужое имя. Это не совсем подделки: действительно, перед нами произведения живописи, но мы не можем поставить на них те фамилии, которые недобросовестные дилеры, реставраторы, трудно сказать, кто это сделал, на них написали. Автографы не подтвердились. При этом картины отличаются высоким художественным уровнем.
И правда, люди приходили бы, осматривали с интересом картины и иконы, несомненно получали удовольствие… Всё происходило бы именно так, если бы их заранее не предупредили, что перед ними - фальшивки. Вот почти точное повторение «Морского боя» Айвазовского. Выдающийся маринист в своё время работал над темой Чесменского боя, но сомнений в том, что автор не он, не возникает. Копия имеет более растянутый формат, воплощена в другой манере, более того, выполнена гораздо позже, чем утверждается - об этом свидетельствует анализ пигментов красок. Картину лже-Кустодиева отличают неправильная перспектива, не очень искусно выписанные детали; псевдо-Коровина - несколько разваливающаяся на переднем плане композиция; фальш-Семирадского - ошибки в анатомии и освещении…
В Москве эта выставка вызвала повышенное внимание - более семи тысяч посетителей. А коллекционеры озадачились проверкой собственных собраний. Воспринимайте представленные картины как работы неизвестных художников, безусловно, заслуживающих внимания, и задумайтесь над насущными для современного искусства России и мира проблемами - активно развивающийся чёрный арт-рынок и сложности в вопросах экспертизы, - советуют музейные представители «Дома иконы» и БГХМ. «Шедевры подделки или Н/х» продлится до 29 ноября.
- Комментировать
- 2249 просмотров
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад