Художник и педагог Игорь Чёрный на своей юбилейной выставке
представил работы своих учеников
В эти дни сотни зрителей побывали в выставочном комплексе «Родина», где развёрнута экспозиция юбилейной выставки Игоря Чёрного под необычным названием «Учитель - ученик». Вернисаж продолжит работу до 4 сентября.
Кто-то, возможно, спросит: «В чём необычность?». А в том, что впервые известный мастер - член Союза художников и Союза дизайнеров России, лауреат Международных конкурсов, задумывая концепцию юбилейной выставки, решил показать зрителю, помимо наиболее значимых собственных произведений, ещё и лучшие работы своих студентов. Ведь Игорь Александрович Чёрный не только интересный график и живописец, но и доцент Белгородского государственного института культуры.
- Грош цена мне, как педагогу, если бы я не гордился творческим горением и мастерством учеников, не хотел бы, чтобы как можно больше людей увидели, какие они талантливые и уж тем более, постеснялся бы выставить их работы вместе со своими, - говорит Игорь Александрович.
Все мы родом из детства
Игорь Александрович из тех, в ком сошлись дар творческий и дар педагогический. Для него это образ жизни, поскольку он не мыслит себя ни без творчества, ни без педагогики. Возможно потому, что так воспитан. Все мы родом из детства, всё лучшее в нас - от родителей.
Игорь вырос в семье провинциальных интеллигентов в маленьком украинском городке Лубны, на Полтавщине. Кстати, всего в нескольких километрах от Спасо-Преображенского Мгарского мужского монастыря, где некогда настоятелем служил будущий святитель Иоасаф Белгородский. Сейчас отметить 100-летие его канонизации готовится вся православная Россия и Украина. Знаменательно, что выставка Игоря Чёрного экспонируется накануне этих торжеств. Ведь часть его работ написана в тех местах, где прошла земная жизнь святителя Иоасафа.
Мама Игоря, Софья Степановна, долгие годы проработала в школе учителем русского языка и литературы, не уставая повторять: «Чем больше отдаёшь ученикам сейчас, тем больше тебе вернётся в будущем». А ещё он запомнил, что мама никогда не приветствовала «двоек», объясняя свою позицию так: «Если учитель ставит двойку, то в первую очередь самому себе, расписавшись в собственном педагогическом бессилии». Тогда он и представить не мог, что пройдут годы и он сам будет исповедовать те же принципы.
А не мог, потому что никак не связывал свои представления о будущем с педагогикой. Сколько помнил себя, всегда хотел быть художником. Ведь в доме царил не только дух высокой литературы, но и дух изобразительного искусства. Отец, Александр Леонтьевич, хоть и работал на железной дороге, был страстным художником-любителем. Писал маслом собственные композиции и копии полотен русских живописцев - Брюллова, Айвазовского, Шишкина. Именно он отвёл Игоря в художественную студию при городском Дворце пионеров.
И сын не обманул ожиданий отца. После школы поступил в Харьковский художественно-промышленный институт. Здесь он получил не только редкую по тем временам профессию промышленного графика, но и встретил свою любовь - юную красавицу Зою. С тех пор вот уже 32 года они вместе. Зоя стала для него не просто хорошей женой, но и музой, и взыскательным критиком. Она же убедила Игоря попробовать себя на преподавательской работе.
Вместе с Игорем в институт были приглашены другие белгородские художники и дизайнеры. Остались и лучшие специалисты, которые стояли у истоков создания художественного отделения колледжа культуры и искусств.
Белгородская школа плаката
На выставке «Учитель - ученик» стало очевидно, что у нас появилась ещё и белгородская школа особого графического искусства - социального плаката.
Воспитанники Игоря Александровича Чёрного были отмечены на Международных выставках и конкурсах, а правительство Белгородской области заказало для тиражирования несколько студенческих работ. Семь плакатов из серии «Белогорье - зелёная столица» уже украшают въезды в наш город.
Плакаты на выставке «Учитель - ученик» принадлежат и тем, кто только что закончил четвёртый курс. Как говорится, ещё учиться и учиться, а какое мастерство, какая фантазия! Чувствуется, что педагог никому не навязывает собственный творческий почерк, а помогает разобраться в образных мироощущениях, подсказывает, как лучше это сделать технически. В остальном - полный простор для полёта фантазии. В результате что ни плакат, то будто небольшой театральный спектакль, в котором задействованы и мы сами. Наши мысли и чувства об экологических катастрофах, о вреде пьянства, наркотиков, о разъедающей наше общество коррупции, о нравственных ориентирах. («Без комментариев» Сергея Постникова, «Выбери свой маршрут» Алины Бандуры, «Из России с любовью» Гавриила Данина, «Вторжение» Стаса Карголя, серии работ Анжелы Чёрной «Сохрани меня», Ольги Голубевой «Напомним, сохраним, поможем»…).
Но задача социального плаката не только в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», но и «чувства добрые в народе пробуждать». И на этой выставке поэтически-солнечных работ ничуть не меньше. Достаточно вспомнить диптихи Дарьи Корабейниковой «Посади своё дерево» и «Белогорье - счастливые дети», «Леса и парки» Юлии Ширяевой, серию плакатов Ольги Рожковой «Победа»…
А какие настенные календари представлены в разделе дизайнерской продукции - песня! Вернее, гимн любви родному Белгороду. Зашла в один из залов «Родины» и оторваться не могла ни от «Музыки города» Ивана Уланского, ни от «Белого города любви» Нины Норкиной, ни от «Нового взгляда» Ольги Гаховой, ни от «Белгорода вечернего» Яны Бондарь… Я уж не говорю о «Белгороде историческом» Юлии Минаковой. Одна досада: ну почему такие замечательные работы не издаются хотя бы небольшими тиражами.
Сколько зрителей - столько мнений
Произведениями искусства можно назвать и афиши самого Игоря Чёрного, выполненные им в разные годы и к разным выставкам: «Женский образ», «Свой тайный смысл доверят мне предметы», «Творческие династии», «Белгородская пастель», «Художники в объективе»… Подумалось даже, а стоит ли так выкладываться, ведь срок жизни афиши мимолётен? Кто вспомнит о ней хотя бы через полгода? Подумала и поняла, как была не права в своих рассуждениях. Афиша тоже является свидетельством истории художественной жизни города или области. А где художественность, там просто не может быть места халтуре. Впрочем, вряд ли Игорь Чёрный умеет халтурить хоть в чём-то, так же как оставаться от творчества в стороне.
Даже когда работал на заводе «Авторемгормаш» инженером по технической эстетике, никогда не забывал о любимом деле. И уже через год одна из его работ экспонировалась на Международной выставке в Москве «Олимпиада-80». А позже он станет уже не просто участником Всероссийских, Всесоюзных, Международных выставок и конкурсов, но будет отмечен многочисленными дипломами и премиями. Его плакаты «Куба - остров свободы», «Пьяный за рулём - преступник», «Бюрократизм» выпустят массовым тиражом во Всесоюзном издательстве «Плакат».
Некоторые из этих ранних работ можно увидеть и на нынешней юбилейной выставке. И сравнить с более поздними, зрелыми произведениями автора. Кто-то, возможно, задержится в раздумьях у серии работ «Здесь птицы не поют», диптиха «Трагическое решение» или отдельных плакатов «Помоги!», «Доступное жильё?», «Природа видит и чувствует»… Известно ведь, сколько зрителей, столько и мнений. Однако какую работу ни возьми, чувствуется гражданская позиция художника, его обострённое чувство пульса времени, постоянный поиск нового изобразительного языка и композиционных решений.
Пейзаж - зеркало души
Круг творческих пристрастий Игоря Чёрного разнообразен. Вместе с другими белгородскими художниками он работал над созданием интерьеров мемориальной усадьбы «первого декабриста» Владимира Раевского в Губкинском районе, краеведческих музеев в Новом Осколе, Красной Яруге, Вейделевке… Казалось бы, в таких случаях повторы неизбежны. Между тем - ничего подобного. Каждая экспозиция несёт глубоко продуманное образное решение и запоминается по-своему.
Не менее самозабвенно увлекается Игорь и живописью. Для выпускника факультета «промышленное искусство» - случай довольно редкий. Но, видимо, сказалось влияние отца и руководителя художественной студии при городском Дворце пионеров в Лубнах. Именно Василий Иванович Семенюта приохотил своих воспитанников писать этюды на открытом воздухе, рассказывая о первооткрытиях этого метода - французских импрессионистах. С тех пор Игорь не расстаётся с этюдником. Дважды побывал на пленэрах в Польше, в Ромнах, Тростянце и Мгари на Украине, а уж Белгородскую область объехал вдоль и поперёк. И если в плакатном искусстве он бывает суров и бескромпромиссен, то в живописи - безусловный лирик. Это чувствуется даже в названиях его пейзажей: «Ласковое солнышко», «Лето в расцвете», «Стожки», «Монастырская сирень», «Церковный розарий»… А сколько света разлито в «Соснах», написанных под Старым Осколом или в «Базилике святой Анны», привезённой из Польши, как волнующе полыхают красным жаром любви «Маки», как манит лесной сумрак в «Дороге к скиту»…
Можно только порадоваться, что у студентов Белгородского института культуры и искусств есть такой талантливый педагог. А у педагога - такие замечательные ученики.
- Комментировать
- 1924 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад