23 декабря - день памяти святителя Иоасафа, небесного покровителя Белогорья
Есть в декабре день, когда в Грайвороне собирается особенно много гостей и паломников. Этот день - 22 (9 по старому стилю) декабря, предпоследний день земной жизни святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. Святой архипастырь очень любил приезжать в Грайворон и часто бывал здесь, занимаясь делами благотворительности.
А в сентябре 1754 года, возвращаясь из Малороссии в Белгород, святитель Иоасаф вынужден был остановиться в своём излюбленном месте из-за болезни. В скромном грайворонском архиерейском доме, проболев всю оставшуюся осень и начало зимы, он мирно и тихо после исповеди, елеосвящения, святого причащения в пятом часу пополудни 23 (10) декабря 1754 года отошёл ко Господу.
Слобода Грайворон - небольшая по размерам своим и ничем особенным не выделявшаяся среди российских городов и весей в восемнадцатом веке - в начале двадцатого века стала известна многим. В каждом житии святителя Иоасафа, епископа Белгородского, обязательно говорилось о Грайвороне.
Автор очень редкой сейчас книги «Святитель Иоасаф Белгородский» - московский священник Д.Дмитриев в 1911 году писал так:
«Любимым пребыванием в летнюю пору святителя Иоасафа был Грайворон, слобода с небольшим бедным монастырём, с убогим архиерейским домом под соломенной крышей, с крестовою церковью в честь Преображения Господня. Скудость этой обители вознаграждалась чудным местоположением с великолепными видами. Святитель Иоасаф ежегодно летом приезжал из Белгорода в Грайворон и проживал в этом монастыре несколько времени, занимаясь особенно делами благотворительности.
Рассказывают, что в этом монастыре заготовлялись для простых людей свиты и кожухи, т.е. шубы, которые в бытность святителя Иоасафа в Грайвороне раздавались действительно бедным и нуждающимся, под личным его наблюдением, так как он сам собирал справки о таких нуждающихся. По склону горы, ниже монастыря, до самой реки был сад, а против монастыря, на другом берегу реки большой ольховый лес, остатки которого существуют и теперь. По берегу росли толстые и высокие вербы, на которых в большом множестве водились вороны, производившие большой крик и шум, от чего, как говорят, и сама местность получила название «Грай ворон».
Грайворону же и суждено было стать местом кончины святителя-подвижника. Здесь он мирно почил от всех своих трудов сорока девяти лет от роду, 10 (по новому стилю 23. - В.Д.) декабря 1754 года в царствование дочери Великого Петра - Елизаветы Петровны, которая глубоко чтила за святость жизни почившего архипастыря».
…В излюбленное место - Грайворон - святитель Иоасаф последний раз приехал осенью 1754 года и здесь занялся делами своей обширной епархии. Но болезнь давала о себе знать. Архипастырь слабел на глазах. В начале декабря в Грайворон приехали его близкие родственники. Мама - Мария Даниловна, брат - Андрей Андреевич, сёстры, другие сродники, «коих он любовию своею жаловал».
Среди тех, кто окружал смертный одр архипастыря, не было только отца, Андрея Дмитриевича. Возможно, он не смог приехать в Грайворон по старческой немощи. Но он был одним из первых, кто узнал о смерти своего старшего сына. Дух Святой открыл ему это.
В час кончины святителя Иоасафа и игумен Хотмыжского монастыря Исаия увидел в тонком сне преосвященного Иоасафа, стоящего у окна своей кельи и смотрящего на восток. Солнце в это время было в полном сиянии. И услышал игумен святительский голос: «Как солнце сие ясно, так я светло в сей час предстал пред престолом Господа славы». Скоро игумен получил подтверждение о смерти архиерея, последовавшей именно в то время, в которое он видел сон.
Безусловно, о видении игумена Исаии стало известно многим грайворонцам. Хотмыжск находится недалеко от Грайворона. А в XVIII веке слобода Грайворон входила в Хотмыжский уезд. Из уст в уста передавалось также, как святитель, находясь на смертном одре, заповедовал: «Отвезите меня (в Белгород. - В.Д.) и поставьте до шести недель стоять. Коли я не буду пес смердящий, пусть в углу Божиего храма стою».
Четыре дня после блаженной кончины святителя Иоасафа насельники монастыря, жители слободы и окрестных деревень прощались со своим архиереем. На пятый день, т.е. 15 (28) декабря тело почившего святителя было отвезено в Белгород и стояло там непогребённым 2 месяца и 17 дней. Никаких признаков тления не было...
Время шло. А тело святителя Иоасафа по-прежнему оставалось нетленным. У гроба его совершались уже многие исцеления. Те люди, которые обращались к нему с усердною молитвою, просимое получали. И милую сердцу его слободу Грайворон, и жителей её не оставлял угодник Божий своим заступничеством у Бога. В 1838 году слобода получила статус города и стала центром большого уезда, в который было объединено четырнадцать волостей.
Во второй половине девятнадцатого века в Грайворонском уезде вместе с больничными и тюремными действовали семьдесят три православные церкви и один монастырь. В самом Грайвороне службы каждо-дневно совершались в Успенском соборе, Троицком и Никольском храмах.
В 1911 году к сентябрьским торжествам благодарные грайворонцы построили и освятили часовню во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. По свидетельству старожилов, она была построена на том месте, где прежде находился архиерейский дом. Только несколько лет простояла эта часовня, в богоборческие времена она была разрушена.
В декабре 1998 года на месте разрушенной часовни был воздвигнут новый храм-часовня во имя святителя Иоасафа. Прекрасное, повторяющее форму дарохранительницы, здание построили за год и три месяца. А неподалёку от него - духовно-просветительский центр тоже во имя небесного покровителя Святого Белогорья. Замечательное, обоюдополезное соседство.
В этом убеждается каждый, кто хоть раз побывал здесь.
- Комментировать
- 3125 просмотров
Обсудить на Грайворонском форуме
Обсуждаем на форуме Грайворонского района.
Грайворонский форум