В эфире трёх основных федеральных телеканалов - Первого, «России-1» и НТВ - вышло интервью премьер-министра Владимира Путина
В минувшие выходные оно было записано в его резиденции в Ново-Огарево. Вели его руководители каналов - Константин Эрнст, Олег Добродеев и Владимир Кулистиков. Расшифровка интервью размещена на сайте Председателя Правительства РФ (http://premier.gov.ru). Надо отметить, что в эфир оно попало в сокращённом виде, туда не вошли некоторые ответы и реплики. Руководители каналов спрашивали о рокировке в тандеме, об отношениях с Медведевым и о «Единой России», однако острых формулировок избегали - за них это делал сам Путин, делая акценты на важных вещах.
Владимир Путин не согласился с тем, что его возвращение в Кремль можно сравнить с застоем брежневских времён.
- Говорят, скоро вернутся брежневские времена, застойные. Во-первых, и в советские времена, и даже в начале 90-х - я не хочу, чтобы это выглядело, как огульная критика, - было много и позитивного, но я что-то не припомню, чтобы послевоенное советское руководство, лидеры советские послевоенные так же интенсивно работали, как это делаю я или действующий Президент Медведев Дмитрий Анатольевич…
Премьер заявил, что не стал менять Конституцию под себя и не отменил ограничение в количестве президентских сроков. В США, например, когда-то не было таких ограничений: в 1944 году Франклин Рузвельт был избран на четвёртый срок.
- Он руководил страной в самые тяжёлые годы экономической депрессии и во время Второй мировой войны и избирался четыре раза, потому что действовал эффективно. И дело не в количестве сроков и лет, проведённых у власти. Коль в ФРГ тоже 16 лет был у власти. Один из бывших премьеров Канады - то же самое. А во Франции после Второй мировой войны? Там президентский срок был семь лет без ограничения по количеству раз избрания. И вот только совсем недавно внесли изменения в конституцию - до пяти лет и два срока подряд. Они сделали, в принципе, как у нас. О чём это говорит? О том, что когда страна находится в сложных, тяжёлых условиях, находится на выходе из кризиса, становится на ноги, вот эти элементы стабильности, в том числе и в политической сфере, крайне важны…
Мы пережили очень сложный период 1990-х годов и только с 2000-х начали более или менее вставать на ноги, установили внутренний мир, стабилизируем ситуацию. И, конечно, нам нужен вот этот период стабильного развития. Если говорить, что мы планируем делать и что я лично планирую делать в будущем, вот нам нужно этим заняться - нам нужно укрепить фундаментальные основы нашей политической системы и демократических институтов, нужно создать условия для поступательного развития и диверсификации экономики на новой, современной базе, нужно создать условия для повышения уровня жизни наших граждан. Вот этим и будем заниматься. Что же касается разговоров по поводу того, что вот сейчас ваш покорный слуга может возвратиться - это ещё не факт, ещё нужно, чтобы люди проголосовали.
Одно дело, когда я слышу где-то положительные сентенции на этот счёт и предложения от граждан в конкретных регионах, а другое дело, когда вся страна придёт на голосование. Надо, чтобы граждане пришли и выразили своё отношение к тому, что мы делали до сих пор.
Владимир Путин подчеркнул, что по вопросам стратегического характера развития страны у него и Дмитрия Медведева единые позиции.
- Но мы не одно и то же лицо, мы разные люди, и на каком-то этапе Дмитрий Анатольевич посчитал, что целесообразнее сделать шаги в сторону гуманизации некоторых сфер нашей общественной жизни. Это его право как главы государства. Если предложенный нами вариант конфигурации власти будет избирателями, гражданами, нашими людьми принят, то я, например, не собираюсь делать никаких резких изменений того, что сделано уже Дмитрием Анатольевичем Медведевым как Президентом страны…
Дмитрий Анатольевич, работая Президентом Российской Федерации, из бумажной и кабинетной деятельности перенёс в сферу общественного сознания и практической деятельности вещи принципиального характера, которые были сформулированы в известной «Программе - 2020».
Ведь там тоже говорится и о развитии демократических институтов, там говорится и о диверсификации экономики, там говорится и о модернизации экономики… Напомню вам, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Правительство России - это основной исполнительный орган. Именно там основные рычаги и механизмы, инструменты реальной, ежедневной политики - и в сфере экономики, и в сфере социальной политики. Поэтому это - естественное дело, если Дмитрий Анатольевич возглавит список «Единой России», если избиратели проголосуют за этот список и нам удастся сформировать дееспособный парламент, где «Единая Россия» сохранит свои ведущие позиции, и тогда, опираясь на этот парламент и опираясь на эту победу, Дмитрий Анатольевич сможет формировать дееспособное правительство, чтобы вместе реализовывать ту программу, которую он поставил в практическую повестку дня.
Через инструменты Общероссийского народного фронта в список «Единой России» привлечены новые люди со свежими идеями, способные эти идеи реализовывать.
- Из 600 фамилий в этом списке более половины - это люди, которые никогда раньше не принимали участия в общефедеральных выборах. То есть мы обновили этот список более чем на 50 процентов. Более того, треть (я говорил о 20-25 процентах, а тут треть) людей, которые попали в список «Единой России», вообще не являются членами партии «Единая Россия», это беспартийные люди. Люди, которые были делегированы в список «Единой России» различными общественными организациями, молодёжными, женскими, профсоюзными, профессиональными, - и вот они оказались в этом списке.
Я просто знаю: многие из них находятся в первой части этого списка, и многие из них имеют все шансы пройти в Государственную Думу. И думаю, что эта задача (а это было главной задачей) будет решена: обновление, существенное обновление парламента в рамках фракции «Единая Россия». Что же касается самих руководящих органов партии, то я думаю, что и здесь будут изменения. Но сначала нужно пройти выборы.
Министерская чехарда - это проявление слабости верховного руководства.
- Иногда и министры виноваты, но далеко не всегда. Часто очень результат того или иного негативного события связан даже не с деятельностью конкретной отрасли, а с общим состоянием экономики, социальной сферы. И вот так просто огульно взять и навешивать на человека всю ответственность - неправильно. Хотя, конечно, если человек виноват, лично он виноват, то он должен нести ответственность. Министерская чехарда - это проявление слабости верховного руководства. Это значит, что люди либо не в состоянии, либо не хотят брать на себя личную ответственность, а всё время сваливают её на кого-то. Нет, это всегда должна быть солидарная ответственность. И если мы в чём-то виноваты, то да - что ж, тогда люди должны знать, что мы виноваты. А вся команда должна сделать соответствующие выводы…
Вот эта чехарда и попытка спрятаться за спину первым лицам, за чью-то спину, - она, как правило, не ведёт к улучшению деятельности административных органов. И прежде чем кого-то выгнать, уволить, надо сделать всё для того, чтобы заставить человека работать. Но и, наконец, когда мы подбираем людей для соответствующей работы, всё-таки мы исходим из того, что мы определённую селекцию проводим, выборы. Бывают, конечно, сбои. Ну что ж, тогда от таких людей надо избавляться. Это правда.
Отвечая на вопрос об отношениях с Китаем, Владимир Путин подчеркнул, что сейчас главная борьба идёт за мировое лидерство.
- Тем, кто нас пытается пугать китайской угрозой, много раз говорил (а это, как правило, наши западные партнёры): ведь в современном мире, как бы ни были привлекательны минеральные ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока, всё-таки главная борьба идёт не за них. Главная борьба идёт за мировое лидерство, и здесь мы с Китаем спорить не собираемся. Здесь у Китая другие конкуренты. Вот пусть они между собой и разбираются. Для нас Китай - партнёр, партнёр надёжный. И мы видим готовность и желание китайского руководства и китайского народа выстраивать с нами дружеские, добрососедские отношения и искать компромиссы по самым, казалось бы, сложным вопросам. Мы видим эту готовность, со своей стороны действуем таким же образом, и, как правило, эти точки соприкосновения находим.
Глава правительства ещё раз напомнил, что Россия защищает и будет защищать свои национальные интересы.
- Мы и в прежние времена, и сегодня, и в будущем проводили и будем проводить взвешенную политику, направленную на то, чтобы создать благоприятные условия для развития страны. А это означает, что мы хотим иметь добрососедские, дружеские отношения со всеми нашими партнёрами. Естественно, мы защищали и будем самым активным образом защищать наши национальные интересы, но мы всегда делали это корректно и будем это делать также корректно в будущем. Мы всегда будем искать компромиссы, приемлемые для наших партнёров и для нашей страны при возникновении каких-то острых и спорных вопросов. Мы не заинтересованы в конфронтации. Напротив, мы заинтересованы в сотрудничестве, в объединении усилий…
Владимир Путин поблагодарил россиян за поддержку, которая позволила правительству эффективно работать даже в кризис.
- Я уверен в том, что главное, вообще главное - это не кабинет и не должность, главное - это доверие людей. Это тот базис, основа, фундамент, который позволял мне эффективно работать, а я считаю, что Правительство России в эти годы, несмотря на кризис, работало достаточно эффективно… И я очень благодарен нашим гражданам и нашим людям за эту поддержку. Это, кстати говоря, позволило проводить достаточно последовательную и, повторяю, в целом эффективную политику по преодолению кризиса. Да, наверное, многое можно было бы сделать по-другому, что-то можно было бы сделать более эффективно, но мы всё-таки действовали гораздо более эффективно и более своевременно, чем в других странах. Мы не только сохранили отдельные предприятия, но и целые отрасли производства, которые стояли на грани полного коллапса - например, автопром, финансовая, банковская системы.
Мы не позволили повториться кризису 1998 года, когда люди в одночасье утратили все свои накопления. Я обещал, что мы этого не допустим, и мы этого не допустили… У нас рост 4 процента будет в этом году - это удовлетворительно, а вот в Китае будет 9 процентов - это уже хорошо. И нам нужно стремиться к тому, чтобы и у нас рост темпов экономики был 6-7 процентов, как мы это и обеспечивали в
предыдущие годы до кризиса. И мы к этому будем стремиться, я это уже говорил.
Что касается открытости экономики, то, по словам премьер-министра, «мы, конечно, будем к этому стремиться».
- Правда, есть такие опасения, особенно с возможным присоединением нашей страны к ВТО, что эта чрезмерная открытость может нам даже навредить. Вот мы в ходе переговорного процесса по ВТО, я считаю, застраховали себя от возможных неожиданностей. У нас, по сути, достаточно длительный переходный период по целым отраслям экономики.
Но, тем не менее, мы будем стремиться к тому, чтобы наши предприятия, наши отрасли работали в конкурентной среде, чтобы они действовали более эффективно и чтобы в конечном итоге были более конкурентоспособными. А граждане наши могли получать товары, услуги по приемлемым ценам и хорошего качества. Собственно говоря, в этом и главная цель присоединения к Всемирной торговой организации. Но повторяю ещё раз: мы примем для себя окончательно это решение только в том случае, если все параметры, связанные с необходимостью на каком-то этапе защиты наших экономических интересов, будут обговорены и положены на бумагу.
Говоря об экономических угрозах, Владимир Путин подчеркнул, что «они генерируются не у нас, а в так называемых развитых экономиках».
- Я и мои коллеги прекрасно видим угрозы, их много. Ну что же можно сказать? Мы в целом неплохо оказались подготовленными к кризису конца 2008-го - начала 2009 года. Какова наша ситуация сегодня? Мы внимательно смотрим за тем, что происходит в мировой экономике и на ведущих площадках. Ясно, что уровень диверсификации нашей экономики ещё недостаточный. Мы об этом прямо и открыто говорим, для того чтобы чувствовать себя увереннее. Ведь в чём проблема? Когда рынки западные сужаются, уменьшаются объёмы продаж наших традиционных товаров и падают цены на них. А их всего там 4-5-7 отраслей.
И поэтому удар для нас такой существенный и тяжёлый: если бы у нас было не 7-8 отраслей, а 50-100, то ситуация была бы более сбалансированной, и тогда мы могли бы переходить и к плавающему курсу национальной валюты. А сегодня мы, Центральный банк, вынуждены немножко там регулировать. Поэтому кардинально мы сможем сказать о том, что готовы к любым изменениям внутренней конъюнктуры только в том случае, если кардинально изменим вот это внутреннее состояние нашей экономики, её диверсифицируем.
Но сегодня у нас есть и некоторые плюсы, и некоторые минусы по сравнению с концом 2008 года. Минусы в чём заключаются? Конечно, я говорю совершенно откровенно, мы немножко за время кризиса «подожгли» наши ресурсы и резервные фонды. Но, тем не менее, за этот год мы не только их не съели, а наоборот, начали наращивать. У нас Резервный фонд правительства будет 1,7 триллиона рублей, Фонд национального благосостояния будет 2,8 триллиона рублей примерно.
Это два резервных фонда, плюс золотовалютные резервы ЦБ - 550 миллиардов долларов. У нас подушка безопасности довольно большая… Но в чём плюсы? Мы всё-таки знаем, что и как нужно делать, какие инструменты применять для того, чтобы обеспечить стабильность финансовой системы, различных секторов материального производства, социальной сферы. В общем, у меня есть уверенность в том, что мы в целом готовы встретить любые неожиданности во всеоружии.
«Единая Россия» должна остаться ведущей политической силой.
- Мне очень хочется, чтобы «Единая Россия» на выборах победила. Во-первых, потому что список «Единой России» возглавляет действующий Президент, и если наши граждане-избиратели соответствующим образом положительно отреагируют на наше предложение о конфигурации власти, тогда мы получим возможность на базе этих выборов сформировать устойчивое и дееспособное правительство во главе с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Это первое. А во-вторых, нашей целью (и моей в том числе) при создании Общероссийского народного фронта являлось не только укрепление «Единой России», хотя это очень важно, потому что нам нужен дееспособный парламент. Это крайне важно, но важно не только это. Важно, чтобы у нас элементы прямой народной демократии заработали, чтобы люди чувствовали свою связь с органами власти и управления.
Сегодня многие западные эксперты говорят о кризисе власти и доверия граждан к многопартийной западной системе. Говорят, что эта многопартийная западная парламентская демократия не может предложить народу своих стран таких людей, которые бы пользовались доверием подавляющего большинства граждан страны. Общероссийский народный фронт, предварительное голосование по выбору наиболее достойных людей - это всё те инструменты, которые в целом, на мой взгляд, должны действовать в направлении расширения базы демократии в нашей стране - реальной прямой народной демократии, и, на мой взгляд, это в целом будет укреплять политическую систему России.
- Комментировать
- 3284 просмотра
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад