Воронежские художники и белгородский благочинный представили совместный художественный проект «Возвращение к Свету»
В выставочном зале «Родина» открыта необычная литературно-художественная экспозиция. Живописные картины Александра Ворошилина, произведения в технике батика и горячей эмали на меди его супруги Ирины и поэзия и проза протоиерея Николая Германского являют гармоничный союз удивительных полотен с художественным словом.
В 2010 году в свет вышла книга благочинного Ракитянского и Краснояружского округа, протоиерея НиколаяГерманского «Возвращение», вобравшая лучшие стихотворно-прозаические образцы его сочинений. Задумавшись о её переиздании, протоиерей обратил внимание на творчество воронежских художников Александра и Ирины Ворошилиных.
Планировалось, что супружеская чета сделает серию иллюстраций к произведениям протоиерея. Но творить заново ничего не пришлось - те художественные образы, которые Ворошилины уже воплотили в своих полотнах, полностью совпали с представлениями Германского об иллюстративной составляющей его книги и с образами, созданными им в литературе. И то ли особая духовность родной земли так подействовала - Германский родился в городе Лиски Воронежской области, то ли родство мировоззрений, но их союз оказался плодотворным, а проект «Возвращение к Свету» - чудо как хорош.
Картина «Скоро Рождество» Александра Ворошилина первой обратила на себя внимание. Сильное впечатление от её репродукции, украсившей пригласительный лист, только усилилось при созерцании подлинника в выставочном зале. Необыкновенно трогательный ангел склонился над городом и заключил в свои объятия - заступник и охранитель с лёгкой улыбкой на устах. Вообще изображения ангелов повсеместно присутствуют в экспозиции: и в работах художника («Ангел-хранитель»), и его супруги Ирины. Её батикам «Ангел моих снов», «Музыка небес» с вострубившими над городом ангелами вторят строки Германского: «И в Небе Ангелы взыграли, Благословляя наш покой». Словом, создана целая галерея лиричных и просветлённых образов херувимов. В их облике - красота, нежность, достоинство, величие.
В творчестве Ворошилиных можно обнаружить черты наивного искусства, кубизма, синтетизма... Их произведения выполнены преимущественно в жанрах пейзажа, натюрморта, сюжетной картины. Александр творит в живописной технике, Ирина тяготеет к батику и горячей эмали на меди.
Появившаяся в России в конце XVII века техника горячей эмали на меди, приобретя специфические особенности и черты, укоренилась на русской почве и претерпела богатую историю. Сегодня, видимо, ввиду сложности она встречается достаточно редко, и, как и прежде, успехов в ней добиваются лишь настоящие мастера. Ирина Ворошилина, безусловно, одна из них. Художница создаёт свои произведения преимущественно в русле живописной эмали, в некоторых работах сочетая её с перегородчатой. Жёлтая груша с едва заметной зеленцой и спелое яблоко, разноцветные кувшины и вазы - из фигурок или даже кусочков складывается мозаика образа композиции «Натюрморт». Представлены эмалевые миниатюры - финифти, обладающие особым шармом. Как, скажем, объединённые общей рамой и полные экспрессии три абстракции – «Иные миры».
Схожая по принципу построения композиции с горячей эмалью на меди техника батика также привлекает Ворошилину. На её шёлковых полотнах - простые вещи, к которым мы так привыкли, что иногда и не замечаем, предстают в ином - волшебно-сказочном – свете: «Летящие лепестки», «Цветы и травы лета»… Триптих «Серебряная зима» напоминает о тихих радостях детства: закружила белая вьюга, припорошило снежком церковь, домики, деревья, и ты, совсем маленький, с санками – поэзия зимы.
Во вступительном слове к выпущенному буклету выставки и, скорее всего, к будущей книге доктор культурологии, профессор Воронежского госуниверситета Тамара Дьякова называет Свет одним из лейтмотивов творчества каждого из троих творцов, объединяющим их. Свет - есть воплощение Божественного начала. Ещё один лейтмотив – дерево как связующее звено земного и Небесного. Художники изображают этот символ практически на всех полотнах: живописные картины «Древо познания», «Поздняя осень», «Моление», «Весенняя симфония», батики «Лесное озеро», «Осенний этюд»… Выразительность художественных средств соседствует здесь с неповторимой одухотворённостью.
Православная тема превалирует в рамках «Возвращения к Свету», что естественно. Но в произведениях всех трёх авторов отсутствует дидактизм, нравоучение, религиозная нетерпимость. Есть диалог, желание быть услышанными и понятыми. Чистый творческий акт случается тогда, когда «сердце с Небом говорит». В своём единстве картины, эмали, шёлковые полотна и образцы художественного слова разворачивают повествование... Дорога к Богу, словно рассказывают они, продолжительная и выстлана испытаниями. Станьте же вновь чистыми, добрыми, умными. С достоинством преодолейте её - и обретёте когда-то утраченные «тихий Свет» и «бесконечную Любовь», возвратитесь к Всевышнему.
Выставка завершится 15 февраля.
- Комментировать
- 2174 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 15 недель назад