В Белгородском художественном музее представлены уникальные произведения миниатюрной живописи.
Лаковая роспись зародилась на Востоке около двух тысяч лет назад. В России же искусство миниатюрной росписи появилось гораздо позже, в ХVIII веке. Несмотря на это, именно Россия подарила миру лаковую миниатюру, которая определила «русский образ» в развитии мировой лаковой живописи в целом. Совершим небольшой экскурс в историю появления лаковой миниатюрной живописи в России.
Всё началось с предприимчивого московского купца П.И.Коробова, который, путешествуя по Европе, заинтересовался расписными изделиями лакировальной фабрики И.Г.Штобвассера. Коробову удалось приобрести у Штобвассера необходимый инвентарь - лаки, краски и пригласить нескольких мастеров этой фабрики в Россию, где в селе Федоскино он в 1795 году основал лакировальное предприятие. По прошествии некоторого времени у федоскинцев выработалась неповторимая манера письма. Роспись мастера наносили масляными красками в несколько слоёв, каждый из которых просушивался и покрывался лаком. Внутренняя поверхность изделий окрашивалась ярко-красным цветом. Предметом же особой гордости федоскинцев стало так называемое письмо «по-сквозному», которое выполнялось прозрачными мазками по подкладке из сусального золота или перламутра. Благодаря этому приёму краски словно загорались изнутри.
Произведения одного из таких талантливых последователей федоскинской миниатюрной школы живописи Г.И.Ларишева находятся в коллекции Белгородского художественного музея. Все они представлены в постоянно действующей экспозиции и неустанно завораживают зрителей виртуозностью исполнения миниатюрной росписи. В шкатулке «Зима» (1996 г.), художник погружает зрителя в атмосферу безмолвия, соединяющую природное начало с духовным, выраженным храмовым ансамблем с возвышающимися золотыми куполами на дальнем плане. Другая работа - «Тёплый вечер» (1996 г.) - выполнена в золотисто-зеленоватой цветовой гамме.
Тихая заводь реки на первом плане придаёт умиротворяющее спокойствие всей работе. Третья жанровая работа «Хороша Маша, да не наша» (2001 г.) - пример, когда устное поэтическое творчество становится яркой сюжетной композицией. События разворачиваются зимним вечером, главная героиня предстаёт в образе статной молодой красавицы, гордо шествующей по улице с коромыслом. Свою героиню художник облачил в яркую народную одежду. За Машей тайком наблюдают соседи из окна избы, оценивая героиню пословицей: «Хороша Маша, да не наша!» Федоскинская миниатюра послужила примером и в некотором отношении образцом в изготовлении лаковых предметов из папье-маше для появившейся в двадцатых-тридцатых годах ХХ столетия ещё трёх центров лаковой миниатюрной живописи: Палеха, Мстёры, Холуя. Причины их появления были закономерны и продиктованы временем.
В начале 20-х годов ХХ века иконописные мастерские были закрыты. Бывшие иконописцы Палеха сначала пробовали расписывать деревянную посуду, игрушки. Но сам характер изделий не соответствовал уровню старого мастерства художников-иконописцев. Основоположники нового декоративного искусства И.И.Голиков, И.М.Баканов, И.В.Маркичев, А.А.Дыдыкин, А.В.Котухин заимствовали в Федоскино технологию изготовления изделий из папье-маше с покрытием их лаком, а затем миниатюрной росписью. Эта техника была соединена с техникой иконописи, и возник уникальный художественный стиль. Главным отличием палешан от федоскинской школы стало использование яично-темперных красок.
Зачинатели холуйской миниатюрной живописи - также потомственные иконописцы. Промысел возник в 1932 г. в посёлке Холуй Ивановской области на базе местного иконописного промысла, известного с XVI века. Воздушную среду и освещение холуйские мастера передают средствами тональной живописи. Изображаемое действие, как правило, развёртывается в живописно решённом пейзаже, реже в интерьере. Миниатюра располагается на вещи в виде живописного клейма геометрической формы, обрамлённого золотым или серебряным орнаментом, посредством которого осуществляется переход от живописи к чёрному фону предмета. Для холуйской миниатюры характерны укрупнённость деталей композиции, декоративность колорита, основанная на сочетании тёплых и холодных тонов.
Познакомиться с яркой манерой исполнения мастеров лаковой миниатюры Федоскино, Палеха, Холуя (Г.И.Ларишева, А.В.Арапова, В.П.Федотова и других) можно в Белгородском государственном художественном музее.
- 1406 просмотров
Отправить комментарий