Картины советской эпохи, хранившиеся более двадцати лет
в музейных фондах, впервые представили белгородцам
Вдохновляющий образ многонационального государства СССР, героизация человека труда и романтика повседневной жизни в нём… - такая картина мира в произведениях искусства советской эпохи предстала перед белгородцами. В ностальгической атмосфере по временам развитого социализма в выставочном зале «Родина» открыли выставку «Неслучайные картины».
Её идея возникла в результате изучения произведений соцреализма, хранящихся в фондах Белгородского государственного художественного музея (БГХМ), в частности, сюжетно-тематической картины второй половины XX века. Музейная коллекция насчитывает более двухсот образцов, в то время как в постоянной экспозиции находится лишь 29 из них.
- В былые времена сюжетно-тематическая картина являлась «королевой» выставок, - говорит куратор проекта, заведующая научно-экспозиционным отделом БГХМ Галина Половина. - Произведения этого жанра признавались наиболее престижными и занимали центральное место на всех крупных художественных показах всесоюзного масштаба. И выше других оплачивалась при заказах Министерства культуры СССР. Большинство представленных работ экспонируются впервые - более двадцати лет они находились в музейных запасниках.
С первых минут «Неслучайные картины», совместный экспозиционный проект Белгородского государственного художественного музея и «Родины», вызвал интерес публики. Очевидна для всех уникальность искусства соцреализма. В СССР, где изобразительное искусство, как и любой другой его вид, транслировало партийную идеологию, этот художественный метод стал основополагающим. Прибегая к нему, художники утверждали исторический оптимизм устроителей «общества всеобщего благоденствия», воспевали ежедневный подвиг человека труда, романтизируя его будни. Тем самым по крупицам рождался образ великой и могучей родины - государства, процветание которого зависит от мудрого руководства и сознательности каждого советского гражданина. Такой тематический комплекс составил основу выставки.
Проводя идеи власти, большинство авторов всё же не находились в стеснённом положении, психологической изоляции, они идентифицировали себя с народом, жили его интересами, надеждами, чаяниями… А значит, пребывали в состоянии внутренней свободы. Стремительность событий, перемены - пристально всматриваясь в настоящее, они осмысляли его поэтически - рождались мастерски исполненные картины, полные искренних и сильных чувств.
Сергей и Алексей Ткачёвы, Александр Дубинчик, Фёдор Кащеев, Евгений Рябинский, Юрий Подляский, Мамия Ахобадзе, Владимир Кутилин, Чингис Шенхоров… - около сорока имён народных и заслуженных художников СССР, РСФСР и России представлено на выставке. Специфика художественных школ, особенности национального колорита, отличия поколений и разная степень известности - при, казалось, разобщающих факторах обнаруживается органичное единство - интерпретация воплощаемых образов и глубоко личностное переживание той среды, в которую были погружены. В экспозицию вошли 45 произведений - крупноформатные полотна в жанре сюжетно-тематической картины, которому и посвящена выставка «Неслучайные картины». Их написание выдалось на 60-80-е годы прошлого столетия, когда жанр сюжетно-тематической картины переживал новый виток развития (конец 60-х - начало 80-х) и его агонию (конец 80-х): они создавались во временные отрезки, принадлежащие разным мирам и до перестройки, до пересмотра ценностей в сознании общества и в искусстве.
Спустя годы идеологическая нагрузка, естественно, утратила свой смысл, но ещё отчётливее проступила самобытность этих произведений. И именно теперь, когда современный зритель несколько пресытился искусством «авангарда». Вспомним также, что советское искусство отличалось доступностью для восприятия. Выставка всегда апеллирует к публике, собственно, без неё она как бы и не существует. Но в условиях тоталитарного государства подобная зависимость увеличивалась во сто крат - речь шла не просто о большом количестве заинтересованных, а о народных массах, нуждавшихся в обязательном воспитании и просвещении, на чувства и мысли которых воздействовали подобным образом. А значит, лёгкость понимания творчества - фактор непременный. «Искусство принадлежит народу… должно быть понятно этим массам и любимо ими…», - проповедовал Владимир Ленин, утверждая такой принцип соцреализма, как народность. В наши дни он никуда не исчезает: картина настолько открыта человеку, что - все смыслы лежат на поверхности. И вот от этой простоты испытываешь удивительные чувства, не менее сильные, чем при созерцании искусства элитарного, «закрытого».
К слову, организаторы попытались восстановить исторический контекст - встречают гостей женщины, одетые по моде того времени; музыка, когда-то звучавшая из советских радиоприёмников; видеоролики, изображающие нюансы союзной эпохи… Картины соседствуют с пространственными мини-композициями «Незамысловатый советский быт» (экспонаты из личной коллекции фотохудожника Владимира Савченко) - старые вентилятор, разномастные приглушённых цветов бидоны, фотоаппараты, советские деньги… Совершенно прелестный зелёный патефон с пластинками «Мелодия». А сколько игрушек - машинки, настольный хоккей, медвежата, неваляшка… - такими играли мальчики и девочки, чьё детство пришлось на эти годы. Здесь устроили настоящую детскую в стиле ретро, от которой все посетители «Неслучайных картин» пришли в восторг.
Рождённым в СССР выставка дарит редкую возможность возвратить прошлое, молодому поколению - окунуться в атмосферу ушедшего столетия и стать ему сопричастным. Экспозицию «Неслучайных картин» завершат 16 сентября.
- Комментировать
- 2179 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад