Завершился первый фестиваль изобразительных искусств памяти Станислава Косенкова - беспрецедентное событие в культурной жизни Белгородчины
Уж сколько их упало в эту бездну... Гениев и талантливых. Личностей, так тонко чувствующих время, так глубоко проникающих в человеческую душу. Создающих иную природу мира вокруг. Горящих изнутри огнём неведомым и странным.
График великий. Мыслитель уникальный. Педагог от Бога. Человек, обладавший даром живительного слова... Не меньше - о нём, о Станиславе Косенкове. Всегда соприкасаясь с творчеством мастера, невольно вспоминаю лирику Цветаевой. Такое вот субъективное восприятие. Впервые же моё знакомство с его произведениями произошло два года назад на выставке «Ex libris S.Kosenkova». Тогда многие высказывали идеи празднования юбилейного для художника года. Но кто бы мог подумать, что многие из них воплотятся в такое грандиозное событие.
Духовное наследие
11 октября заслуженному художнику России Станиславу Косенкову исполнилось бы 70 лет. В честь этой даты власти города совместно с Союзом художников России, художественным музеем и музеем-мастерской Станислава Косенкова учредили фестиваль. Он призван обратить большее внимание на наследие мастера. На множество творческих людей, известных и молодых, которые благодаря этому получат поддержку и шанс реализовать себя. На развитие культуры Белогорья и укрепление связей с другими регионами.
Консолидирующая сила - духовное наследие Станислава Косенкова. Более шести тысяч произведений! Необычайные по глубине и силе серии «Детство», «Прохоровское поле», «Память», «Стога», «Житие не одной бабы» и многие другие. Художник проиллюстрировал более 50 книг. Достоевским, скажем, восхищался чрезмерно и, приступая к «Преступлению и наказанию» и «Бедным людям», руководствовался не наитием, а стремлением дойти до сути и донести мысль писателя. Проводил настоящие исследования, изучая литературоведческие работы Михаила Бахтина. Произведения выходили глубоко философскими. Завоевали золотые медали на международных конкурсах в Германии и Чехословакии.
Увлечённость творчеством воронежского поэта Алексея Прасолова также вылилась в серию иллюстраций к его русским народным сказкам и поэзии. Художник создал свой параллельный мир, находящийся в тесной связи с мировосприятием и мироощущением Прасолова. За это мастер получил дипломы I и II степени на Всероссийском конкурсе искусства книги. Потом последовали признания на международных конкурсах в Италии и Великобритании. Крупнейшие музеи, картинные галереи и частные коллекционеры в России и за рубежом приобрели его произведения. Возникновение белгородского отделения Союза художников России, создание уникальной Пушкинской библиотеки и местного отделения Пушкинского общества, внимание к молодым талантам - за всем этим стоят идеи и живое участие Косенкова.
Крайне насыщенной выдалась и программа фестиваля - выставки с конкурсной программой и конференция, вечера памяти художника и встречи творческой интеллигенции, мастер-классы и обучающие лекции.
Косенкову посвящается…
Своё признание мастеру выразили Павел Кривцов, Анатолий Лукьянов, Леонид Гильман, Борис Ечин и Юрий Коренько. Пять признанных фотомэтров Белгорода воссоздали жизнь выдающегося художника. 37 фотографий в монохроме - ретроспектива в 60-90-е года прошлого столетия. Фрагментарно, но в деталях, ими точно подмеченных, суть есть Косенков - мыслящий творец. Своеобразная творческая фотобиография «Станиславу Косенкову посвящается…» экспонируется в галерее фотоискусства имени В.А. Собровина до конца ноября.
Искусство в провинции
Фестиваль же открылся конференцией «Актуальные вопросы развития отечественного изобразительного искусства в провинции». Её организаторы получили живой отклик - о своём участии поспешили заявить докладчики из Белгорода, Москвы, Орла, Липецка и Рязани. В кинозале Белгородского государственного художественного музея собрались более двадцати авторов выступлений. Многим из них посчастливилось знать Станислава Степановича лично. И начали именно с выступлений близких художника - друзей и вдовы Анны Константиновны. Не вполне научных, скорее, художественно-публицистических. Но искренних и личных. О таком неоткуда больше узнать.
- Косенков потрясающ тем, что не однополярен и не односторонен, - делился своими мыслями член союза писателей России и Украины Станислав Минаков. - Непостижимым образом в нём уживаются несоединимые вещи. Экспрессия, накал с отсутствием экзальтированности, с классической сдержанностью, мужественным консерватизмом. Следование традиции требует значительного мужества, а новаторство в том реальном шаге, который приближает нас к истине. Вот поэтому он всегда нов и нескучен.
Очень трепетно и трогательно вспоминала случаи из жизни с мужем вдова художника и хранительница музея-мастерской Анна Косенкова.
Затем музейные работники, искусствоведы и культурологи, историки и краеведы представили свои доклады, в центре которых - насущные проблемы культурного ландшафта российской провинции.
Творческое единство
Вечером того же дня открылась выставка-конкурс, размещённая на двух площадках - БГХМ и «Родине». На первой разместились живопись, графика и скульптура, в выставочном зале свои работы представили художники декоративно-прикладного и храмового искусства.
Представлены школы Воронежской, Курской, Орловской, Брянской, Липецкой, Московской и Сумской (Украина) областей.
- Много хороших работ, профессиональных, замечательных и по построению, и по цвету, и по эмоции, - поделилась впечатлениями Анна Косенкова. - С удовольствием отмечу знакомых художников из липецкой школы - со своей сочностью света, эмоциями и Курск - спокойный, русский, классический… Меняется характер работ. Они менее конъюнктурные, всё больше выражают человеческие пристрастия. Единственное, мне не хватило той социальности, той боли, которой сейчас живёт вся Россия. Художники уходят в нейтральное пространство пейзажа, натюрморта. А хотелось бы, чтобы выражали себя, своё отношение к жизни, к человеку, к проблемам, которые стоят перед нами.
Моё внимание обратила на себя картина Анатолия Федоренко «Одинокий свет в темноте. Памяти Косенкова». Полотно в трагичных жёлто-коричнево-зелёных тонах вобрало в себя совершенно необычную композицию.
- Очень точно угадана человеческая наполненность Косенкова, каким он был, что его тревожило, - словно подтвердила мои мысли Анна Константиновна. - Проблема жизни, с чем мы в неё приходим. Походит на славину серию «Окна» - «Утро», «Вечер» и «Ночь». И здесь и там художник хочет сказать, что я ещё не знаю, с чего моё утро начнётся и чем оно закончится. Нет, это не перепевы Косенкова, а вхождение в его тему - размышление человека над бытием. С чем мы столкнёмся завтра? С радостью или бедой, но человек всегда может остаться человеком. Дерево в центре композиции символизирует жизнь, добро, будущее.
Многих художников отметили дипломами фестиваля. Выставка продлится до 7 ноября.
Память неба и земли
На следующий день открылась экспозиция в музее-мастерской Станислава Косенкова. Центральной в ней стал «Мальчик на столбике» - светловолосый то ли ребёнок, то ли ангел на радужном фоне.
- Как много в этом о самом Косенкове, - отзовётся о картине Анна Константиновна, бережно отобравшая для выставки знаковые работы художника - «самое достойное, ценное».
Но у мастера всё шедевры, и каждый обращает к его главному принципу в искусстве - петь вечность.
- Комментировать
- 2132 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад