В Старооскольском художественном музее экспонируются гравюры
из собрания музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»
Виды Парижа, Лондона, Рима, Берлина, Мюнхена и других городов Западной Европы представлены на выставке «Западноевропейская гравюра XIX века», которая открыта в Старооскольском художественном музее. Большинство экспонатов - листы «Альбома его величества короля Людвига I Баварского» - монарха Германии.
Король Людвиг I Баварский, правивший Германией в первой половине XIX века, считается основателем одной из известнейших картинных галерей мира - Старой Пинакотеки в Мюнхене. В 1853 году он открыл для общественности свою коллекцию, состоящую преимущественно из картин мастеров мюнхенской школы живописи и немецких романтиков. По заказу монарха художники создали копии лучших образцов живописи в виде гравюр. Так появился «Альбом его величества короля Людвига I Баварского», издание которого было предпринято одним из лучших мастеров репродуктивной литографии - Фердинандом Пилоти. Работу, начатую Пилоти в 1843 году, после смерти отца продолжил молодой художник, а впоследствии - известный исторический живописец Карл Теодор фон Пилоти. Издание продолжалось с 1851 по 1859 годы и насчитывало 171 лист.
Гравюры и литографии с живописных оригиналов, представленные в экспозиции, выполнены немецкими мастерами первой половины XIX века по работам, хранящимся в Новой Пинакотеке в Мюнхене. В первой части экспозиции можно увидеть гравюры с произведений живописи немецкого романтизма - пейзажи, бытовые сценки, античные сюжеты: литография «Швейцарские Альпы» И.Г. Штеффана, гравюра на камне «Гроза» К. Риндемана-Фруммеля по оригиналу А. Циммермана, гравюра из стали «Девушка с мотыльком» К.Прейзеля по оригиналу Р.Лаухерта…
Вторая часть посвящена классицизму: здесь посетитель может отправиться в виртуальное путешествие по Европе XIX века. Многие из городских пейзажей сохранились - их можно увидеть и сейчас. Например, Люксембургский дворец, Новый Лувр в Париже, Королевская площадь в Брюсселе. А некоторые архитектурные шедевры канули в Лету: чудо инженерной мысли Парк Хрустального дворца в Лондоне или утраченный дворец Тюильри, который образовывал единый ансамбль с Лувром в Париже, - их изображения сохранились лишь на полотнах художников и на гравюрах того времени. Уникальны для XIX века цветные гравюры - литография «Вид Мюнхена» и офорт «Вид Базеля». Поистине ювелирная работа - литография «Париж при Франциске I»
Ф. Бенуа по оригиналу художника Франсуа Жерара: тончайшие и мельчайшие линии, на которые она распадается при ближайшем рассмотрении - результат долгого, кропотливого труда автора.
Но как эта коллекция гравюр оказалась в музее-заповеднике Ивана Сергеевича Тургенева «Спасское-Лутовиново»?
- Тургенев очень любил путешествовать по странам Западной Европы. Около тридцати лет он прожил во Франции, более десяти лет жил в Германии, - рассказывает главный хранитель фондов Старооскольского художественного музея Ирина Шаповалова. - За границей он выступал в качестве миссионера: знакомил европейское общество с лучшими образцами русской литературы XIX века. Сам же Иван Сергеевич любил читать немецких классиков: Гёте, Шиллера… Он даже знал наизусть первую часть «Фауста» Гёте в оригинале. Гравюры, представленные на выставке, совпадают по времени своего создания с периодом, когда Тургенев жил в Германии. Возможно, он тоже знакомился с этими произведениями искусства, ведь они были актуальны в то время. Поэтому сотрудники музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» выкупили у коллекционеров эти гравюры для своих фондов.
Выставка будет работать до 23 августа.
- Комментировать
- 2240 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад