Свой взгляд на то, что движет человеком, представили четыре белгородских автора
С начала времён главный предмет рефлексии творцов всех мастей - человек и его сложное устройство, его эмоции и чувства, его зависимость от социальных надстроек и страстей из самых глубин подсознания, его метания, его непрекращающийся поиск себя настоящего… А ещё извечный поиск баланса, мотивов, объяснений, механизмов управления. Тот, что предприняли Катерина Загустина, Павел Титович, Василий Кучма и Лекс Горлов, субъективен - их индивидуальные понимание, мироощущение, опыт сочетались с художественным талантом и воплотились в произведениях живописи, фотографии, цифровой графики. Его результаты - в основе выставки «Механика чувств», которую открыли в Белгородском государственном художественном музее.
Антиутопия наших дней
Из чего авторы проекта синтезируют название «Механика чувств»? Механика как наука о механическом движении материальных тел и их взаимодействии, и чувства как непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний - оно рождается из взаимосвязи понятий и обретает иной смысл. И только в этой своей целостности возможно. Тезис экспонентов таков: нашими чувствами управляют разнообразные импульсы - на физическом и психологическом уровнях, религия, общественный и государственный строй - на социальном.
Физико-психологические процессы обусловлены нашей природой, социальные - поступательным развитием истории. Кажется, человека всё больше закрепощают и ввергают в пучину духовной несвободы. Словно невидимая «Часовая Скрижаль», выдуманная Замятиным в начале прошлого века, отсчитывает ритм его существования, делая шестерёнкой в машине общества, государства, вечности. И не выглядит она такой уж фантазией писателя. Какие мы сегодняшние, живущие во времена машин, находящиеся под влиянием ценностей и кризисов техногенной цивилизации? Вот этот комплекс и исследовали в своих произведениях Катерина Загустина, Павел Титович, Василий Кучма, Лекс Горлов как творцы, обладающие иммунитетом к подобным воздействиям. Каждый из них заперт в пространстве собственного мира, внутри которого - яркий свет. Вдруг их миры соприкоснулись - и возникла художественная антиутопия наших дней «Механика чувств».
Вера Катерины
В творчестве Катерины Загустиной сошлись два её увлечения - рисование и фотография. Девушка развивается в такой области искусства, как цифровая графика. Её работы опубликованы в престижных фотожурналах, экспонировались в рамках групповых выставок творческого объединения фотографов «АРТ-Конфессия» в городах нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Она сотрудничала с книжными издательствами России, США, Канады, Испании. И является лауреатом престижных международных фотоконкурсов Австрии, Франции, США.
Центром выставки можно считать именно серию Загустиной - шесть фотокартин в жанре фантастического реализма, объединённых названием «Дитя прогресса» (The Child of Progress). Идеи, воплощённые в них, созданные ею полнокровные образы раскрывают смысл «Механики чувств». Вот она представляет современную версию древнегреческого мифа об Икаре, одной из самых первых жертв техники («Механическом ангеле со сломанными крыльями» (The Mechanical Angel with Broken Wings)), и свой взгляд на будоражащий человеческое сознание со времён раннего Средневековья «Вечный двигатель» (Perpetuum Mobile). Противопоставляет миры первозданной природы и высоких технологий («Параллельные миры» (The Parallel Worlds)). А вот идеальное существо и множество рук, раздирающих его, тщетно стремясь измерить своими маленькими линеечками то, что разуму не подвластно («Совершенство» (Perfection)).
И хотя Катерина говорит, что не оценивает, а лишь созерцает действительность, произведения фотохудожницы прямо говорят об отношении к ней. Она верит в человека, в конечную победу его чувств над разрушительными силами прогресса, ведь её героиня, зависящая от аккумулятора, в стремлении ощущать рано или поздно перережет соединяющий их провод («Чувствовать» (To Feel)).
Карма Лекса
Персональные выставки, перфомансы, сотрудничество с книжным издательством Великобритании… Тот, кто следит за художественной жизнью города, уже знаком с успешно развивающимся живописцем и иллюстратором Лексом Горловым, его акриловыми композициями и пастелями. Свои работы он называет «импровизациями на основе эмоций и подсознательных образов». Пишет без эскизов, подчиняясь лишь исходящему изнутри импульсу.
Для экспозиции Горлов выбрал шесть композиций из акрила, объединённых в серию «Призраки». И пояснил:
- Мои ассоциации по поводу механики чувств такие: это процесс давления на человека, процесс выжимки чувств из него. В результате остаётся лишь призрак, и только от нас самих зависит, что он будет собой представлять - пустую оболочку или наоборот нечто духовное.
«Дым», «К…», «Красный дракон», «Чума»… - смотришь на них и словно видишь, как постепенно на листе картона из разных субстанций материализуются причудливые существа. Сочетание цветов - фиолетового, бирюзового, бордо, малинового… - ещё больше усиливает их запредельную природу. А образы и названия отсылают к разным текстам культуры - к произведениям неординарного художника-мистика XIX века Уильяма Блейка, в частности, к его «Великому красному дракону», к роману писателя-экзистенциалиста Камю...
В своём жанре фантастического реализма он близок Загустиной. Скажем, её героиня фотокартины «Дитя прогресса» напоминает Особь - персонажа одноимённого фильма, визуальный облик которого создан знаменитым Гансом Руди Гигером. В прошлом Лекс также испытывал влияние этого художника, сейчас меньше, но всё же в силуэтах его призраков нет-нет да и проглянут гигеровские. Но, естественно, схожи формально, ведь каждый из них абсолютно по-своему их интерпретирует и воплощает, творя глубоко индивидуальное искусство.
Метафоричность Титовича
Павел Титович снимает на плёночный фотоаппарат и весь дальнейший процесс осуществляет вручную. Он продолжает традиции чёрно-белой студийной постановочной фотографии и ориентируется на таких мастеров, как Ян Саудек, Владимир Клавихо-Телепнев, Иван Пинкав, Сергей Белов.
Произведения фотохудожника отличает повышенная метафоричность. В каждой из своих фотокартин Титович разворачивает метафору, которой он всё подчиняет - в соответствии с ней организовывает пространство кадра, бытование в нём модели, предметный ряд… «Белый король» и «Белая королева» (кстати, возможно, скоро Титович представит новую фотосерию, из которой они и взяты), «Ангел»… - что подолгу удерживает зрителя около них? Продуманность до нюансов содержания снимка, его эстетизм, но не в ущерб содержанию, а главное - каким сложным образом преломились чувства и мысли автора для выражения представлений о человеке и его переживаниях. Белый король Титовича всегда остаётся свободным и гордым, прекрасным в своём величии, даже если его власть уже низвергнута, а корона лежит у ног.
Притчевость Кучмы
Победитель городских фотоконкурсов Василий Кучма фотографию открыл для себя ещё в детстве. И сегодня он посвящён ей всецело.
Каждый раз Кучма предпринимает своеобразные исследования человеческой природы - что нами управляет, корни всего. Можно предположить, что рефлексию по поводу механики чувств он осуществляет всегда. Специально же для выставки фотохудожник создал серию с непростым названием «Забытое: очень правдивая история, которую я подглядел в замочную скважину телевизионных новостей, интернет-сообщений и личных наблюдений». Последовательно и тщательно он сконструировал реальность своих произведений. Устройство которых выходит глубокомысленным, и сравнить их можно со своеобразными притчами от изобразительного искусства. История - в каждой фотографии, их совокупность - метаистория. О чём нам рассказывают «Страж», ангел, лишённый крыльев и вочеловечившийся («Птица»), мальчик с терновым венком («Детство»), современные воплощения Иуды («Предатель») и Марии («Кормилица»)? Не новозаветную историю ли? Но это всего лишь моё предположение - зритель прочитает сам.
Экспозиция позволяет ещё и проследить по произведениям Лекса Горлова, Павла Титовича, Василия Кучмы и Катерины Загустиной движение от живописи к аналоговой и цифровой фотографии, к цифровой графике. Увидеть, как функционирует слаженный механизм их союза в едином выставочном пространстве. Механизм создавший искусство, которое очаровывает и будоражит и может потрясти обывательские представления зрителя. «Механика чувств» завершится 31 марта.
- Комментировать
- 3201 просмотр
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад