Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Дирижёр Джон СтЭнли: Музыка внутри нас. И она обязательно вырвется на волю

Зал постепенно наполнился зрителями. Один за другим появились музыканты. До начала концерта оставалось несколько мгновений

Дирижёр Джон Сьенли: Музыка внутри насС любопытством и нетерпением ожидали лишь одного человека… Дрогнула кулиса - и он неспешно, чуть пританцовывая, появился на сцене. Да здравствует маэстро Джон Олден Стэнли! Невысокого роста, худощавый, чуть согбенный американец добродушно улыбнулся - публика отозвалась шквалом аплодисментов. Чёрный костюм из дорогого сукна и ослепительной белизны рубашка. Лаковые туфли - сколько мировых подмостков они повидали?! Грациозный взмах кисти - и оркестр ожил.
Американский дирижёр Джон Стэнли и Концертный оркестр духовых инструментов с участием итальянского перкуссиониста Энрико Феррарези блистательно выступили 11 октября в концертном зале Белгородской государственной филармонии. «Музыка Нового Света» вобрала одни из лучших музыкальных произведений Америки второй половины XX - начала XXI веков. Формы, гармонии, методы развития, аранжировки - достижения Европы, её лучшие музыкальные образцы легли в основу американских композиций. Главная же приправа этого «блюда» - африканский ритм. Блюз и джаз. Уникальная музыка снискала мировую популярность. И кто, как не Джон Стэнли, лучше представил бы музыкальную культуру своей родины.
Прозвучали сюита «Сцены из Лувра» Норманна Делло Джо, интермеццо «Ярмарка Танбриджа» Уолтера Пистона, «Хорал и Аллилуйя» Ховарда Гарольда Хэнсона, «Величие Пертшира» Самуэля Роберта Хазо, «Танец Солнца» Фрэнка Тикели, Beguine for band Гленна Оссера, «Бразилия. Обряд, песня и самба» Роберта Смита, саундтрек к фильму «Пираты Карибского моря» Клауса Баделта. Септет тромбонов и солист Дмитрий Саитов (бас-тромбон) блестяще исполнили «Покровителя» Джона Стивенса. В заключении оркестр сыграл попурри из популярных хитов великого джазмена Эдварда Кеннеди Эллингтона «Браво, Дюк Эллингтон!» Келвина Кастера. Зрители рукоплескали стоя.
После выступления корреспондент «Белгородских известий» Екатерина ШАРОНОВА задала вопросы Джону Стэнли и главному дирижёру оркестра Концертных духовых инструментов Юрию МЕРКУЛОВУ. С трудностями перевода помог справиться белгородский музыкант и педагог Борис МОЧАЛИН, которого мы благодарим.

- За последние пять лет культурный ландшафт Белгорода сильно изменился. Он стал привлекательным для деятелей культуры, в частности, музыкантов высочайшего уровня. Не редкость и гости из-за рубежа. Но всё же не могу не спросить, как вы оказались в нашем городе?
Джон Стэнли: Расскажу забавный случай, без которого бы наш творческий союз с духовым оркестром Белгородской филармонии мог никогда не состояться. Четыре года назад профессор Московского университета культуры и искусств пригласил меня на семинар духовых дирижёров. С удовольствием откликнулся на это приглашение и не пожалел. Ведь именно там мы встретились с Борисом. «Почему бы вам не приехать и не поработать у нас?» - пригласил он. А я ответил: «Отличная идея!». Очень благодарен Борису, человеку, который стал не только связующим звеном между музыкантами и мной, но и моим другом. Мы долго общались с ним по Интернету, планировали совместный концерт, согласовывали репертуар с Юрием Меркуловым - словом, всё, чему вы стали сегодня свидетелем, без нашего общения не состоялось бы.

Юрий Меркулов: Это уже легендой стало (смеётся). Джон заблудился. А знает только английский. Борис же, знающий английский и запомнивший американского дирижёра, решил помочь растерянному человеку. Так они разговорились и подружились. Потом у Бориса возникла идея выступления Стэнли с нашим духовым оркестром. Я за неё ухватился, и при поддержке руководства филармонии мечта, поначалу расплывчатая, воплотилась в реальность.
Вообще вы правы. Белгород заметно эволюционирует. Эти две недели в нашем городе будут проходить музыкальные студии с участием большого количества профессионалов. Помимо сегодняшнего выступления Джон сыграет с оркестром «Биляр-бенд». Концерт «Джаз без границ» состоится в четверг в Белгородском государственном институте культуры и искусств. Приехали дирижёры из Ижевска, Тамбова, Владимира, Новосибирска. И это очень значимо.

- Джон, вы являетесь представителем авторитетнейшей Всемирной ассоциации симфонических оркестров и ансамблей (World Association Symphonic Band and Ensembles, WASBE). Расскажите о вашей деятельности в её рамках.

Д. С.: История довольно длинная. WASBE возникла тридцать лет назад. Развитие духовой музыки и повышение уровня мастерства музыкантов-духовиков составили смысл её существования. Я представлял эту организацию с момента основания. Будучи учителем музыки начал работать со многими музыкальными школами, а затем курировал музыкальное образование в школах разных стран за пределами Америки. Преподавание в университете штата Калифорния в Сономе (Sonoma State University) подарило мне прекрасную возможность посещать духовые коллективы и их семинары. Естественным путём мы пришли к тому, что стали налаживаться связи между профессиональными духовиками по всему миру. Во все времена WASBE популяризировала духовую музыку и стремилась принять в свои ряды всё больше членов. Сегодня более 1200 человек придерживаются её взглядов и претворяют их в жизнь.

- Поделитесь вашими впечатлениями от сотрудничества?

Д. С.: Я просто потрясён тем, как играет духовой оркестр. Восхищён уровнем мастерства - как техническим, так и артистическим. Если вы внимательно слушали нашу программу, то, наверное, заметили, что некоторые произведения чрезвычайно сложные. Но этому оркестру подвластно всё! Возможно, выражусь не вполне корректно, но ни один московский коллектив, с которым мне довелось сотрудничать, не превосходит белгородский, скорее, наоборот. Оркестр Юрия Меркулова - отличный пример для многих духовых оркестров России.

Ю. М.: Мы в начале пути. И сегодняшний концерт - крайне важный шаг. Новый репертуар, общение профессионалов - оркестр развивается. Приглашаем дирижёров, чтобы не было застоя. У каждого своя специфика и премудрости. Впитывая их, музыканты обогащаются. Настоящий дирижёр всегда первоклассно исполнит произведение, но все по-разному. Поскольку сердца стучат и душа поёт по-разному.

- Очень приятно это слышать, Джон, тем более, что вы вправе об этом судить. Вы много путешествуете и выступаете со многими оркестрами по всему миру. Чей высокий уровень мастерства отметили бы?

Д. С.: Мой ответ изначально предполагает субъективное мнение, не правда ли? Для меня важны эмоциональные переживания. Назову оркестр Латвии. Также мне довелось стать куратором от компании Yamaha в Южной Америке, поэтому могу с полной уверенностью говорить о высочайшем уровне оркестров в Сан-Паулу (Бразилия) и Колумбии, в которой работаю вот уже одиннадцать лет. Руковожу молодёжным оркестром Доминиканской республики. У него очень большой потенциал. Вообще множество оркестров исполняют технически хорошо, но лишь их малая часть музыкально и артистически совершенна. И уж поверьте, ваш среди них.

- Юрий Дмитриевич, как происходил процесс привыкания оркестра к новому дирижёру?

Ю. М.: Джон прислал по электронной почте те ноты, которые отобрал для концерта. Мы выбрали лучшие из них. Вместе со вторым дирижёром Иваном Полюховым разработали концепцию выступления. Затем я разобрал с музыкантами технологию. А вот в художественный материал не вмешивался. Это - прерогатива Стэнли. Нужно было вникнуть, о чём музыка. Американцы совершенно по-другому играют, думают и аранжируют...

- Программа сегодняшнего концерта насыщенная. Много композиторов, произведений, музыкальных стилей вами представлено. Как формировалась «Музыка Нового Света» и какие композиции, в неё вошедшие, наиболее близки вам?

Д. С.: Критерий существовал один - американская музыка и её стилистика. Я стремился представить многогранно музыкальную культуру моей страны за достаточно продолжительный период её истории. И, по-моему, нам всё удалось.
А наиболее близки мне (задумывается)... Я уже далеко не молодой человек, и мне по душе музыка прошлых лет 50-60-х, времён моей молодости. «Сцены из Лувра» Делло Джо, «Ярмарка Танбриджа» Пистона и «Хорал и Аллилуйя» Хэнсона - пожалуй, именно эти композиции доставляют мне особое удовольствие. Чуть больше произведение Beguine for band Оссера. Обожаю всякую музыку, если она профессионально и с душой создана. Всё равно, если бы вы спросили, кто из детей самый любимый. Сегодня я наслаждался.

- Музыканты жадно внимали вам, проявились их восхищение и даже сердечная теплота. Это же относится и к публике, судя по эмоциям зрительного зала да и по собственным ощущениям. Вы очень обаятельный человек, мгновение - и снискали расположение.

Д. С.: Думаю, всё дело в моей жизненной философии. Она организует и мои профессиональные принципы. Глупо поступает тот дирижёр, который просто отбивает ритм. Играю с музыкантами, уже пропустившими ритм через себя. И моя задача проста - я просто показываю динамику и фразировку. Музыка внутри нас. И она обязательно вырвется на волю. Нет необходимости ничего насильно навязывать. Так поступают, скорее, неопытные дирижёры. Все мои жесты - мои эмоции, ощущения, чувствительность. Я же, легко покачивая руками, как бы формирую фразировку. Забавно, наверное, это выглядит? Вы наблюдали за мной с интересом?

- Смотрела с большим любопытством, да что там, с восторгом. Бросилось в глаза, как искренне вы наслаждались процессом. Не довлели над оркестром, а вели себя крайне демократично.

Д. С.: Демократично? Точное определение. Считаю, просто необходимо разделять ответственность с музыкантами, доверять им и вместе сопереживать. Лучший дирижёр тот, кто словно исчезает, растворяясь в оркестре.
Джон Стэнли - личность удивительная. С его лица не сходит улыбка, он очень подвижный. Порой выглядит крайне забавным и трогательным. Но за всем этим чувствуется необычайная сила, которая не может не будоражить. Сложно выразить словами, попробую проиллюстрировать. Перед началом интервью случился курьёз - Джон одёрнул рукав пиджака, и вместо запонок на манжете я увидела… канцелярский зажим. «Потерял одну запонку», - улыбнулся он, увидев моё изумление. А в перерыве между отделениями Стэнли судорожно пытался запомнить «Dobriy vecher!» - слова, написанные на жёлтой бумажке. Ведь именно так дирижёр хотел отблагодарить за тёплый и сердечный приём, за наслаждение, подаренное ему музыкантами. Судите сами.

 

Фото Александра БАРЫШЕВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина