В эти дни мы отмечаем одну из самых знаменательных дат в истории человечества. 50 лет назад наш соотечественник Юрий Гагарин совершил первый в истории цивилизации полёт в космос.
Это колоссальное достижение отечественных учёных и инженеров, наших космонавтов. Да и всего народа - тоже. Страна, ещё не оправившаяся тогда от последствий страшной войны, добившись такого прорыва, бесспорно, совершила подвиг. И я сомневаюсь, что его мог бы совершить другой народ. Наша страна это сделала.
Космос и сегодня остаётся для России одним из безусловных приоритетов. Мы занимаем здесь хорошие позиции. Достаточно сказать, что в 2010 году Россия совершила 31 космический запуск, заметно оторвавшись от всех конкурентов. Численность нашей орбитальной группировки составляет 114 аппаратов.
И мы продолжаем идти вперёд. В нынешнем году федеральный бюджет направит на отечественные космические программы 115 млрд рублей - сумма более чем внушительная.
Важнейшая цель, которая стоит перед Россией в космическом секторе, - используя свои конкурентные преимущества, укрепиться на рынках соответствующих услуг.
По оценкам специалистов, к 2015 году доля России здесь может составить около 15 процентов. Это значит, что и страна в целом, и предприятия отрасли, их сотрудники будут иметь хороший источник дохода.
Но для всех нас не менее важно задуматься об использовании космических технологий для социально-экономического развития собственной страны.
На практике - и во многих российских регионах такой опыт уже наработан - космические программы связаны с вполне «приземлёнными» проектами, дающими абсолютно осязаемый эффект.
Пожалуй, самый показательный пример связан с внедрением ГЛОНАСС.
Так, в субъектах федерации, где такие системы начали устанавливать на муниципальный транспорт, экономия топлива достигала 25 процентов. Очевидно, что это даёт ощутимое сокращение бюджетных расходов. Я уже не говорю про общественный транспорт, где снижение расходов на горюче-смазочные материалы позволяет сдерживать рост стоимости проезда.
Колоссальное значение имеет использование систем космической навигации для работы экстренных служб. Уже сейчас мы имеем множество примеров того, как эти системы помогают раскрывать преступления. А оснащение соответствующими приборами автомобилей позволяет на 30 процентов сократить время прибытия на место ДТП скорой помощи. За этими цифрами - реально спасённые человеческие жизни.
Ещё один интересный пример. Новейший локомотив 2ЭС10, оснащённый системой ГЛОНАСС, благодаря этому может в автоматическом режиме проходить семафоры. Это, конечно, существенно повышает безопасность перевозок.
Если отойти от вопросов, связанных с транспортом, то стоит вспомнить о геодезии и кадастровых работах. Применение спутниковой навигации, по данным экспертов, сокращает затраты на выполнение кадастровых работ сразу в два раза.
Навигация - всего лишь один из примеров того, как космические технологии могут использоваться сегодня для решения реальных экономических и социальных задач. А ведь есть ещё космическая связь, есть космический мониторинг, так называемое дистанционное зондирование - в прошлом году в рамках работы по контролю паводкоопасных участков было задействовано сразу 10 спутников.
Словом, космические технологии сегодня имеют множество прикладных приложений. А их внедрение быстро окупается. Поэтому очень важно, чтобы и предприятия, и власти на местах научились их использовать, не боялись инвестировать в это направление, разрабатывали и внедряли соответствующие программы.
Наша страна открыла человечеству дорогу в космос. Мы должны не только гордиться этим. Мы должны научиться этим пользоваться сегодня.
- 1185 просмотров
Отправить комментарий