Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Верю, это Божий дар…

В Белгороде экспонируют книжную графику живого классика

Верю, это Божий дар…Верю, это Божий дар…С момента, когда ребёнок научился читать, перед ним открывается безграничный мир книги. Сначала его привлекают не буквы, что естественно, а картинки - красочные, конечно, больше, но и чёрно-белые без внимания не остаются. Глядя на них, он и сам сочиняет истории. Думаю, этот опыт знаком многим. Хорошо помню все книги своего детства, которые храню до сих пор. Среди них «Старик Хоттабыч», «Приключения Тома Сойера», «Приключения карпика», «Дорогая наша мама», «Белый Бим Чёрное ухо»… А объединяют их иллюстрации замечательного художника Германа Мазурина. На минувшей неделе легенда книжной графики для детей посетил Белгород. В Пушкинской библиотеке-музее он представил выставку собственных произведений и провёл необычный семинар для студентов творческих специальностей белгородских вузов.

Герои детских книг

Вспомните их. Старик Хоттабыч, дядя Стёпа, Том Сойер и Гекльберри Финн, чеховская Каштанка, командир пионеров Тимур… - облик этих персонажей знаком нам во многом благодаря иллюстрациям Германа Мазурина.

Герман Алексеевич - продолжатель классической традиции советской художественной школы. С 1955-го и до сих пор сотрудничает с крупнейшим отечественным издательством «Детская литература». И ежегодно оформляет по 2-4 книги. Произведения Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Лазаря Лагина, Юрия Яковлева, Валентина Катаева, Юрия Полякова, Марка Твена... - он проиллюстрировал более трёхсот книг. Выставки работ Мазурина проходят во многих странах мира и везде вызывают интерес. Многие из них хранятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.

Заслуженный художник РСФСР, профессор «Мастерской книги» Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова прибыл к нам благодаря проекту «Художники «пишут» книги». Он создан по инициативе Пушкинской библиотеки-музея и при поддержке управления культуры Белгорода. В эпоху компьютерных изображений развить интерес к книжной иллюстрации, к рукотворной книге - вот в чём его идея.

- Мы решили пригласить трёх московских художников - мастера советской и российской книжной иллюстрации для детей Германа Мазурина и его учениц, выпускниц суриковского института Марьям Садердинову и Дарью Гавриленко. И не только для экспозиции их произведений, но и для проведения мастер-классов для тех, кто занимается книжной иллюстрацией, кому это интересно. В конце года мы представим выставку этих ребят. Герман Алексеевич с радостью откликнулся на наше приглашение. И вот он в Белгороде, - рассказала хранитель музейных предметов Пушкинской библиотеки-музея Наталья Гончаренко.

Акварели к «Электрической машине» Валентина Катаева (1966), «Тимуру и его команде» Аркадия Гайдара (1981), к «Обломову» Ивана Александровича Гончарова (2012), «Дорогая наша мама» Ольги Высотской (1972), «Белый Бим Чёрное ухо» Гавриила Троепольского (1990), монотипии к «Архимеду» Вовки Грушина» Юрия Сотника (1968), офорты «Ф.М. Достоевский - детям» (1972), автолитографии к «Дафнису и Хлое» Лонга (2012)... - более полусотни иллюстраций Мазурин предоставил для белгородской экспозиции. Тонко, тщательно, изящно, до мельчайших деталей прорисованы они. Герои детских книг словно оживают, «дышат» непередаваемой любовью, которую в них заложил художник, и возвращают нас в детство. Оторвать свой взгляд удалось с трудом.

Выставка иллюстраций Германа Мазурина завершится в конце апреля.

Мазурин о художественном процессе и своём месте в нём

- Герман Алексеевич общался с заинтересованной аудиторией более двух часов. Без наставлений, без брюзжания и суеты. Разменяв девятый десяток, он бодр, весел, харизматичен и эмоционален. Мазурин вспоминал курьёзные случаи, шутил и даже фокусы показывал, а между тем рассказал достаточно, приоткрыв дверь на свою творческую кухню. Вот несколько его мыслей, которые запомнились особо.

- Мне приклеили бирку - «художник для младшего школьного возраста». С нею и иду.

- Всякий раз, когда рисую - я переживаю, запоминаю. И эти мои воспоминания сохраняю в произведениях.

- Художник-иллюстратор должен уметь много, подолгу и быстро рисовать.

- Акварель, чёрный и цветные карандаши, гуашь, темпера, пастель, акрил… - использую всё, но в зависимости от конкретного случая.

- Иллюстрация требует обширных знаний в разных областях. Иной раз кажется, что и жизни не хватит.

- Достойному тексту - достойная иллюстрация. Зачастую без текста они не ясны. Читаются только вместе. Редко, но встречаются иллюстрации, которые могут существовать самостоятельно.

- Как выбирать сцены для изображения? Читаете книгу один раз, второй читаете уже как иллюстратор и выписываете, скажем, 150 и них. Затем смотрите, какие из них иллюстрируют текст с одной и той же или рядом расположенных страниц (вам, конечно, нужно знать число страниц) - и вот их количество уже сокращается. Останется сцен 20, которые вы равномерно распределите. Да, и не забудьте - каждая иллюстрация должна точно соответствовать тексту, рядом с которым её размещают.

- Сегодня сдаёшь иллюстрации в издательство, потом видишь их напечатанными - и зажмуриваешь глаза: это похоже на убийство (смеётся). «Это не я», - говорю всякий раз, когда выходит книжка (улыбается). Здесь нужно настраивать себя так: важно только то, что ты сделал, а как потом этим распорядились - вопрос другой.

- Молодые художники сейчас другие - они погружены в мир компьютерных технологий. Рукотворный труд отходит на второй план истории. Сегодня электронная книга многим заменила бумажную. И для современных иллюстраторов открываются новые возможности - создавать произведения для неё. Наверное, они обретут другое, специфическое, название.

- Своих студентов я учу мастерству. То есть даю им определённые навыки. И когда они ими овладевают, можно уже, не задумываясь о них, творить. А думать лишь об образе. Но если мастерству можно научить, то научить быть художником нельзя. Верю, человек с этим рождается, это Божий дар.

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Михаил МАЛЫХИН (фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина