Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Председатель Митрополичьей комиссии по противодействию алкогольной, табачной и наркотической угрозам отец Иоанн СУВОРОВ: Чем раньше начнёшь бороться, тем легче справиться

11 сентября в Белгородской области - День без алкоголя

Белгородская митрополия активно участвует в борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Всего пару месяцев назад в селе Малые Маячки Прохоровского района был открыт православный реабилитационный центр, где излечиваются наркозависимые. Корреспондент «Белгородских известий» Сергей ЕГОРОВ побеседовал с председателем Митрополичьей комиссии по противодействию алкогольной, табачной и наркотической угрозам, директором реабилитационного центра отцом Иоанном СУВОРОВЫМ.

О цифрах и симптомах

- Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, как и почему вы стали бороться с алкоголизмом, наркоманией?

- Мы начали заниматься этим с благословения владыки три года назад. На первое января этого года через нас прошло около пятисот человек, из них 328 дали обет трезвости на всю жизнь. Это что касается результатов. А занимаемся мы этим потому, что наша страна, грубо говоря, спивается. Есть разные цифры. Одна такая: половина мужского населения страны находится на первой стадии хронического алкоголизма. Другие эксперты утверждают, что эта цифра составляет 80 процентов мужского населения.

- Что можете сказать вы, основываясь на своём опыте?

- Пятьдесят процентов - «железно». Как у любого заболевания, у алкоголизма есть симптомы. Об этом говорит и Всемирная организация здравоохранения. Видя их, мы и делаем выводы.

- Расскажите подробнее о симптомах.

- Их много. Например, количество выпиваемого алкоголя. Если в течение дня мужчина может выпить триста граммов водки и не умереть, значит, он перспективный алкоголик. Для женщины этот показатель составляет 250 граммов.

- Каждый день?

- Нет, в принципе. Периодичность приёма алкоголя - это уже другой симптом. Здесь - именно количество. Человек может вообще не пить водку. Триста граммов водки - это в эквиваленте примерно шесть бутылок пива. Мне кажется, что у нас на самом деле даже более 80 процентов населения способны на такое.

Другой симптом - как раз частота употребления. Если человек хотя бы дважды в месяц выпивает до состояния средней тяжести опьянения - это тоже симптом алкогольной болезни. Ещё один очень яркий симптом - когда человек забывает то, что было. Он встречается только при алкогольной болезни. Сначала забываются несколько минут, потом - полчаса, час, потом - весь вечер. Только выпил - и уже ничего не помнит. Только при алкогольной болезни пьют на второй день. Тут, конечно, бывают исключения. Например, второй день на свадьбе, и тебя уговорили. Но если ты выпиваешь сам - это симптом. То, что я говорю, не моё мнение и не мнение Церкви, это данные медицины.

О «точке невозврата» и испытании

- Насколько я понимаю, есть разные степени увлечения «зелёным змием». Возможна ли тут какая-то градация?

- По отношению к алкоголю людей можно поделить на две группы: вообще не пьющие и пьющие. Последние тоже делятся на группы: до так называемой «точки невозврата» и после. Медики говорят, что, пока «точка невозврата» не пройдена, человек ещё контролирует употребление алкоголя и может вернуться к нормальной жизни. После прохождения этой точки он уже не может контролировать употребление. Если она пройдена, вы уже вошли в стремнину. Может ли человек какое-то время плыть против течения - то есть не пить, держаться? Конечно. Но он всё равно сорвётся.

- А если ему как-то удастся подгрести к берегу?

- Да, можно выйти на сухой бережок и не пить. Алкоголизм ведь в каком-то смысле - неизлечимая болезнь. Здесь не получается, как с ангиной - сегодня полечился, а завтра уже могу пить холодную воду. С алкоголизмом по-другому. У тех, кто прошёл «точку невозврата», включены сильные психические механизмы, и им нельзя
употреблять ни капли. Они либо выходят на сухой берег, либо их снова подхватывает сильное течение. Один глоток - и человек оказывается в запое. Чем дальше от этой точки - тем больше помощи нужно оказывать больному.

- Мне иногда кажется, что многие люди, утверждающие, что могут «завязать» в любой момент, на самом деле «точку невозврата» уже прошли.

- Один известный батюшка говорил, что есть способ определить, есть у тебя зависимость или нет. Если ты любишь, например, пиво, поставь две бутылки в холодильник. И если ты в течение сорока дней, открывая холодильник, спокойно воздерживаешься, не употребляешь, ты можешь сказать, что у тебя нет зависимости. Видимо, полнота этого факта определяется именно за сорок дней.

- По-моему, это очень тяжёлое испытание.

- Если тяжёлое, это говорит о том, что надо задуматься. Кстати, ещё один из серьёзных симптомов - когда начинаются проблемы в семье. Причём все окружающие будут думать, что в семье всё хорошо, прекрасно. А на самом деле там давно существуют трения из-за алкоголя. Просто они от всех скрываются. Потом семья распадается. Это происходит обязательно. Задерживается лишь в той ситуации, когда пьют оба супруга. Обычно в таких случаях женщина догоняет мужчину, перегоняет его. В моей практике бывало такое, когда на приём приходили двое явно пьющих супругов, и муж говорил: сделайте с ней что-нибудь, у неё «едет крыша», пить ей нельзя. Предлагаю им: бросайте оба. А он отвечает: у меня проблем никаких нет, чувствую я себя адекватно и бросать не хочу. Так вот, это ещё один симптом первой стадии алкоголизма - неузнавание у себя болезни, анозогнозия. Лечиться приходят в основном только тогда, когда возникают серьёзные проблемы. Хотя здесь как раз чем раньше начнёшь, тем легче со всем этим справиться.

О второй стадии и эндогенном алкоголе

- А когда начинается вторая стадия алкоголизма?
- Конец первой стадии и начало второй - человек теряет работу и теряет семью.

- Это социальные признаки. А физические?

- Психика уже серьёзно разрушена. Человек уже не может с собой справиться, реагирует неадекватно. А физические признаки только начали проявляться. На самом деле психическое здоровье разрушается уже на первой стадии. Физическое тоже сильно страдает, но обычно «наружу» это выходит на второй стадии алкоголизма.

При этом любому человеку можно помочь, абсолютно любому. Нет таких людей, которым нельзя помочь. Варьируются здесь два основных показателя. Первый - количество помощи. Одному достаточно часа беседы, и он бросит. Другому - три-пять часов. Третьему - десять дней. А некоторым и полгода надо лечиться. Столько нужно пробыть в нашем реабилитационном центре. Там вся система выстроена так, чтобы оказывать человеку долговременную помощь.

И второе обязательное условие помощи - человек должен хотеть. Если он хочет бросить, мы ему поможем, если не хочет - можно ему помочь захотеть. Вот тут важна роль родственников. Тех, кто проживает с этим зависимым. Просто потому, что, не живя с ним, влиять на него очень трудно. Поэтому мы десятидневные курсы реабилитации предваряем трёхдневными курсами для родственников. Мы их учим, что нужно делать, как себя повести, чтобы человек захотел лечиться от алкоголизма. Мы учим на курсах родственников, что нужно сделать, чтобы пьющий человек сам захотел к нам прийти. И, в общем, не важно - к нам ли, к медикам. На самом деле мы не выводим из запоя. Это делается в лечебных учреждениях медикаментозными средствами. Их прокапывают, очищают, на выходе у них уже нет интоксикации. Вот тогда мы и проводим реабилитацию. Ведь человека мало очистить. Он ведь снова может с удовольствием пойти пить. Такое часто и бывает.

О праве на совет и методике

- Отец Иоанн, а сами вы употребляете алкоголь?

- Первым делом, когда стал заниматься этой темой, я, конечно, сам отказался от употребления алкоголя. Иначе какое я имел бы право советовать другим. Мне пришлось почувствовать, как это непросто в нашей стране. На меня стали косо смотреть. К непьющему человеку у нас относятся так: либо больной, либо нечестный. С подозрением. Не наш, дескать, человек.

- Вы упомянули о курсах реабилитации. Какова методика?

- В течение десяти дней мы рассказываем правду об алкоголе. Поскольку всё это делается при Церкви, без веры, без Бога здесь никак не обходится. Мы просто говорим, что нужно делать, а настоящий врачеватель - это Господь. Результатом того, что человек обращается к нам, становится его нежелание употреблять алкоголь.

Мы смотрим на это дело так: каждый человек состоит из программ. Программа - это информация, которая влияет на принятие нами решений. Главные программы нашего мировоззрения складываются в основном до девяти лет. Например, одна из основных программ - это программа речи. Мы её начинаем усваивать, находясь ещё во чреве матери. В год мы начинаем ходить, это тоже программа. Потом присоединяются программы чистки зубов, застёгивания пуговиц и многие другие.

И вот такая же программа складывается по отношению к алкоголю. Чем больше человек хочет почувствовать себя взрослым, тем раньше он начинает пить. То же самое происходит с курением. Причём курение обычно бывает первым. Из-за чего мы начинаем курить? Из-за того, что начинаем подражать взрослым. Ведь это же по сути гадость, и начать курить просто так невозможно. Я сам бывший курильщик, знаю, что это такое. Может, именно поэтому стараюсь помочь людям. В Евангелии сказано: кто был сам искушён, может и искушаемому помочь.

- Где проводятся курсы?

- В Марфо-Мариинском женском монастыре Белгорода.

- Люди приходят сами?

- Да. У нас есть телефон доверия 37-21-30, по которому можно позвонить и получить консультацию. Мы скажем, что вам лучше: попасть на курсы или в реабилитационный центр. Основное предназначение центра - лечение наркоманов. Но это тоже касается алкоголиков с середины второй стадии.

О взаимодействии и вере

- У вас налажено взаимодействие с медицинскими учреждениями?

- С наркологическим диспансером. У нас там есть домовой храм. Нам выделили комнату, и мы её хорошо оборудовали. Храм в честь иконы Божией Матери «Невыпиваемая чаша». Она прославилась исцелениями от наркомании, алкоголизма и табакокурения. Первое богослужение было в Страстную седмицу Великого поста в этом году, в мае. Службы там проходят каждую среду. И не просто служим, а во время литургии, в самый ответственный момент, произносим специальное прошение. Такие прошения, тем более постоянно произносимые, есть только у нас. Все, кто хочет, кому нужно помолиться за своих родственников, у кого тяжёлая ситуация - пожалуйста, приходите. Богослужение в девять утра, можно заказать службу, постоять, помолиться.

- Отец Иоанн, а обязательно быть верующим, чтобы обращаться к вам за помощью?

- Святые отцы говорят: в каждой страсти сидит бес. Поэтому есть бес табачный, есть бес алкогольный, есть бес наркотический. Они побуждают человека к тому, чтобы он продолжал делать дальше небогоугодные дела. Маловерующие люди могут воспринимать это как сказки. А наркоман все эти бесовские силы видел. Он с ними общался. Для него это реальность. Поэтому он всё это понимает с полуслова. Любой наркоман - это верующий человек. Он умеет увидеть бесовское и Божественное. Избавиться от этих зависимостей без Божьей помощи нельзя. Потому что это бесовские силы. Можно заменить одного беса другим. А избавиться нельзя.

Любой человек, который бросал пить, курить, употреблять наркотики, скажет: у меня пустота внутри. Мне что-то нужно, дайте мне что-нибудь. Например, бросает курить и начинает слишком много есть. И он при этом не знает, что пустота от того, что бес вышел. Её нужно чем-то заполнить: либо заполнить Богом, либо бес вернётся. Или придёт другой, да ещё с друзьями. У нас есть реальные подтверждения этому. Скажем, человек закодировался, бросил пить, но приобретает другую страсть: в блуд ударяется или в сребролюбие. Начинает сильно всех зажимать, копейку не даёт. Складывает всё, как Плюшкин. Иногда родные таких людей говорят: уж лучше бы он пил.

Поэтому что касается веры: мы, конечно, принимаем всех, но у нас всё построено на Боге. Если приходит человек неверующий, мы расскажем ему, как будем бороться с недугом, а он уже сам решает, принять это или не принять. Но, в общем, все ведь понимают, куда приходят. Если священник ведёт занятия, ну как тут без Бога-то?

- То есть тут получается связка между медиками и Церковью?

- Медицина, которая борется с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением, построена на страхе. Я не имею в виду, скажем, вывод из запоя. Но любая кодировка - это страх. Если ты нарушишь, то... Человек боится. Хочет, но боится. Это как у Павлова: условный рефлекс можно победить болью. Но ведь программа у человека не стёрта, она внутри него так и осталась. Мы же разрушаем именно её, программу. И после этого человек уже не хочет пить. Это не значит, что у него не будет искушений. Конечно, будут. Но противостоять бесу можно только с Божьей помощью.

Многие говорят: пришли к вам как к последней инстанции, десять раз кодировались, ничего не помогает. Спрашиваю, почему не получается бросить, если хотите. Силы воли нет, отвечают. На самом деле «волеть» - это церковнославянский глагол, который переводится как «желать». Нужна сила желания. Вот на наших курсах мы даём людям эту силу желания. Если она есть изначально, хотя бы небольшая, она усиливается во много раз. И человек сам говорит: да, я больше не буду пить. После того как принимает решение, он говорит: Господи, я даю тебе обещание, что пить больше не буду. Господь за это обещание даёт ему силы это обещание сдержать. Обет - это не просто клятва, это призывание помощи Божьей выдержать данное обещание. Работая с родственниками, мы и им предлагаем дать обет. Чтобы Господь помог их родным.

О реабилитационном центре и жертвовании

- Почему реабилитационный центр для наркоманов и алкоголиков организован в Малых Маячках?

- Я там служил. И занимался вопросами лечения наркозависимых. Вот приходит, скажем, к нам наркоман и просит помощи. Мы её даём. Но кого-то можно излечить за десять дней, а в основном им нужно всё-таки большее время. Поэтому мы поняли, что нужно открывать реабилитационный центр. В селе была столовая, которая никем не использовалась, а принадлежала администрации. Мы обратились к владыке Иоанну, он переговорил с главой администрации района, тот поддержал нашу инициативу. Мы начали потихоньку искать, кто и чем нам мог бы в этом помочь. Активно нам помогал губернатор области Евгений Савченко, областное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Постепенно нашли спонсоров, которые профинансировали создание центра.

- Сколько это стоило?

- Почти десять миллионов рублей. Весь процесс строительства и организации центра занял примерно два года.

- Как организована работа центра?

- С больными там постоянно находится консультант. Помогает им. Обычно это бывший зависимый человек, который уже несколько лет находится в ремиссии. Который сам прошёл такие курсы, пропустил всё это через себя. Он может научить и сказать, что делать. Батюшка или другой человек при всём желании не сможет влезть в эту шкуру, потому что он не был там. Плюс, конечно, наш контроль. Утром и вечером молитвы. В воскресенье - обязательно причащение. Это православный центр, отсюда и правила.

- А для консультантов нет опасности возобновления зависимости? Ведь находясь в такой компании...

- Наоборот. Когда человек помогает другим, в этом - его утверждение, поддержка. Это и им тоже помогает держаться в трезвости. Обычно если человек «срывается», то это происходит почти сразу после реабилитации. А когда он уже начал жить в трезвости - как правило, так и продолжается впредь.

- А как люди туда попадают?

- Они звонят нам по телефону доверия, мы общаемся и потом принимаем решение, как им можно помочь. В центр можно попасть только после того, как человек прошёл медицинское освидетельствование. Если человек не боится встать на учёт как наркозависимый, он это делает, после чего его направляют к нам. К сожалению, пока мы не можем лечить бесплатно. Если человек поступает к нам после наркодиспансера, его реабилитация стоит 7 тысяч рублей. Она проводится в течение месяца. Реальная же стоимость реабилитации составляет 19550
рублей. Эта цифра рассчитана специалистами областного департамента здравоохранения.

- Десятидневные курсы реабилитации в монастыре тоже платные?
- Нет, они бесплатные. Однако желающие жертвуют, кто сколько сможет.

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина