Журналист «Белгородских известий» отсидел в камере и попробовал тюремную баланду
В следственном изоляторе № 3 УФСИН России по Белгородской области прошёл день открытых дверей. И пусть граждане не пугаются - двери открывались только в одну сторону. Так что все заключённые остались на своих местах. Просто руководство УФСИН решило показать журналистам оборудованное с учётом всех современных требований пенитенциарное учреждение.
С детским уголком
Новую формацию исправительного учреждения видно ещё с комнаты приёма и хранения передач. Так получилось, что мне пришлось побывать в таких комнатах нескольких колоний. Сравнивать есть с чем. Если в исправительных учреждениях старого толка - это зачастую холодные, бесприютные комнаты с деревянными скамьями и огромными столами, то в СИЗО № 3 - тёплое комфортабельное помещение с коврами на полу и даже детским уголком с качельками, играми и мягкими игрушками. И ещё прямой телефон для связи с начальством.
Здесь же - ларёк, где желающие могут приобрести товар для передачи. Кстати, в СИЗО № 3 если приобретаешь товар в ларьке, то досмотру он не подвергается, в отличие от вещей и продуктов, привезённых из дома. Однако то, что находимся в режимном заведении, всё-таки заметно. Бутылку минеральной воды мне продали через решётку.
Ни одного побега
Идём на территорию следственного изолятора. В «предбанник» - небольшое помещение с четырьмя массивными дверьми - вход строго по три человека. Открывается дверь. За этой дверью - ещё одна, решётчатая. Только когда обе входных двери закрываются, нам выдают номерки и открывают две следующих двери - во внутренний двор.
Сам двор, окружённый массивными зданиями пенитенциарного учреждения, в центре имеет огороженную клеткой площадку. Передвижение только в сопровождении сотрудников УФСИН. И везде звяканье ключей перед очередной решётчатой дверью.
- У нас за одиннадцать лет работы СИЗО не было ни одного побега, - рассказывает начальник следственного изолятора полковник внутренней службы Сергей Сыромятников. - Благодаря многоуровневой охране побег в принципе невозможен.
Ключ - главная ценность
Гулкими коридорами проходим в режимный корпус. Здесь двух- и четырёхместные камеры. Начальник следственного изолятора заслушивает доклад дежурного и подходит к одной из камер. Дежурный охранник говорит:
- Господа офицеры, сдайте ключи!
Начальник и его заместитель передают ключи охраннику. Так заведено. Если в армии главная ценность военнослужащего, которую нельзя потерять, - это автомат, то здесь - ключ. Вход в камеру - только без ключей. А в коридоре стоят специальные ящики. В случае нападения на охрану, сотрудники УФСИН просто выбросят свои ключи в такой ящик, и уже никто не сможет выбраться с этажа.
Камера
Железная дверь с обязательным «волчком», хорошо знакомая по фильмам, открывает вход в камеру. Но здесь уже не традиционная «параша», а вполне современный отдельный туалет. Слева - массивный стол и скамейки, прикрученные к полу. Четыре двухъярусные кровати тоже намертво прикреплены. В углу - массивные тумбочки.
Камера, которую нам демонстрирует тюремное начальство, пуста. Потому я смог посидеть за столом. Даже на кровать прилёг, чтобы «прочувствовать», как тут живётся заключённым. Вполне удобно. При этом камера проветривается, а количество квадратных метров на человека соответствует европейским стандартам.
Чтобы тюрьмой не пахло
- Главная наша задача, - говорит Сергей Сыромятников, - чтобы в нашем учреждении тюрьмой не пахло.
Начальник следственного изолятора не боится экспериментов. Например, разделил камеры на «курящие» и «некурящие». Первым в России ввёл в учреждении день открытых дверей. Оборудовал СИЗО сотней видеокамер.
- Мы в этом году, - рассказывает полковник, - благодаря видеонаблюдению три суицида предотвратили.
При этом Сергей Сыромятников на всё имеет свой взгляд.
- Мы сейчас делаем упор на гуманизацию наказания. Это правильно, - говорит он. - Но где-то должна находиться и грань улучшения условий. Сейчас какая-то гонка началась: у кого в камерах больше телевизоров, холодильников и так далее. Уже про кондиционеры заговорили! А если хорошо подумать, разве в тюрьме должно быть лучше, чем на воле? В чём же тогда состоит наказание?
Хозяйственный корпус
Особая гордость тюрьмы нового поколения - хозяйственный корпус. Здесь находятся заключённые, которые весь свой срок будут отбывать в СИЗО. Камеры похожи на номера в общежитии. Перемещение по этажу свободное. Есть «бытовка», комната отдыха с телевизором и диваном, кладовая, спортзал, библиотека, приличный санузел и комната для умывания. Главное условие пребывания здесь - заключённые должны быть осуждены впервые, много и хорошо работать и действительно стремиться к перевоспитанию.
Один из осуждённых, постоянно отбывающих здесь наказание, охотно отвечает на вопросы.
- Виктор Иванович, за что попали за решётку?
- Статья 158 УК РФ. Часть третья.
- Это что?
- Кража.
- И как вам здесь?
- Условия нормальные. Кормят хорошо. Но воля есть воля. Домой хочу.
- Ну а выводы какие-то для себя сделали?
- Я их ещё до суда сделал. Не должен нормальный человек закон нарушать. И здесь не должен находиться.
Баланда
В столовой чисто и вкусно пахнет.
- Сегодня у нас на обед суп и макароны с мясом, - рассказал начальник следственного изолятора. - Кто хочет попробовать?
Я, естественно, сразу же вызвался. Ни разу в жизни тюремную баланду не ел. Однако макароны с мясом назвать «баландой» язык не повернётся. Пока я уплетал тюремную еду, мои коллеги с завистью на меня смотрели. Вкусно и сытно. Честно признаюсь, даже мысль закралась, что это специально к нашему приезду приготовили. Потому тихонько у Виктора Ивановича спросил:
- Вас так каждый день кормят?
- Каждый, - кивнул он. - Кормёжка тут отличная.
Сложный контингент
Но тюрьма есть тюрьма, и в ней, как в каждом режимном заведении, есть свои сложности. И в первую очередь сложность вызывает подследственный контингент.
- В последние годы криминологические характеристики лиц, проходящих через СИЗО, сильно ухудшились, - поделился полковник Сыромятников, - Почти половина граждан, находящихся в следственном изоляторе, подозревается в особо тяжких преступлениях. Четверть осуждены по несколько раз. Поэтому многие делают попытки противостоять законным требованиям администрации. Так что есть определённые трудности, но мы с ними справляемся.
Мне охранники, кстати, рассказали реальную историю. Некоторое время назад был в следственном изоляторе вредный мужик. К окну камеры на свет летели жуки. Он их наловил и засушил. А когда поехал дальше по этапу, написал в ЮНЕСКО о том, что в белгородском СИЗО проводят эксперименты с жуками. И эти жуки живут в камерах и поедают пищу заключённых. В доказательство своих слов приложил к письму пакетик с сушёными жуками.
Комната свиданий
Сюда приезжают родственники, если им разрешают длительные свидания до трёх суток. Удобные кровати. Игровые комнаты для детей. Ковры и отличный ремонт.
- К заключённым на свидание приезжают нормальные, законопослушные родственники, которые ни в чём не виноваты, - говорит начальник СИЗО. - Потому и находиться они должны в нормальных условиях.
На волю
Но какими бы хорошими условия ни были, когда мы после очередного лязга массивных дверей вышли на волю, я вздохнул с облегчением. Решётки, металлические двери и закрытые коридоры настраивают на грустный лад. А если ещё и не знаешь, когда выйдешь и на какое время сюда попал - вообще, наверное, жутко. Да и охранники, требующие соблюдать режим, настроение не улучшают. Так что не курорт. Что, в общем-то, от пенитенциарного учреждения и требуется.
- Комментировать
- 1967 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад