Открыта дверь в волшебный мир старинных кукол
В Белгородском государственном художественном музее открыта выставка антикварной куклы XIX - начала XX веков из собрания Московского музея уникальных кукол. В Белгород приехали 70 произведений искусства, которые наиболее широко и красочно рассказывают историю мирового кукольного производства.
Здесь и французские красавицы из фарфора, и литые из воска английские аристократки, и жестяная малютка «Минерва», созданная в США, и немецкие розовощёкие крепыши производства Зоннебергской фабрики 40-х годов, редчайшие японские фарфоровые куклы. Богато представлены и кукольные фабрики Российской империи.
История в … куклах
Музей уникальных кукол появился в 1996 году благодаря театральной художнице Юлии Вишневской. Почти два десятка лет назад она нашла среди старых, забытых вещей антикварную куклу дивной красоты. Юлию увлёк кукольный мир, и она стала коллекционером. Сегодня музей, выросший из коллекции Юлии Вишневской, считается одним из самых значимых в мире. Теперь и белгородцам выпала возможность познакомиться с частью его экспозиции.
- Здесь собраны редкие куклы, созданные мастерами разных эпох, глядя на кукол, мы можем проследить историю человечества, - рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. - Мы делим кукол по двум категориям: материалы, из которых они сделаны, так можно проследить развитие кукольного производства начиная от дерева, ткани, бумаги к фарфору и воску; и по их назначению. Кукольники говорят, что о куклах можно узнать многое, заглянув им в глаза. Так, у первых кукол-аристократок, созданных искусными мастерами, были глаза из горного хрусталя, позже, с развитием технологий, глаза стали делать из стекла, ещё позже - из пластика.
Куколки для кукол
Назначений у кукол было множество. Это и всем привычные игровые: девушки-красавицы и бравые солдатики. Кстати, раньше у солдатиков непременно было два комплекта одежды - парадный и боевой, а у девичьих кукол и подавно было неимоверное количество нарядов. В гардеробе у каждой фарфоровой модницы хранились все предметы одежды, соответствующие одежде их хозяйки: от нижнего белья до шляпок и расшитых черевичек. У многих кукол были настоящие сервизы, которые выпускали на тех же мануфактурах, что и «большую» посуду, швейные машинки, которые действительно шили, утюжки, которые гладили. У кукол были библиотеки - в Белгороде представлено собрание сочинений Шекспира в миниатюре. При желании и хорошем зрении «кукольную» книжечку можно прочитать. У кукол были даже свои куклы, с которыми те должны были играть, и домашние питомцы, за которыми нужен глаз да глаз.
Модные дамы
В конце XIX - начале XX века огромной популярностью пользовались «модные дамы» из Франции. Они создавались по образу и подобию настоящих девушек для демонстрации новинок мира моды. Все наряды им шили ведущие кутюрье вручную из дорогих тканей и кружев. Внимательные посетители выставки заметят, что у многих кукол проколоты ушки - любая уважающая себя модница носила серьги.
Особое место на выставке занимают «будуарные» куклы. Они украшали комнаты барышень, а также служили изысканным аксессуаром к костюму хозяйки.
- В те времена девочки очень рано выходили замуж и, естественно, уже не могли играть в куклы, в которые играли в детстве, а вот эти «будуарные» куклы заменяли им игрушки, - рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. - В начале ХХ века было модно выходить с такой куклой в свет. Модницы наряжали их и вешали на руку. Встретив молодую даму с такой же куклой, девушки обязательно рассматривали украшения и наряды.
Гретхен Райнхард
На выставке представлены куклы, которые могут кокетливо стрелять глазками или даже ходить. Полтора века назад такие игрушки создавали сразу два мастера - кукольник и часовщик. Именно благодаря часовых дел мастерам куклы «оживали».
На выставку в Белгород приехала уникальная кукла ХХ века. Она представляет собой реального ребёнка - девочку Гретхен, которая жила 106 лет назад и была внучкой основателя кукольной фабрики «Райнхард».
В Российской империи существовало четыре кукольных фабрики: «Журавлёв и Кочешков», «Гудков и Федосеев» в Москве, «Дунаев» в подмосковном Хотьково и «Шраер и Фин-гергут» в Калише на территории Польши. Игрушки их производства широко представлены на выставке в Белгороде.
Куклы минувших столетий были неповторимы - делались вручную, наряды создавались ведущими модельерами тех времён. Каждая кукла была настоящим произведением искусства. После Октябрьской революции всех кукол запретили за «излишнюю буржуазность», на кукольных фабриках аристократок спешно переодевали в работниц.
Большие чудеса маленьких кукол
У каждой из кукол, собранных в музее, удивительная история. Так, на выставке есть две очаровательно-грустные куклы, спасшие во время Великой Отечественной войны своих хозяек. Одна москвичка, вторая петербурженка - их обеих хозяйки принесли в Музей уникальных кукол со словами: «Я хочу, чтобы эта кукла жила вечно».
Кукла-москвичка хранилась в семье не один десяток лет. Маленькая хозяйка души в ней не чаяла. Старушка, принёсшая куклу в музей, рассказала, что однажды у неё не заладилась игра - кукла хмуро на неё смотрела, как бы укоряла за то, что девочка не хочет взять её с собой к подруге. В гостях она весело играла - время пролетело быстро.
Спохватившись, девочка схватила куклу и побежала домой. На улице военной Москвы малышка встретила встревоженную мать. Оказалось, что сразу после того, как ребёнок вышел на улицу, следуя «просьбе» куклы, в дом попал снаряд, и все сочли девочку погибшей под завалами.
Удивительна история фарфоровой куклы в красном плаще, созданной на немецкой фабрике Генриха Хандверка.
- Она помогла свой хозяйке пережить блокаду, - рассказывает Ирина Марышева. - В обычной ленинградской квартире жила с мамой пятилетняя девочка Соня. Отец ушёл на фронт. Каждый день Соня одевала, умывала, кормила и расчёсывала куклу. Мама девочки рано уходила на работу и поздним вечером возвращалась. И вот в один из вечеров мама не вернулась с работы. Утром, окоченев от холода и голода, Соня не могла встать с кровати. Жизнь угасала. И тут кукла с немым укором «посмотрела» на девочку: «Что будет со мной, если ты умрёшь?» - пронеслось в голове ребёнка. Соня встала и, как прежде, стала ухаживать за любимой куколкой. Через день вернулась мама, и вскоре маленькую Соню с куклой на руках вывезли из Ленинграда по Дороге жизни.
Главное - любовь
Экспозиция музея поражает, все собранные здесь куклы поистине удивительны. Многие из них более чем на полтора века пережили своих первых хозяев, бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколение.
Ирина Марышева говорит, что куклы проживают такую долгую жизнь благодаря тому, что любимы. И желает, чтобы дети брали пример с прародителей и с такой же любовью и нежностью относились к своим куклам.
Выставка будет работать до 30 июня.
- Комментировать
- 2792 просмотра
Комментарии
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 12 недель назад