Командировки в жизни старшего научного сотрудника лаборатории фильтрационных расчётов и дренажа ОАО «ВИОГЕМ» Таисы ЖДАНОВОЙ - явление привычное. Такая работа - прежде чем производить какие-то расчёты, нужно осмотреть место, на котором эти расчёты будут воплощаться в жизнь. Заполярье, Мурманская область - туда ей приходится летать чуть ли не ежегодно. Закончив в начале 1980-х Харьковский государственный университет по специальности «гидрогеология и инженерная геология», она мечтала связать свою жизнь именно с этой работой. В лабораторию фильтрационных расчётов и дренажа белгородского ВИОГЕМа пришла в 1985 году и с тех пор ни дня не пожалела о своём выборе. А по итогам 2012 года стала победителем областного конкурса «Инженер года» в категории «Профессиональные инженеры».
- Таиса Викторовна, у вашей лаборатории такое сложное название, чем здесь занимаются специалисты?
- Когда я пришла сюда работать, встретила много хороших инженеров, математиков, гидрогеологов, и у нас такой прекрасный, дружный коллектив сложился! Сейчас мы занимаемся математическим моделированием геофильтрации и геомиграции. Непонятно? Попробую пояснить: геофильтрация - это формирование потока подземных вод, расчёты, где они образуются, куда и в каком количестве потекут. Геомиграция - перенос растворённых веществ подземными водами. Кроме того, наша лаборатория разрабатывает много других проектов - водоводы, дренирование карьерных и шахтных полей, целая группа инженеров занимается проблемой подтопления территорий, в том числе и на территории Белгородской области…
- У нас много таких потенциально опасных участков?
- Такие участки есть, но речь идёт о том, что по современным строительным нормам всё это должно просчитываться, и мы проектируем дренажи под строящимися зданиями и сооружениями, чтобы предотвратить подъём уровня грунтовых вод и подвалы в домах оставались сухими.
- Вы сказали, что занимаетесь математическим моделированием. У вас на столе карты, схемы, компьютер - это и есть инструменты вашей работы?
- Математическое моделирование связано с возникновением вычислительной техники, развитие которой изменило и методы моделирования. Когда я только пришла работать в лабораторию, мы применяли методы физического моделирования - в лотки закладывали песок, глину, воссоздавали природные условия исследуемого участка, туда запускали воду, исследовали процесс взаимодействия воды с породой и разрабатывали варианты управления этим процессом. Я застала самые первые компьютеры, которые считывали информацию с перфокарт. Работать на той технике было очень сложно - чтобы сделать какой-то расчёт, нужно было отдать исходные данные специалистам на целую ночь, и если была ошибка даже в одном знаке, машина не считывала информацию. В 1985 году ЭВМ в ВИОГЕМе занимала целое подвальное помещение, а сейчас один компьютер по своим возможностям превосходит все ранее имевшиеся вычислительные мощности института. У нас мощное программное обеспечение, с помощью которого мы можем решить любые гидрогеологические задачи. А карты, которые у меня на столе, - это геологические разрезы. Они служат основой для создания гидрогеологических моделей. Карты и другие материалы показывают исходное состояние объекта, и от уровня их познания зависит качество нашей работы, точность наших прогнозов. Время показывает, что наши прогнозы в большинстве случаев верны.
- Пришлось осваивать новые компьютерные программы?
- Семнадцать лет назад мы выиграли грант и приобрели программное обеспечение по использованию информационных технологий в горном деле. К нам приезжали специалисты из университета штата Юта (США), проводили семинары, мы учились работать в новых программах. Программное обеспечение постоянно обновляется, и мы осваиваем его новые версии, они позволяют решать все более сложные задачи по взаимодействию природы и человека. Оборудование - персональные суперкомпьютеры, широкоформатные мониторы - приобретено за счёт средств, выделенных губернатором области.
- Над чем работает ваша лаборатория сегодня?
- Сейчас, увы, основная часть месторождений полезных ископаемых, не требующая больших вложений, уже отработана, и добыча идёт в сложных условиях. Мы вплотную занимаемся Ковдорским месторождением (это в Заполярье) апатитовых и магнетитовых руд. Там, рядом с городом Апатиты, отрабатывается карьер по добыче железных руд, который в перспективе должен углубиться на 800 метров от поверхности. Мы разрабатываем проекты по обеспечению безопасности ведения горных работ - отведению подземных вод за пределы карьерной выемки. Рассчитываем, какое количество воды должно прийти в карьер, какое количество можно отвести. Недавно наши специалисты делали аналогичные расчёты по Лебединскому ГОКу и месторождению Тха Тхе во Вьетнаме. Вообще моделирование природных объектов - это искусство объединения знаний, интуитивного мышления и понимания геологических процессов.
- Расскажите о своей семье.
- Муж, Александр Иванович, работает в ВИОГЕМе буровым мастером. Мы с ним здесь и познакомились. Двое взрослых детей.
- Об увлечениях…
- Да вот мои увлечения, в шкафу! - смеётся она и открывает дверцы стеклянного шкафа, расположенного за её рабочим столом. - Дома эту коллекцию держать негде, вот и ношу камни на работу. Собираю коллекцию минералов. Привожу из командировок пополнение для своей коллекции. А в Апатитах познакомилась с художницей, она создаёт картины из поделочных камней, так вот дома у меня этими картинами вся стена увешана.
- А украшения из камня?
- Украшений много, но я их не очень люблю. Человек никогда не сделает ничего красивее того, что создала природа. Вот, посмотрите, мой любимый камень - аметист. Привезла из Апатитов. Такая холодная завораживающая полупрозрачность, он может быть разным - и в виде кристалла, и так называемой аметистовой щётки. Такую красоту никакие украшения не заменят. А вот агаты - они такие разные, но всегда красивые. Хромдиопсид - его я привезла из Якутии, сам минерал кажется невзрачным, но ювелирные украшения из него получаются очень интересными. Трёхцветный флюорит - очень красивый камень. Вот чароит - его месторождения в Южной Якутии. Гранаты, кварцы, яшма… Такие камни в карьерах уже редкость, но это и задача геолога - поиск. Я с 2006 года езжу в Апатиты и вижу, как беднеют месторождения минералов и камней. А ведь эту красоту надо беречь!
- У вас на окошке много кактусов…
- Да, это моя вторая страсть. Кактусы самые разные. Есть даже кактус, который плюётся иголками. Я когда подхожу его поливать, разговариваю с ним, успокаиваю, говорю: «Ты хороший, не плюйся…». Ой, только вы это не пишите!..
- Почему? Это тоже черта вашего характера. Природа для вас - живое существо, многие люди и с цветами, и с деревьями разговаривают… Кстати, у вас есть любимое блюдо?
- Такого, чтобы самое любимое - наверное, нет. А на праздники обычно готовлю гуся…
- Ух ты, это такая птица, которую не каждому удаётся правильно приготовить…
- На самом деле в рукаве для запекания гусь готовится легко. А потом надо рукав снять, чтобы корочка появилась. А вообще, люблю продукты запекать, а не варить и жарить. Вот рыба с овощами в духовке очень вкусная получается!
- У вас на столе цветы…
- Это коллеги уже поздравили меня с присвоением звания «Инженер года-2012», и мне особенно приятно, что победу мы одержали в категории «Профессиональные инженеры». Руководство ВИОГЕМа выдвинуло на конкурс нескольких сотрудников, и я стала победителем в Белгородской области в номинации «Связь, информационные технологии», а мой коллега по лаборатории Алексей Воронин стал победителем такого же, но всероссийского конкурса. Мы все его тоже поздравили. У нас вообще коллектив очень дружный, сплочённый, творческий. И наши мужчины нам на восьмое марта всегда хороший праздник устраивают, и праздничное настроение остаётся надолго!
Беседовала
Елена МЕЛЬНИКОВА
- Комментировать
- 2388 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад