Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Режиссёр Урсула МАКАРОВА: Я стала избегать прямолинейных решений в своих спектаклях

3 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина состоялась премьера спектакля «Портрет» по пьесе современных петербургских драматургов Ирины и Леонида Ворон

Режиссёр Урсула МАКАРОВА:Я стала избегать прямолинейных решений в своих спектакляхПремьера, если можно так выразиться, в двойном смысле. В одном, традиционном - первый показ нового спектакля. В другом - ещё и первая встреча с творчеством авторов, чьи произведения никогда не шли на щепкинской сцене. Что само по себе таит некую дополнительную интригу.

Ведь зрители, собираясь на спектакль, не имеют никакого представления даже о сюжете пьесы, которую вместе с белгородскими артистами по-своему прочли молодой талантливый режиссёр-постановщик Урсула МАКАРОВА и художник-сценограф Андрей КЛИМОВ. Один из самых ярких и неподражаемых в современном российском театре. Спектакли в его оформлении с огромным успехом идут по всей стране и за рубежом.
В том числе и на сцене Белгородской драмы, с которой художника связывает многолетнее творческое содружество. Достаточно вспомнить лишь некоторые его работы: «Как важно быть серьёзным», «Царская охота», «Двенадцатая ночь», «Кабаре «Кармэн»… Как будто всплывают из подсознания размытые временем кадры немых сентиментально-наивных фильмов или видения старинных драгоценных витражей, где изысканная образная условность всецело подчиняется непреходящим законам красоты и гармонии. Тем интереснее ждать, какое же образное решение нашёл этот замечательный художник для спектакля, рассказывающего не о событиях давно минувших дней, а о том, что происходит в нашей сегодняшней жизни.
Но и имя режиссёра Урсулы Макаровой хорошо знакомо белгородским театралам. Вот уже несколько лет поставленные ею спектакли: «Жан и Беатриса», «Горя бояться - счастья не видать», «Антигона» не сходят со щепкинской сцены.
Корреспондет «Белгородских известий» Ольга ИСТОМИНА встретилась с Урсулой МАКАРОВОЙ и задала несколько вопросов.

- Несколько лет назад, когда я впервые увидела вас в нашем театре, не могла поверить, что вы - режиссёр. В режиссуру ведь не берут со школьной скамьи. Да и профессия - преимущественно мужская. И вдруг такая молодая, почти юная, прелестная женщина…

- Да, я была тогда ещё студенткой, а на режиссёрских курсах и в самом деле учатся те, кто имеет диплом о высшем образовании или какую-то профессию, жизненный опыт. Но наш курс был самым молодым режиссёрским курсом в истории ГИТИСа. Одному из моих сокурсников было 18 лет, мне - 20... А конкурс 450 человек на место! И я, подавая документы, не питала ни малейших иллюзий, что меня возьмут. Да ещё кто, Сергей Женовач - известный режиссёр, педагог, человек-легенда… Даже мечтать о таком счастье не могла. Просто хотела посмотреть, как и что, набраться опыта. Думала, что поступать придётся ещё и ещё. Но Сергей Васильевич что-то сумел разглядеть в нас. И, как показало время, не ошибся. В том смысле, что после окончания института в режиссёрской профессии, к сожалению, остаётся, как говорится полтора-два человека. Мои однокурсники остались все. Возглавляют театры в разных городах страны или, будучи свободными художниками, ставят спектакли на разных сценах.

- Вы тоже работали во многих театрах?

- Да, пока всё складывается так, что я постоянно востребована как режиссёр. Недавно вернулась из Южно-Сахалинска, сразу после Белгорода поеду в Саранск. Мои спектакли шли в Рязани, Твери, Таллине, Москве… Но сколько бы театров ни было в моей жизни, Белгородский драматический останется особенным. Он никогда не будет стоять в общем ряду. Дело в том, что именно здесь я поставила свой дипломный спектакль «Жан и Беатриса» по пьесе драматурга из Канады Кароль Оррешетт. На тот момент мне, конечно, было бы проще осуществить эту постановку в Рязани. Мой папа всю жизнь работает в Рязанском театре, я сама выросла за его кулисами, хорошо знаю труппу, возможности технических цехов. Но как раз потому, что папа уважаемый в театральной среде человек, что сама выросла там, делать дипломный спектакль в Рязани я категорически не хотела.

- Но почему?

- Не хотела, чтобы меня заподозрили в семейственности, в том, что ради меня пошли «на поддавки». Я хотела быть на равных с моими сокурсниками и сделать работу честно и по-взрослому. Но ведь не каждый театр согласится доверить постановку студентке. Спасибо московскому художнику Юрию Викторовичу Доломанову, который порекомендовал меня в Белгородскую драму. Спасибо художественному руководителю театра Виктору Ивановичу Слободчуку и заведующей литературно-драматургической частью Людмиле Валентиновне Кондратьевой, поверившим в меня. Спасибо артистам, занятым в пьесе.

Было страшно, было трудно. Но всё получилось. Этот спектакль одобрили педагоги из ГИТИСа и прежде всего наш мастер, профессор Сергей Васильевич Женовач, который был и остаётся для меня непререкаемым авторитетом. Ведь насколько он мягок в общении, настолько строг как педагог и режиссёр. Он не признаёт ни компромиссов, ни полумер, когда речь идёт о профессии. За «Жана и Беатрису» я получила пятёрку, что дало право на красный диплом. А позже, когда щепкинцы показали эту работу в Москве на фестивале камерных спектаклей, я услышала добрые слова и от столичных критиков. Для начинающего режиссёра это особенно важно. Но, пожалуй, ещё важнее, что спектакль интересен зрителю, поскольку остаётся в репертуаре театра уже седьмой сезон. Как мне сказали, дольше идёт только «Ханума».

- Но и на «Антигону» Жана Ануя, которая на щепкинской сцене третий год, билетов по-прежнему не достать. Многие, кстати, обращают внимание не только на неожиданный финал, который вы придумали для этой трагедии, но и на то, как органично звучат в любовных сценах диалоги Антигоны и Гемона на французском языке, а прежде всего на неожиданное прочтение самой пьесы. Долгие годы она воспринималась чуть ли не как антифашистский, антитоталитарный манифест, а вы, не нарушив сюжетной канвы, целостности текста, сумели «раскопать» в ней антилиберальную сущность. Выходишь после спектакля в раздумьях: а так ли уж права в своём фанатичном упрямстве Антигона и кто такой царь Креон: безжалостный тиран и душегуб или мудрый правитель, вынужденный идти на непопулярные меры, чтобы навести порядок в охваченной смутой и гражданским противостоянием государстве?

- Я вообще стараюсь избегать каких-либо прямолинейных решений в своих спектаклях, тем более навязывать зрителю собственные симпатии или антипатии. Может быть, это покажется странным, но мне нравится, когда зритель видит совсем не то, что я хотела сказать. Открывает что-то своё, спорит, даже ругает. Не примитивно, конечно. Если ругает, значит, зацепило. Хуже, если оставило равнодушным.

Не люблю загадывать, но хочется надеяться, что и «Портрет» не будет принят театральной публикой совсем уж однозначно. Разумеется, это не Жан Ануй, но ведь нельзя «кормить» зрителя только классикой и классикой. Тем более предлагать одну трагедию за другой. Это и для актёров - невероятное эмоциональное испытание. После «Антигоны» мне хотелось сделать с ними что-нибудь более лёгкое, мелодраму, например. И когда театр предложил пьесу «Портрет», я сразу согласилась. В ней много смешного и грустного, интригующего и трогательного, а главное - очень узнаваемого из нашей сегодняшней жизни. Но есть и извечный конфликт «отцов и детей», извечный спор о ценностях духовных и материальных.

События происходят в старой петербургской квартире, где живёт семья, коренной петербурженки, «дамы из бывших» Серафимы Сергеевны. Дом полон людей, но все спешат, суетятся, занимаются своими проблемами, а ей даже поговорить не с кем. Разве что со старинными часами или любимым портретом. Тем самым, что окажется причиной противостояния между Серафимой Сергеевной, которая встанет на защиту фамильной реликвии, домашнего очага, семейных традиций, и её невесткой Татьяной - деловой продвинутой женщиной, готовой пойти на всё ради продажи старинного портрета, который стоит невероятных денег. Ведь это даст ей возможность изменить свою жизнь. Две женщины - два мира, нравственно несовместимые. Но у каждой своя правда жизни. Правда Серафимы Сергеевны, казалось бы, не подлежит сомнению. Но и Татьяну, наверное, можно в чём-то понять. Она устала зарабатывать деньги, содержать семью, решать бесконечные бытовые проблемы, ссориться с беспутным мужем. В общем, всё как в нашей жизни…

- А кто из артистов занят в «Портрете», и как вам с ними работалось?

- Замечательно! С Анной Лего и Александром Белояровым мы познакомились, когда я ставила детский спектакль «Горя бояться - счастья не видать» по сказке Самуила Маршака, с Андреем Зотовым и Михаилом Новичихиным - на «Антигоне». А вот с заслуженной артисткой Ириной Драпкиной и Юлией Волковой я работала впервые. И о каждом исполнителе, исполнительнице у меня только самые тёплые слова. И всё-таки об Ирине Залмановне, исполнительнице роли главной героини - Серафимы Сергеевны, - хотелось бы сказать особо. И не только потому, что она талантливая, необыкновенно тонкая актриса, воспитанная великой МХАТовской школой. Всегда собранная, готовая к работе, к экспериментам, внимательная к партнёрам…

Так бы продолжала и продолжала. Но может быть, для этой пьесы ещё важнее, что ей не пришлось вживаться в роль старой петербурженки. Она сама плоть от плоти Ленинграда-Петербурга. Родилась и выросла в историческом центре этого удивительного города, а «дамы из бывших» окружали её с детства. И как чувствовали все мы её «питерскую породу», как слушали рассказы о старой питерской интеллигенции. Редкий случай, когда роль и судьба совпали.

- Будем надеяться, что за «Портретом» последует ещё не одна ваша новая работа на щепкинской сцене…

- …Мне бы тоже очень хотелось на это надеяться. Ведь я очень люблю и Белгород, и Белгородский драматический театр, и белгородского зрителя.

 

Фото с сайта radikal.ru

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина