Как уже сообщали «Белгородские известия», 26 октября 2012 года состоялось заседание правительства области, где выступил главный финансист области. Предлагаем тезисы его доклада.
Главная особенность формирования бюджета 2013 года - расширение горизонтов планирования и формирование трёхлетнего бюджета на очередной год и плановый период 2014-2015 годов. Это позволит главным распорядителям бюджетных средств видеть свои ресурсы на среднесрочный период, повысить обоснованность планирования, заключать государственные контракты на срок до трёх лет. Это, в свою очередь, будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств.
Текущий год оказался неблагоприятным для областного бюджета из-за негативной ситуации, сложившейся по налогу на прибыль в организациях горнометаллургического комплекса, которую усугубило вхождение Стойленского ГОКа в консолидированную группу налогоплательщиков. За короткое время область дважды понесла ощутимые потери. В 2009 году доходы консолидированного бюджета сократились на 11 млрд рублей, или на 24%, из-за общего кризиса. В текущем году областной бюджет недополучит более 7 млрд рублей, или 15%, собственных доходов.
При этом надо отметить, что, несмотря на такие перепады, мы не только не сократили социально значимые обязательства, но и усиливаем их.
По собственным доходам местных бюджетов в текущем году результаты позитивны. К уровню прошлого года рост поступлений составит в среднем 10% (кроме Старооскольского городского округа).
С учётом сложившейся ситуации прогнозные разработки по доходам бюджета основаны на умеренно-оптимистичном варианте движения экономических показателей.
Налогооблагаемая прибыль в 2013-2015 годах не достигнет уровня 2011 года, который стал самым успешным после кризиса. Соответственно и налог на прибыль будет ниже полученного в 2011 году и первоначально предусмотренного в бюджете текущего года. Учитывая его значительную долю в объёме собственных поступлений (35%), снижение скажется и на общем балансе доходов.
Среднегодовой индекс роста потребительских цен, применяемый для расчёта доходных источников, на 2013 год определен в размере 5,5%, на 2014 и 2015 годы по 5%.
Единый норматив налога на доходы физических лиц в размере 10 процентов сохраняется за муниципальными районами, по городским округам он определен в размере 4 процентов в связи с перераспределением полномочий по здравоохранению.
С 1 января на территории области будет введена новая кадастровая оценка земельных участков в черте населённых пунктов, что позволит дополнительно получить земельных платежей в 2013 году - почти 900 млн рублей, с 2014 года сумма составит свыше 1 млрд рублей с учётом особенностей по срокам их уплаты.
Предполагаются изменения на федеральном уровне по налогу на имущество организаций в виде поэтапной отмены льгот по федеральным объектам железнодорожных путей, линий электропередачи, магистральных трубопроводов с одновременной отменой налога на вновь вводимое движимое имущество.
Баланс для областного бюджета в 2013 году будет нулевой, дополнительно поступит 104 млн рублей от первого, по второму направлению сокращение налога будет такое же, но с 2014 года увеличение составит 100 млн рублей, в 2015 году - 200 млн рублей.
30 процентов единого сельхозналога в соответствии с федеральным законодательством из областного бюджета передаётся местным бюджетам, он будет зачисляться в бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов по нормативу 50 на 50 процентов, перераспределение в сумме незначительное и составит не более 10 млн рублей.
С учётом перечисленных особенностей общий объём доходов определён на 2013 в сумме 82,7 млрд рублей, увеличение против оценки текущего года предусматривается на 10,3 процента. На 2014 и 2015 годы темпы роста к предыдущему году составят соответственно - 8,1 и 7,5 процента. Безвозмездные поступления на указанные периоды планируются с учётом сумм, дополнительно прорабатываемых областью с федеральными службами.
Собственные поступления в 2013 году предусматриваются в сумме 62,2 млрд рублей и вырастут на 5,9 млрд рублей, или на 10,4 процента, против оценки текущего года. Но если сравнивать прогноз 2013 года и первоначально запланированные объёмы доходов в бюджете 2012 года, снижение составит более миллиарда рублей с учётом обстоятельств по резкому падению налога на прибыль. На 2014 год рост собственных доходов планируется 9,1%, на 2015 - 8,3%. В сопоставимых условиях прогнозируемых периодов положительная динамика наблюдается как по областному, так и по местным бюджетам.
Для изыскания дополнительных резервов доходности в области будет продолжена активная работа по таким направлениям:
- снижение «теневых выплат» и повышение уровня заработной платы;
- выявление неучтённых объектов по имущественным платежам, транспортному налогу и расширению их базы;
- улучшение собираемости налогов и погашение недоимки, выявление недобросовестных плательщиков и укрепление платёжной дисциплины.
Важным направлением работы по изысканию дополнительных доходных источников считаем дальнейшее повышение результативности администрирования платежей. Исходя из зон ответственности наших отраслевых департаментов - они должны отвечать за фактическую налоговую нагрузку в разрезе курируемых отраслей и направлений вместе с федеральной налоговой службой, и оценка их работы также должна содержать показатели увеличения доходов бюджета. При этом все мы должны исходить из того, что каждое рабочее место в среднем должно приносить в бюджет области не менее ста пятидесяти тысяч рублей налогов в год.
В связи с этим важнейшая системная задача - переход к построению областного бюджета на основе государственных программ с чёткими показателями результативности и возможностями общественного мониторинга за их исполнением.
В сравнении с текущим, базовым годом значительно изменяются отдельные объёмы бюджетных обязательств. Появляются новые дополнительные расходы в объёме более 11 млрд рублей. Наибольший прирост планируется по увеличению фонда оплаты труда и областной доли расходов на поддержку агропромышленного комплекса, в том числе и для получения софинансирования из федерального бюджета.
Вместе с тем, происходит серьёзное уменьшение бюджетных объёмов, затрачиваемых на дорожное хозяйство и капитальное строительство. Их общий объём в 2013 году предусматривается пока в сумме около 8 млрд рублей, т. е. сокращается более чем в 2 раза в сравнении с текущим годом. В то же время прорабатывается вопрос о привлечении иных (в т.ч. внебюджетных) источников развития данных отраслей.
В качестве основного направления по выполнению обязательств на повышение оплаты труда бюджетников учтено поэтапное доведение уровня оплаты труда отдельных категорий работников образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры.
Темпы повышения уровня оплаты труда этим категориям работников должны быть чётко увязаны с выполнением оптимизационных мероприятий, направленных на повышение эффективности соответствующих отраслей, с учётом количества и качества проделанной работы каждого сотрудника.
В качестве ориентира по повышению средней заработной платы отдельных категорий работников установлена средняя заработная плата по региону и экономике. В 2013 году зарплата вырастет по отношению к 2012 году на 8% и составит по региону - 21918 рублей, по экономике - 23744 рубля.
В текущем году фонд оплаты труда работников бюджетной сферы вместе с ФОМСом составит 26 млрд рублей. В следующем году он увеличится на 10%, или 2,7 млрд рублей.
Уже в 2012 году, с 1 декабря подлежит повышению оплата труда педагогических работников образовательных учреждений общего образования до уровня средней заработной платы в регионе; в 2013 году - (обращаю особое внимание глав местного самоуправления) педработников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в области.
Для иных категорий предусмотрено поэтапное увеличение заработной платы с выходом к 2018 году - до средней заработной платы в регионе по состоянию на 2018 год.
В здравоохранении необходимо довести среднюю заработную плату врачей до 200 процентов от средней заработной платы в регионе, среднему и младшему медицинскому персоналу - до средней заработной платы в регионе.
Планируемая динамика темпов роста средней заработной платы работников по категориям - в 13-м году рост не менее 12%.
Отдельно следует отметить поэтапное повышение заработной платы педагогического персонала образовательных учреждений, реализующих программы всех уровней образования.
Среднемесячная заработная плата учителей в 2013 году составит 23620 рублей, педагогических работников общеобразовательных учреждений - 15900 рублей, педработников дошкольных образовательных учреждений составит 17900 рублей, или с ростом в полтора раза, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования - 18600 рублей, педработников учреждений дополнительного образования - 14500 рублей.
Несмотря на напряжённое исполнение доходов бюджета области на 2013 год, не только сохранены, но и усилены основные социальные приоритеты бюджетной политики. В 2012 году общий объём ассигнований на исполнение публично-нормативных обязательств составит 5,8 млрд рублей. На 2013 год указанные расходы предусматриваются с ростом на 11%.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области произведена индексация действующих обязательств, введены дополнительные выплаты, из которых выделено:
- ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей до достижения ребёнком возраста 3 лет из расчёта прожиточного минимума 5881 рубль на одного ребёнка для семей, чьи доходы меньше средних по отрасли;
- региональный материнский капитал (дополнительно к федеральному) на рождение третьего и последующих детей в размере 50 тысяч рублей единовременно.
Значительную долю в объёмах консолидированного бюджета области занимают средства финансовой помощи из федерального бюджета
На 2013 год прогнозируемый объём финансовой помощи из федерального бюджета бюджету Белгородской области составит 20,6 млрд рублей.
Необходимо отметить, что данные показатели прорабатываются областными структурами в федеральных органах власти с последующей корректировкой поправками в бюджет в течение всего планового периода.
Для первого чтения в проект закона об областном бюджете войдет 4,3 млрд рублей, которые уже распределены в проекте федерального закона о бюджете в виде субсидий, субвенций и дотаций.
Для привлечения финансовой помощи нам необходимо предусматривать средства областного бюджета на софинансирование.
Так, по программе модернизации образования в 2012 году выделено 658 миллионов рублей, в следующем году - 482 миллиона рублей, в том числе по таким направлениям как приобретение компьютерного оборудования, оборудования для школьных столовых, приобретение транспортных средств для перевозки учащихся, капитальный ремонт общеобразовательных учреждений.
В 2013 году на поддержку агропромышленного комплекса области на условиях софинансирования (в среднем 70% - федеральный бюджет, 30% - областной бюджет) планируется привлечь в область более 13 млрд рублей федеральных средств, или на 2,8 млрд рублей больше по сравнению с 2012 годом. Увеличение объёмов помощи из федерального бюджета прогнозируется за счёт получения новых видов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: компенсации части затрат по страхованию животных, поддержке доходов сельскохозяйственных производителей в области растениеводства, возмещении части затрат на реализованное молоко.
Важнейшим вопросом в формировании сбалансированного консолидированного бюджета области являются межбюджетные отношения с муниципальными образованиями, которые предоставляются в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных трансфертов.
Расчёт дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности производится по единой методике, утверждённой областным законом «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» с учётом объёма нормативных расходов, индекса бюджетных расходов, налогового потенциала и расчётной бюджетной обеспеченности.
Кроме того, в целях контроля за сбалансированностью бюджетов муниципальных районов, сохранится порядок параллельного просчёта дотации от очищенной базы, с учётом финансирования и прироста первоочередных расходов - заработной платы, коммунальных услуг, а также софинансирования по капитальным вложениям, дорожной сети, прироста на питание школьников, уплаты налога на имущество, социальные кластеры и другие программные мероприятия.
В проекте бюджета первоначально запланировано соотношение расходов как 83 на 17 в пользу областного бюджета, а после передачи средств бюджетам муниципальных образований области соотношение составит 55 на 45, то есть происходит выравнивание расходов между бюджетами.
В целом объём расходов консолидированного бюджета области в текущем году прогнозируется в объёме 84,6 млрд рублей, в следующем году он составит 86,1 млрд рублей. Доля расходов отраслей социальной направленности (образование, здравоохранение, социальная защита, культура, физкультура и спорт) составит более половины общего объёма расходов.
Наиболее значительными являются расходы на заработную плату (30%), на поддержку АПК (22%), на социальное обеспечение (8,33%).
Таким образом, основные характеристики областного бюджета соответствуют требованиям основных направлений бюджетной политики области на 2013-2015 годы, объём дефицита соответствует нормам бюджетного законодательства.
- Комментировать
- 2400 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад