Персональная юбилейная выставка живописи Валерии Фёдоровой открылась в Белгородском отделении Российского фонда культуры
в светлый праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Резной лист клёна, рыжий и словно пламенеющий изнутри, сразу бросается в глаза при входе в камерный зал областного филиала Фонда культуры. Затем проступают засыхающий зелёный и совсем увядший коричневый, спелые яблоки дополняют композицию. Завершённая около двадцати лет назад картина «Осенний букет» символизирует печальную красоту осенней поры, а в контексте всей выставки знаменует конец одной вехи в творчестве Валерии Олеговны и начало новой.
Последние двадцать лет Валерия Фёдорова работала с детьми в художественной школе, стала членом Союза художников России, входила в правление этой общественной организации, а год назад начала работать на кафедре изобразительного искусства педагогического факультета Белгородского госуниверситета. Сколько выставок, и персональных, и групповых, успешно состоялось! «Радость простых мелодий» - своеобразный итог: что ей удалось, а что ещё предстоит. На выставке около шестидесяти работ, некоторые из них уже знакомы зрителям, другие экспонируются впервые.
И каждое полотно хочется подолгу рассматривать, наслаждаясь тонко воссозданными образами, превосходно подобранными красками и проникая в потаённые смыслы. Вот прелестные гортензии в закатных или, напротив, предрассветных отблесках. В радужной игре света заплутался жук и сверкает своим изумрудным панцирем. Кажется, ещё секунда - и мы ощутим запах этого «Большого букета». Рождается образ любви, весны, счастья, радости, всего того, к чему мы стремимся и, с трудом обретя, стараемся сохранить. А вот работа этого лета «Вечная борьба». Она символизирует борьбу светлого и тёмного в душе человека и вселенское противостояние света и тьмы в целом. Тёмный ангел с остриём, жестокостью, злобой, с желанием напасть, и безоружный светлый ангел, который всегда на страже и всегда остановит. Как бы ни складывалась судьба человека, каким бы трудным ни был его ежедневный выбор, светлый ангел восторжествует.
Неизгладимое впечатление производит картина «Семейные реликвии». Исконно русское кружево, самовар, лампадка и иконы, старые фотографии и советские медали - её композицию составляет множество элементов, которые во многом противоречат друг другу.
- Эта работа мне очень дорога, она посвящена моим предкам, - рассказывает Валерия Фёдорова. - И здесь действительно есть вещи диссонирующие. Вышивку делала моя бабушка. Фотографии прадеда, сидящего на коленях у своего отца. Награды за целину и за битву под Халхин-Голом. Мой дед раскулачивал зажиточных крестьян, слыл ярым коммунистом, а его сводная сестра была внебрачной дочерью князя, зажиточной. Их вражда коснулась всей семьи. Но для меня они близкие люди. И всё, что ими оставлено после себя, мы бережно храним и дорожим. Именно это я и попыталась отразить в «Семейных реликвиях».
Валерия Олеговна предпочитает техники акварели и пастели. А жанры, к которым она тяготеет, - пейзаж, натюрморт, анималистика, портрет и настенная роспись.
- Любовь к акварели проснулась благодаря моему учителю Валентину Слюсареву, - рассказала художница. - Он научил меня живописать по сырому. Эту традицию храню и стараюсь передать ребятам. Непредсказуемость и сложность этой техники в том, что она требует постоянного роста, новизны приёмов, но и открывает широкие возможности. Акварель - любовь бескорыстная, она не кормит, не содержит художника, но, тем не менее, это искусство, простое и трогательное, будет вас радовать долгие-долгие годы.
И на выставке автор представила разноплановую акварель: от прозрачной - наброска без карандаша с лёгкими, условными мазками (серия открыток «Восточный календарь»), до станковой акварели, которая создаётся слой за слоем довольно долго.
Своей камерной любовью в живописи Валерия Фёдорова называет анималистику, жанр достаточно редкий. Животными она интересуется с трёхлетнего возраста. С тех пор даже сохранились некоторые рисунки.
- Животных нужно не только любить, но и уметь наблюдать за ними. Это требует определённой сноровки, - считает художница. - К примеру, кошки, как люди, - каждая обладает своим характером. В моём доме жили долгое время животные - попугайчики, крыса. А после смерти одной кошки - героини многих моих графических листов - никак не можем завести другого питомца. Все они - настоящие члены семьи. Когда наблюдаешь близко, хорошо знаешь характер, то и изображаешь более точно.
«Опасная встреча», «История с коробкой», «Чужая» и многие другие. - на выставке представлена серия удивительных работ, герои которых - кошки. Каждого героя Валерия Олеговна наделила своим нравом, в мельчайших деталях передала кошачьи повадки. Эти рисунки - иллюстрации к книге «Кошачий след» Алины Чуриловой. Первый воплощённый опыт и, к сожалению, единственный.
Валерия Фёдоровна обратилась и к православной тематике. В 2003 году она вошла в бригаду художника-монументалиста Александра Работнова и участвовала в росписи Преображенских соборов Белгорода и Губкина, часовни святителя Иоасафа.
В церковной среде есть такое понятие, что не человек приходит в храм, а Господь приводит в храм. Для меня всё началось, когда я оказалась в Суздале. Невозможно передать словами потрясающие впечатления от нетронутой красоты, которая там царит повсюду, - делится впечатлениями Валерия Олеговна. - Кроме того, с возрастом обрела духовную зрелость, а Александр Сергеевич дал возможность приобщиться к подлинному иконописному искусству. Как строится канон, понять опытному художнику несложно, главное - было бы желание, а оно возникает не у всех. Роспись храмов - работа не из лёгких: продолжительный процесс, низкие температуры и так далее.
Однако религиозная тема в творчестве Валерии Олеговны возникала и раньше. «Богородице, Дево, радуйся» она создала в 2000-м, ещё не будучи воцерковлённым человеком. В обрамлении нежных белых лилий - символа чистоты - Богоматерь с младенцем Иисусом. Её лицо пронизано скорбью от осознания будущей трагедии, младенец с ликом светлым, приник к Ней в утешении.
- Сюжет пришёл сам, - говорит художница, - а потом оказалось, что есть даже образ Богородицы - неувядаемый цвет.
Женщине-художнику приходится гораздо сложнее, чем мужчине, ведь она, прежде всего, хранительница очага, заботливая дочь, мать и жена. С головой уйти в творчество, предаваться ему, позабыв обо всём - такую роскошь она себе никогда не позволит. Но тем ценнее созданные ею полотна, тем больше живительной силы они в себе сосредотачивают, полные любви, нежности, поэзии и трепета. Неудивительно, что выставочный зал был переполнен людьми, пришедшими поздравить Валерию Фёдорову, насладиться её шедеврами и выразить своё восхищение.
Её любящие родители, муж, дочь и племянница, преданные друзья семьи, благодарные ученики и их родители, художники, представители управления культуры и другие поклонники искусства. Сколько тёплых признаний, искренних слов, песен и стихотворений прозвучало в окружении рукотворной живописной красоты. Вот она - радость простых человеческих отношений. Ощутить её можете и вы - выставка продлится до 30 октября.
- Комментировать
- 2750 просмотров
Aldous
сайт меня приятно удивил, да и информация довольно полезная.