Премьерой патриотического спектакля завершил 47-й сезон Белгородский государственный театр кукол
На сцене в свете софитов, точно в отблесках победного салюта, возвышается фигура советского солдата. Одной рукой он прижимает к своей груди спасённую немецкую девочку, другой - держит огромный меч, разрубающий фашистскую свастику... Будто бы ожил 70-тонный бронзовый Воин-освободитель - тот, что с 1949-го стоит в берлинском Трептов-парке. Он напоминает всему миру о Великой Победе и о милосердии, самоотверженности, беззаветной храбрости русского богатыря. Символическим вышел финал фронтовой былины «История солдата». Главный режиссёр БГТК Сергей Балыков поставил её по пьесе, основанной на повести-сказке «Крайний случай» Ильи Туричина (1967), и посвятил 70-летию битвы на Огненной дуге. Премьеру спектакля представили в Международный день защиты детей, 1 июня. Последний раз в этом театральном сезоне занавес закрылся под оглушительную овацию юных и взрослых зрителей.
Славный и щедрый
Замечательные премьеры, воспринятые на «ура»; фестивали, принёсшие признание и множество наград; огромный интерес и восторг юных зрителей… Таким выдался 47-й сезон в театре кукол. И сегодня, когда он только-только подошёл к концу, вспомним самые яркие из его событий…
После семи лет вынужденной тишины возродили «Белгородскую забаву» - международный фестиваль театров кукол. С 30 сентября по 5 октября на наших подмостках представляли труппы из разных уголков России, Украины, Белоруссии, Литвы, Италии, Франции… Литературно-музыкальная композиция «Я тогда гостила на Земле…» в постановке главного режиссёра БГТК Сергея Балыкова принесла нашему театру диплом «За верность идее гуманизма» и оберег «Светоч», а «Аистёнок и Пугало», поставленный на белгородской сцене режиссёром из Санкт-Петербурга Людмилой Фёдоровой, - главный приз детского жюри в номинации «Лучший спектакль».
После крупнейшего форума театров кукол открывали сезон. 13 и 14 октября маленьких театралов порадовали сразу двумя премьерами - Сергей Балыков создал поморский сказ «Ваня Датский», Людмила Фёдорова - сказку об украденном имени «Терёшечка». А уже в конце октября труппа покоряла II Межрегиональный фестиваль «Волжские встречи «Берендеево царство». И там, в Костроме, наш «Петрушка на войне» стал «Лучшим спектаклем на патриотическую тему», лучшей была признана и работа его режиссёра Геннадия Шугурова.
В ноябре режиссёр - народный артист России Станислав Железкин преподнёс детям «Аленький цветочек». К новогодней поре мохнатых елей и чудес Сергей Балыков приготовил волшебную сказку «Снежная королева». А уже в марте режиссёр представил музыкальную сказку «Золотой цыплёнок».
День кукольника - 21 марта - в этом сезоне совпал с событием, которого так долго ждали, - состоялась презентация книги о нашем куклограде «Праздники и будни, радости и печали. История Белгородского театра кукол в контексте времени». Идею художественного директора БГТК Натальи Репиной воплотил украинский режиссёр, театровед, драматург - заслуженный деятель искусств Украины Ростислав Коломиец. Помощь и поддержку автору оказали хранители театра кукол и все причастные сегодня или в прошлом к процессу в его стенах.
Удивительное время выдалось для театра в конце апреля - начале мая. Прошли недельные гастроли Могилёвского областного театра кукол. А дальше в рамках 8-го гастрольного тура-фестиваля «Майская карусель» юных театралов радовали кукловоды из Орла, Курска, Тулы. А 8 июня этот же тур подарит встречу с артистами Воронежского государственного театра кукол «Шут». Разыграют спектакль «Али-Баба и сорок разбойников» в постановке знаменитого Валерия Вольховского (первый главный режиссёр белгородского театра кукол. - Е.Ш.). Новая интерпретация хорошо знакомого сюжета из «Тысячи и одной ночи» обещает удивить.
Не успела завершиться «Майская карусель», как белгородские кукольники отправились в украинскую Винницу на VIII Международный фестиваль «Подiльска лялька». 7 стран мира, 22 театра. И спектакль белгородцев, поставленный Сергеем Балыковым по поморскому сказу Бориса Шергина «Ваня Датский» (премьера осени), завоевал главный приз престижного театрального форума - Гран-при.
И вот теперь «История солдата»…
Фронтовая былина
«Спектакль очень сложный», - предварит его показ Сергей Балыков. Фронтовая былина, объединившая сказку и историю, содержит множество культурных пластов и глубока по своему содержанию. При этом её легко восприняли даже самые маленькие зрители. Режиссёр, определённо, понимает детей и знает, как общаться с ними на их языке, не недооценивая своего «собеседника» и не упрощая. В результате спектакль настолько хорош, что заинтересует и взрослых.
Из глубины скрытой в сумраке сцены виднеются очертания гигантского балахона с капюшоном. Что за фигура в него облачена? Бестелесное существо, с пустотой вместо лица. Образ судьбы предстаёт зловещим и пугающим своей неизвестностью. Древнегреческая мойра Ананке или славянская рожаница, она вне времени, вне пространства, вне национальности, вне конфессии… Перед нею - веретено, на котором прядёт она нити человеческих жизней, непременно имеющих начало и конец. Крутит колесо, предопределяя ход событий. И весь миропорядок зависит от движения её костлявых рук. Такое символическое сценографическое решение придумал для спектакля художник-постановщик Николай Щебеньков. И функциональное. По мере развития сюжета сложное устройство веретена будут трансформировать в светёлку русской бревенчатой избы, в Генеральный штаб Красной Армии, в логово нацистов, в лесную землянку партизан, в берлинские земли после штурма Рейхстага.
И в этих декорациях главные герои спектакля - тростевые куклы - нам расскажут историю о русском солдате. Звучит музыка, в которой сплетаются воедино не имеющая границ материнская любовь, её скорбь и никому не видимые слёзы (музыкальное оформление - Сергей Балыков), - словно сама мать-природа оплакивает своих детей. «Не в тридесятом царстве, тридесятом государстве, а на нашей советской земле жила простая женщина Мария Ивановна. Была она сильною и статною. Глаза синие, как речная вода на заре; коса длинная, будто сплетена из спелой пшеницы; а руки такие работящие, что все вещи их слушаются». Как в сказке, у неё будет три сына: старший - пограничник Степан, средний - хлебороб, «знатный комбайнёр» Алёша и младший - вопреки сказочным стереотипам «самый способный» и «самый умный» Иванушка. И вот внезапно в их дружное житьё вторгается война. Рука матери качает колыбель, в которой уже легко угадывается вещмешок. И уже слышен нарастающий звук поезда, уже видны озаряющие небо красные всполохи, уже раздаются выстрелы тысяч орудий и взрывы бомб.
Драматизм усиливает напряжённая музыка. Как былинные богатыри, просят сил у солнышка и земли старшие братья. Уходят они на фронт и не возвращаются. «Во имя жизни на земле» отправляется на поле брани и Иванушка, такой маленький, но такой ловкий и находчивый. Для него испекла матушка хлеб: «На самый крайний случай». И эта краюха, которую он поместит у сердца, окажется волшебной: будет всегда тёплая, словно только что из печи, зачерствеет на мгновение, чтобы защитить его от пули, исцелит от увечий старшего брата, оказавшего живым и ставшего партизаном, спасёт от голода немецкую девочку…
И снова - сказочный атрибут! Равно как и процесс стремительного роста Ивана - из крохи он постепенно превращается в могучего богатыря, потом и вовсе «очеловечивается» - управляющий им кукловод Николай Щебеньков в финале сам становится Иваном. Чудо легко объяснимо - растёт «не по годам, а по делам». А дел сотворил он много - поймал «языка», да не простого, а «жар-птицу» - фашистского офицера, рискуя жизнью, раздобыл оперативную карту фашистского фронта, одолел боевую машину «Великана Фердинанда», получил «Меч возмездия», выкованный верой и стараниями народа…
Воплощены в спектакле и комические элементы. В первую очередь они связаны с образами нацистов - фельдмаршала, «жар-птицы», начальника разведки и контрразведки и Фрица - Рыжего лиса - солдата, «похожего на обезьяну» - с кривыми ногами и длинными руками, заросшими шерстью, очень жестокого, хитрого и коварного. Засевшие в своих кощеевых хоромах, они предстают мелкими бесятами, забавно кривляющимися и визжащими от испуга. «Маляяявка!», - кричит Ивану «жар-птица». «Яволь», - словно пародируя интонацию первого президента новой России, отвечает на все вопросы глуповатый Фриц - Рыжий лис. И зрители покатываются от смеха, настолько смешно это выглядит.
Но всё же смех - только редкие вспышки. Тема войны и Великой Победы восстаёт в своём миноре. Наш герой погибнет от вражеской пули. Но в момент смерти станет бессмертным - «бронзовый Иван с бронзовой девочкой на руках и по сей день стоит в городе Берлине - всему миру виден».
- Комментировать
- 3540 просмотров
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад