Молодые следователи с первого дня работы берут на себя огромную ответственность
Они не в головокружительных погонях и схватках с преступниками. И совсем не похожи на героев блокбастеров. Однако именно от них зависит, будет ли разоблачён и наказан преступник и восторжествует ли справедливость. Они - следователи. В реальной жизни их работа совсем не окружена ореолом героизма и романтики. Тяжёлая работа, кропотливая. Очень часто именно от неё зависят судьбы людей.
О многих тонкостях следственной работы просто нельзя рассказывать. Из-за того, что излишняя информация о следственных действиях, методах и инструментах может вооружить преступников: помочь им планировать преступления и заметать следы. Именно потому существует охраняемая законом тайна следствия. Для примера: когда стало известно, что по отпечаткам пальцев можно вычислить преступника, все мало-мальски сообразительные бандиты стали пользоваться перчатками.
«Хорошее» дело
Следователь первого отдела следственного управления УМВД России по городу Белгороду лейтенант юстиции Инна Васильева работает полтора года. Красивая. Деловая. Хваткая. Прекрасно умеющая анализировать. Свой первый допрос Васильева тоже помнит прекрасно.
- Мне попалось «хорошее» дело. Так на нашем сленге называют дела, когда против подозреваемого есть неопровержимые улики, и он сразу даёт признательные показания.
- И какое «хорошее» дело попалось вам?
- Кража с незаконным проникновением в помещение. Ранее судимый обворовал магазин и оставил на месте преступления свои отпечатки. Когда его задержали - сразу же начал давать признательные показания.
Поверил, что невиновен
Старший лейтенант юстиции Александр Ящук шестой год работает в органах внутренних дел Белгородской области. Окончил юридический факультет БелГУ. Своего первого подозреваемого помнит до сих пор:
- Мужчина убедительно рассказывал, что невиновен. И так был убедителен, что я ему поверил. Мол, невиновного задержали. Однако работу свою всё равно решил довести до конца. Провёл очные ставки. Опросил всех свидетелей. Изучил улики. Всё указывало на то, что именно этот подозреваемый и совершил преступление. Когда предъявил ему все улики - он сразу же сознался.
- И часто бывают преступники убедительными?
- Постоянно! Сидит, рассказывает, что невиновен. Что его взяли ни за что. Просто с улицы выдернули. Но первое, о чём мне сказали, когда я пришёл в следствие, - следователь не имеет права руководствоваться эмоциями. Он обязан быть объективным всегда и во всём. И самое первое моё дело мне это наглядно показало, - говорит Александр…
Угрозы
- И сколько за пять лет у вас было допросов? - спрашиваю Ящука.
- Даже не сосчитать! - машет тот рукой.
- А что на ваш взгляд самое главное в допросе?
- Установить психологический контакт. Люди ведь разные. Приходится под каждого подстраиваться. К каждому находить ключик. Бывает, что к одному допросу два-три дня готовишься. Изучаешь материалы, термины. Думаешь, как изобличить, чем припереть к стене, как заставить сотрудничать со следствием?
- А угрожают?
- Явно нет: кто себе враг? Но в завуалированной форме бывает частенько. Когда говорят: «Смотри, следователь, по одной земле ходим, и мне не вечно сидеть!». Но на такое внимания не обращаешь. Просто делаешь свою работу.
- И сердце не ёкает? Не страшно, что кто-то в подъезде будет ждать?
- Сердце ёкает за качество работы. За сроки. А кто там в подъезде стоит - уже и не важно, - улыбается Александр.
Мой контингент
Глядя на Инну, трудно поверить, что вот эта девушка расследует уголовные дела, допрашивает преступников.
- В вашей работе часто приходится иметь дело с рецидивистами?
- Часто, - кивает Васильева. - В основном мой контингент - уже неоднократно судимые. Часто наркоманы или лица, злоупотребляющие спиртными напитками.
- Они не относятся к вам легкомысленно? Мол, девушка напротив…
- Нет, - улыбается следователь, - подозреваемые не в том положении, чтобы себя легкомысленно вести. Допрос быстро их настраивает на серьёзный лад.
- Ну а приставать не пытались?
- Не пытались. Комплименты делают. Но большего не позволяют. Тем более что адвокат на допросе обязательно присутствует, кто-то из оперативников.
Самое сложное
Работа у следователей напряжённая. Они изучают материалы первоначальной проверки и, если имеются признаки преступления, принимают решение о возбуждении уголовного дела. И начинается кропотливый процесс расследования.
Первое - это установление всех обстоятельств совершённого преступления. Второе - выявление и допрос всех очевидцев и свидетелей. Проведение судебных экспертиз. Проведение следственных действий: очные ставки, опознания, осмотры, обыски... Десятки допросов и экспертиз. Всё это обязано быть должным образом оформлено. А после завершения расследования дело направляется в суд. Естественно, у следователей рабочий день не нормирован.
- Бывает, встаёшь в пять утра и только в девять вечера домой приезжаешь. Если обыски проводишь - можешь и заполночь домой вернуться, - рассказывает старший следователь Александр Ящук. - Могут ночью поднять. Плюс - ночные дежурства.
- И что самое сложное в работе следователя? - спрашиваю.
- Ответственность, - отвечает старший лейтенант. - Именно на следователе лежит ответственность за принятые решения, ответственность процессуальная, уголовная и, главное, моральная.
Не выдерживают…
- Ответственность в работе огромная, - соглашается с коллегой Инна Васильева. - Я когда Белгородский юридический институт закончила и пошла в следствие, даже не представляла, какая здесь ответственность. Ты ведь за каждое своё решение отвечаешь. Потому что твои решения помогут изобличить или оправдать подозреваемого.
- Не страшно?
- Страшно, - признаётся она. - Поначалу ещё страшнее было. Потом привыкла понемногу.
- Не было желания найти другую работу?
- Не было, - Васильева задумчиво крутит шариковую ручку. - Прекрасно понимаю, что кто-то должен и эту работу делать. Хотя секрета не открою: многие не выдерживают психологического давления и уходят из следствия. Прекрасные работники, бывает, уходят. Просто ответственности не выдерживают…
Рабочий сленг
У следователей тоже существует своего рода сленг. И он сильно отличается от «киношного». Ни разу при мне следователи не сказали «глухарь» или «терпила». Нераскрытые дела следователи называют «неочевидные».
Есть ещё дела «арестантские». Это когда с материалами проверки сразу и подозреваемый доставляется. И следователю нужно решать, какую выбрать меру пресечения. Решает задержать - пишет постановление и, собрав необходимые материалы, ходатайствует перед судом об аресте задержанного.
А есть и «хорошие» дела, о которых говорилось ранее.
Многоэпизодные
Сами уголовные дела следователи делят на одноэпизодные и многоэпизодные. Старший следователь Ящук занимается сложными преступлениями. Теми, где преступник или преступники совершали преступления неоднократно.
- Недавно передал в суд дело по телефонным мошенничествам. Было восемь эпизодов. Удалось доказать семь. Подозреваемый - ранее судимый житель Москвы - проживал в посёлке Разумном, откуда и звонил в другие регионы. Схема всем известная: «Мама, я попал в ДТП!». В прошлом году было большое дело об организации проституции группой лиц по предварительному сговору. Много эпизодов. Только обысков больше десятка пришлось провести. Десятки допросов. Сложные экспертизы, такие как фоноскопическая.
- Это что? - интересуюсь.
- Это когда определяется, кому именно принадлежит голос.
Одноэпизодные
Однако и одноэпизодные уголовные дела бывают достаточно сложными. Для примера: одноэпизодное уголовное дело - это том от ста семидесяти страниц. И всё должно быть не только написано, но и оформлено с соблюдением всех процессуальных норм. Ходатайства на проведение обысков, протоколы, направление на экспертизы, оформление вещественных доказательств...
- Все бумаги очень важны, - рассказывает Инна Васильева. - Без правильно оформленных следственных документов ни одна улика не сможет стать вещественным доказательством в суде. А некачественный осмотр места происшестия может повлиять на всё уголовное дело. Потому что важно не только обнаружить улики, но и должным образом их зафиксировать.
Невиновен
- А было такое, что подозреваемые оказывались невиновными? - спрашиваю у старшего следователя Ящука.
- Было, - кивает он. - Помню, после ограбления магазина задержали мужчину, чьи отпечатки нашли на месте преступления. Его «пальчики» были в базе, потому что он как-то привлекался к административной ответственности. В ходе расследования я установил его стопроцентное алиби на момент преступления. Стал определять, как его отпечатки оказались в магазине, и выяснил, что он несколько лет назад проводил там строительные работы. Тогда и узнал, что отпечатки, оказывается, могут сохраняться несколько лет. В отношении подозреваемого сразу прекратил уголовное преследование. А позже нашли настоящих преступников.
Свершилось правосудие
За полтора года работы следователем Инна Васильева передала в суд около двадцати уголовных дел. По всем вынесены обвинительные приговоры. У Александра Ящука за пять лет работы таких уголовных дел ещё больше.
Александру - двадцать восемь лет. Инне - двадцать четыре. И в общей сложности они изобличили около сотни преступников и помогли в полной мере свершиться правосудию.
- Комментировать
- 3653 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад