Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Как кОзаки и кОзачки повесть разыграли

Впервые на сцене Белгородской драмы представили одну из «страшных» повестей Гоголя

Как кОзаки и кОзачки  повесть разыгралиКак кОзаки и кОзачки  повесть разыгралиКак кОзаки и кОзачки  повесть разыграли2 и 3 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина представили премьеру музыкального спектакля «Ночь перед Рождеством». Комедию с песнями и плясками по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя поставил московский режиссёр Михаил Цитриняк.

Повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1830-1832) хорошо известна каждому из нас. Знаем мы и немой фильм Владислава Старевича (1913) и великолепную экранизацию Александра Роу (1961). И анимационную версию Валентины и Зинаиды Брумберг (1951). Кто-то слышал оперу «Кузнец Вакула» П.И. Чайковского (1874) и одноимённую - Н.А. Римского-Корсакова (1895). А, возможно, кому-то из белгородцев удалось стать свидетелем её инсценировки. Скажем, музыкальная комедия Владимира Койфмана идёт на сцене санкт-петербургского Театра Сатиры на Васильевском, в столице музыкальная феерия Сергея Яшина - в Театре имени Н.В. Гоголя, а постановка для детей - в Театре кукол имени С.В. Образцова...

Вспомним, что «Ночь перед Рождеством» повествует о том, как влюблённый кузнец Вакула, чтобы покорить сердце строптивой красавицы Оксаны, отправился за царскими черевичками для неё «в Петембург». Там предстал перед Екатериной II. А помог ему в этом сам чёрт, которого Вакула сумел оседлать и заставить себе служить. Действие разворачивается в дни, когда православный люд отмечает Рождество. Народные верования и святочные обряды причудливо переплетаются со сказаниями и преданиями о продаже души чёрту, о полётах и превращениях ведьм... - рождается настолько привлекательная история, что её хочется пересказывать каждый год с наступлением святочной недели. Произведение, в котором сошлись фантазия и реальность, подкупает своим национальным колоритом, щедро сдобренным гоголевским юмором. И налётом мистики. Неизвестное и непознанное - то, что привлекает всегда.

И не со страхом, а с улыбкой мы воспринимаем главных «нечистых» повести и их перипетии - первое свидание любвеобильной ведьмы Солохи и чёрта-щёголя, как он спрячет в карман месяц, а после его, незадачливого жениха, спрячут в мешок, который и возьмёт Вакула. Не пугает нас и Пацюк, к которому кузнец приходит искать чёрта, - то ли лукавый, то ли знахарь, но явно наделённый тайным знанием и силой. Сцена, где Пацюк поедает вареники, станет одной из самых привечаемых читателем.
В постановке Михаила Цитриняка не будет ни Солохи, ни дьяка, ни чёрта как такового... Эти сюжетные линии опущены. Что взамен? Режиссёр предложил зрителям историю в истории - театр в лицах. Его форма близка к современному театральному жанру балагана. И она достаточно органична Гоголю, поскольку комизм его персонажей заимствован у героев вертепа - народного украинского кукольного театра.

Итак представьте… Украинская деревня: плетень, деревянные бочки, ухваты, рисованные снопы пшеницы… Смех, хохот, веселье… Это собрались вместе парубки и дивчины, словно только вышедшие из шинка старейшины рода. В украинской национальной одежде: вышитые сорочки, яркие шаровары и юбки, сапоги и красные черевики, кубанки и цветочные венки с лентами - великолепны их костюмы (художник-постановщик - Ольга Сидорина). Затевают они не рассказать, а показать историю Вакулы. Распределяют между собой роли - и повествование начинается. «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа...».

Спектакль практически полностью сделан из массовых сцен. Сюжет выстроен так: Первое свидание Вакулы и Оксаны - Его попытка утопиться - Встреча с Пацюком (Игорь Нарожный) - Полёт «в Петембург» - И сватовство к Оксане. Оксана в исполнении Вероники Васильевой не капризна, а скорее, кокетлива. К кузнецу она совсем не равнодушна. Тянется к нему за поцелуем - тот медлит. И вот вроде бы из-за этой своей нерешительности она и поставит ему условие, а Вакула преодолеет свой путь. Кузнец (Антон Ермак) выходит глуповатым от своей любви. И благодаря этому своему «оглупелому» состоянию он проходит все испытания - от несостоявшейся попытки утопиться до оседлания чёрта и радушного приёма у Екатерины II. Нет в нём ни капли отчаяния, страха, сомнения - а какая-то блаженная уверенность в отсутствии каких бы то ни было преград, которая точно панцирь окутывает его. Чёрт (Сергей Денисов) подвижен и в зависимости от перипетии сюжета излишне самоуверен или забавен в своей растерянности. Императрица в исполнении Ольги Решетовой походит на чопорную боярыню. Потёмкин (Игорь Нарожный) высокомерен и вальяжен. Точно передано заложенное Гоголем их безучастное, равнодушное отношение к нуждам запорожцев.

Игра актёров доведена до гротеска. Ситуации, в которых они существуют, утрированы и порой абсурдны. Присутствуют здесь и фарсовые элементы. Так, на муаровой ленте Потёмкина красуются не высшие государственные ордена, а початки кукурузы и лук, монокль императрицы, через который она взирает «на свой нарот», превращён в ножницы, как на троне восседает она на колодце, а зубья её короны - острые перчики. Месяц заменил таз, а снежную метель - белые простыни.

Цитриняк представил музыкальный спектакль (композитор - Борис Кинер). Все актёры поют и танцуют (хореограф - Наталья Воронова), что не так уж и часто случается на белгородской сцене. Всё же, когда речь идёт о «Ночи перед Рождеством», ждёшь несколько иного. Настоящего карнавала - украинских народных песен, хороводов, памятуя о гоголевских письмах к матери, где он просил её рассказать «о колядках», описать свадьбу, хороводные игры…

В целом же в рамках собственной концепции режиссёр достаточно последователен и целостен, а актёры её полностью воплощают. Потоэму всё зависит от того, насколько вы готовы принять его версию «Ночи перед Рождеством», насколько она сможет стать «вашей».

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Михаил МАЛЫХИН (фото)

 #

театр гоголя?

интересно,а автор знает,что театра им. Гоголя уже полгода нет?

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина