Политические карикатуры знаменитых Кукрыниксов
представят белгородцам в преддверии Дня города
Выставку сатирического плаката «История глазами Кукрыниксов» откроют сегодня в Белгородском государственном художественном музее. Перед зрителями предстанут 13 произведений прославленных советских художников, создание которых пришлось на годы Великой Отечественной войны и поствоенный период.
Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов - по первым слогам фамилий и имени последнего художники сложили свой коллективный творческий псевдоним, под которым они обрели признание на родине и всемирную известность, занимая уникальное место в советском культурном процессе. А началось их творческое сотрудничество ещё в студенческие годы: все они приехали в Москву учиться в Высших художественно-технических мастерских и, работая в стенгазете ВХУТЕМАСа, к 1924-му образовали союз.
Из трёх индивидуальных дарований формировался единый фирменный стиль Кукрыниксов. Тематически преобладали карикатуры на героев литературы. Прошло около года от момента образования, и коллектив продолжил развитие в рамках крупных советских СМИ - газете «Правда» и сатирическом журнале «Крокодил». Злободневность, острая социальность, критический пафос, обращённость к народным массам... – здесь рождался новый тип политической карикатуры. К слову, карикатура как комическое или сатирическое изображение какого-либо явления и человека ярко выраженный классовый характер приобрела во второй половине XIX века, а всплеск сатирической журнальной графики в России приходится на революционные 1905-1907-е. Михаил Черемных, Владимир Маяковский, Дмитрий Моор, Виктор Дени, Лев Бродаты, Борис Ефимов, Леонид Сойфертис... - вот некоторые из выдающихся карикатуристов прошлого столетия.
В Великую Отечественную войну Кукрыниксы включились в информационную войну. Их карикатуры влились в сонмище плакатов, которые расходились миллионными тиражами, - они разили как пули и штыки, каждый раз достигая своей цели. Известно, что министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс сулил смертную казнь авторам «Окон ТАСС»: «… будут висеть на фонарных столбах». Образ фюрера выкристаллизовывался, с одной стороны, как монстра, ослеплённого ненавистью, обезумевшего от невыразимой агрессии и жестокости, звериной и безудержной, с другой стороны – крысоподобного существа, жалкого и никчёмного, разлагающегося от ярости. Режим Гитлера и кучки его приспешников представал выпукло и гротескно в своей уродливости. И ничего, кроме отвращения и снисходительного смеха, не вызывал. Карикатуры Кукрыниксов, вызывая подобные чувства и настроения, морально укрепляли советских людей, придавая им силы для жизни и борьбы, веры в победу и надежды на будущее без войны. И после огненных лет в своих произведения они продолжали раскрывать социальную природу войны, протестовать против милитаризма, угрозы неонацизма, политики, преследующей цели нажиться на страдании собственного и других народов.
Тринадцать произведений, составивших основу экспозиции, которые можно разделить по периодам - военных времён («Под Лавалевым сапогом», «Гимлер», «Последний писк парижской моды», «У ворот Восточной Пруссии») и после («Ван Клиберн», «Путь Аденауэра», «Лицо» Бзежинского»…), обращают зрителя к событиям той эпохи, заставляя ощутить тот мощный прилив патриотизма и сил, что испытывали люди, глядя на кукрыниксовские плакаты. «Война глазами Кукрыниксов» собрана из фондовой коллекции БГХМ, куда графические работы поступили в 1986-м из Республиканского центра художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда».
- Комментировать
- 2552 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад