В выставочном зале «Родина» открыта выставка, посвящённая 1150-летнему юбилею государства Российского. Эту знаменательную дату наша страна будет отмечать в грядущем году
Невидимое в видимом - воплощение духовности в объектах реальной действительности - картинах, храмах, в их внутреннем убранстве… Именно этим объединены представленные на выставке художественные произведения, во многом не схожие ни в технике, ни в объекте отображения, ни во времени написания. Их авторы - художники разных школ, поколений, степени известности: Василий Суриков, Сергей Грибков, Леонид Брайловский, Константин Кузнецов, Александр Лактионов, Виктор Молоков, Владимир Аралов, Иван Горохов…
Яркие работы кисти Кузнецова - «Цитадель на берегу реки» и «Москва. Вид на Кремль» - отражают ведущую роль храмового комплекса в кипящем жизнью городе. Подобный сюжет и на картине Горохова «Ярмарка в Можайске». Иллюстрации «Сцены из русской жизни» Земенкова к произведениям Салтыкова-Щедрина несколько выбиваются из тематического ряда, изображая быт русского человека - современника писателя, ориентированного на социально-политический аспект. Храмы становятся центральными «героями» произведений «Храм Василия Блаженного» Брайловского и пастель «Космодемьянская церковь в Суздале» Лактионова. Картина, написанная маслом, «Молодая монахиня за молитвой» Грибкова поражает мастерски созданным образом одухотворённой женщины. Здесь и графический рисунок Сурикова «Покаяние князя», и искусно сделанная копия картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», входящая в цикл, посвящённый Сергею Радонежскому...
Живописные полотна, графические листы, акварели и пастели конца XIX - XX веков, вошедшие в экспозицию, принадлежат меценату и коллекционеру Мкртичу Окрояну. Мкртич Окроевич - основатель культурно-просветительской организации «Институт русской живописи», которая и подготовила эту выставку. Человек, который в 2008-м помог отреставрировать храм Архангела Михаила в посёлке Чураево Шебекинского района.
Кураторы выставки Маргарита Городова, Владимир Ларионов и Марина Венгерова позиционируют её как часть масштабного научно-исследовательского проекта. Его тема - числовой канон в архитектуре древнерусских храмов, перенятый у Византии. Величайшая империя средневекового мира Византия славилась оформленной государственностью, религиозной устойчивостью и ориентацией на христианские, но отличные от западного мира, идеалы, блестяще развитой культурой. Русская Церковь, по сути, являлась ветвью византийской Церкви, а искусство Руси испытало сильнейшее влияние этой цивилизации. Однако, переняв её принципы, русские воплощали их по-своему. Русь - преемница и наследница её традиций. Известно, что русские архитекторы и живописцы ездили туда обучаться. И полученные знания древнерусские зодчие воплощали в строительстве храмов.
Исследованию пропорций, соблюдаемых при создании храмов, посвящено немало научных трудов. В частности этой проблематикой занимались советский историк и археолог, академик РАН Борис Александрович Рыбаков и известный российский зодчий, доктор архитектуры, лауреат Государственной премии РСФСР в области архитектуры Юрий Сергеевич Ушаков. Их изыскания изложены в доступной форме во многих изданиях, в том числе в «Архитектурной математике древнерусских зодчих» и «Ансамбле в народном зодчестве русского Севера». Вполне естественным становится вопрос о новизне исследования Маргариты Городовой.
Получается, что она говорит о том же самом, что и они, только раскрывает эту тему, вводя термин «числовой канон». Кстати, о числовой природе канона - правило, образец - в своём многотомном сочинении «История античной эстетики» писал известный русский философ и филолог, профессор Алексей Фёдорович Лосев, анализируя искусство древнегреческого скульптора Поликлета, который основывал свой художественный метод на определённых пропорциях. И даже, если посчитать «числовой канон» термином, то «архитектурным» он точно не является. Итак, новизна - вопрос первый.
Авторы проекта вкратце рассказали о своих экспедициях на Афон, в Армению, Стамбул, Нижний Новгород, где они измеряли ряд архитектурных памятников византийского и древнерусского зодчества. Полученные результаты представлены в схемах, которые дополняют выставочную экспозицию. Однако представлены лишь планы святынь Новгорода Великого - Софийского собора, Георгиевского собора Юрьева монастыря и собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, церковь Рождества Богородицы в урочище Перынь, церковь Рождества Христова на Красном поле, церковь Спаса Преображения на Нередице, церковь Святого Иоанна Богослова на Витке, церковь Святого Феодора Стратилата на Ручью... В фото- и иллюстративном материале, где запечатлено великолепие выдающихся памятников архитектурного искусства - ротонда Святого Георгия IV в.
в Салониках, центральный свод Софийского собора XI в. в Новгороде, интерьеры монастыря Хора XIV в. и собора Святой Софии VI в. в Стамбуле, фрагменты декора фасадов...
Очень интересный визуальный ряд, однако напрашивается ещё один вопрос: как же конкретно проводились работы по замерам? Ведь всё это действующие церкви, мечети, места, куда стекаются тысячи паломников. И чтобы их изучать, необходимо получить разрешение на исследование и временное закрытие. И это - вопрос второй. Задав их организаторам выставки, я, к сожалению, удовлетворительного ответа так и не получила.
Всё же это не умаляет художественной ценности выставки в целом, которая сомнению не подлежит.
- Комментировать
- 2294 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад