Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Византия и Россия - невидимое в видимом

В выставочном зале «Родина» открыта выставка, посвящённая 1150-летнему юбилею государства Российского. Эту знаменательную дату наша страна будет отмечать в грядущем году

Византия и Россия - невидимое в видимомНевидимое в видимом - воплощение духовности в объектах реальной действительности - картинах, храмах, в их внутреннем убранстве… Именно этим объединены представленные на выставке художественные произведения, во многом не схожие ни в технике, ни в объекте отображения, ни во времени написания. Их авторы - художники разных школ, поколений, степени известности: Василий Суриков, Сергей Грибков, Леонид Брайловский, Константин Кузнецов, Александр Лактионов, Виктор Молоков, Владимир Аралов, Иван Горохов…

Яркие работы кисти Кузнецова - «Цитадель на берегу реки» и «Москва. Вид на Кремль» - отражают ведущую роль храмового комплекса в кипящем жизнью городе. Подобный сюжет и на картине Горохова «Ярмарка в Можайске». Иллюстрации «Сцены из русской жизни» Земенкова к произведениям Салтыкова-Щедрина несколько выбиваются из тематического ряда, изображая быт русского человека - современника писателя, ориентированного на социально-политический аспект. Храмы становятся центральными «героями» произведений «Храм Василия Блаженного» Брайловского и пастель «Космодемьянская церковь в Суздале» Лактионова. Картина, написанная маслом, «Молодая монахиня за молитвой» Грибкова поражает мастерски созданным образом одухотворённой женщины. Здесь и графический рисунок Сурикова «Покаяние князя», и искусно сделанная копия картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», входящая в цикл, посвящённый Сергею Радонежскому...

Живописные полотна, графические листы, акварели и пастели конца XIX - XX веков, вошедшие в экспозицию, принадлежат меценату и коллекционеру Мкртичу Окрояну. Мкртич Окроевич - основатель культурно-просветительской организации «Институт русской живописи», которая и подготовила эту выставку. Человек, который в 2008-м помог отреставрировать храм Архангела Михаила в посёлке Чураево Шебекинского района.

Кураторы выставки Маргарита Городова, Владимир Ларионов и Марина Венгерова позиционируют её как часть масштабного научно-исследовательского проекта. Его тема - числовой канон в архитектуре древнерусских храмов, перенятый у Византии. Величайшая империя средневекового мира Византия славилась оформленной государственностью, религиозной устойчивостью и ориентацией на христианские, но отличные от западного мира, идеалы, блестяще развитой культурой. Русская Церковь, по сути, являлась ветвью византийской Церкви, а искусство Руси испытало сильнейшее влияние этой цивилизации. Однако, переняв её принципы, русские воплощали их по-своему. Русь - преемница и наследница её традиций. Известно, что русские архитекторы и живописцы ездили туда обучаться. И полученные знания древнерусские зодчие воплощали в строительстве храмов.

Исследованию пропорций, соблюдаемых при создании храмов, посвящено немало научных трудов. В частности этой проблематикой занимались советский историк и археолог, академик РАН Борис Александрович Рыбаков и известный российский зодчий, доктор архитектуры, лауреат Государственной премии РСФСР в области архитектуры Юрий Сергеевич Ушаков. Их изыскания изложены в доступной форме во многих изданиях, в том числе в «Архитектурной математике древнерусских зодчих» и «Ансамбле в народном зодчестве русского Севера». Вполне естественным становится вопрос о новизне исследования Маргариты Городовой.

Получается, что она говорит о том же самом, что и они, только раскрывает эту тему, вводя термин «числовой канон». Кстати, о числовой природе канона - правило, образец - в своём многотомном сочинении «История античной эстетики» писал известный русский философ и филолог, профессор Алексей Фёдорович Лосев, анализируя искусство древнегреческого скульптора Поликлета, который основывал свой художественный метод на определённых пропорциях. И даже, если посчитать «числовой канон» термином, то «архитектурным» он точно не является. Итак, новизна - вопрос первый.

Авторы проекта вкратце рассказали о своих экспедициях на Афон, в Армению, Стамбул, Нижний Новгород, где они измеряли ряд архитектурных памятников византийского и древнерусского зодчества. Полученные результаты представлены в схемах, которые дополняют выставочную экспозицию. Однако представлены лишь планы святынь Новгорода Великого - Софийского собора, Георгиевского собора Юрьева монастыря и собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, церковь Рождества Богородицы в урочище Перынь, церковь Рождества Христова на Красном поле, церковь Спаса Преображения на Нередице, церковь Святого Иоанна Богослова на Витке, церковь Святого Феодора Стратилата на Ручью... В фото- и иллюстративном материале, где запечатлено великолепие выдающихся памятников архитектурного искусства - ротонда Святого Георгия IV в.

в Салониках, центральный свод Софийского собора XI в. в Новгороде, интерьеры монастыря Хора XIV в. и собора Святой Софии VI в. в Стамбуле, фрагменты декора фасадов...

Очень интересный визуальный ряд, однако напрашивается ещё один вопрос: как же конкретно проводились работы по замерам? Ведь всё это действующие церкви, мечети, места, куда стекаются тысячи паломников. И чтобы их изучать, необходимо получить разрешение на исследование и временное закрытие. И это - вопрос второй. Задав их организаторам выставки, я, к сожалению, удовлетворительного ответа так и не получила.

Всё же это не умаляет художественной ценности выставки в целом, которая сомнению не подлежит.

 

Екатерина ШАРОНОВА.
Фото Александра БАРЫШЕВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина