Белгородским зрителям предложили дешифровать картины-тексты
сербского художника Милана Сташевича
Престранная птица с изящной головкой, большим телом и на тоненьких ножках - главного героя произведений сербского художника Милана Сташевича невозможно проигнорировать: она повсюду. Приятно назойлива, очень привлекательна и по всему невероятно мудрая, безмолвно ставит птица вопросы, постепенно отвечая на которые, погружаешься всё глубже и в творчество автора, а дальше - в познание себя и бытия. Самобытную персональную выставку картин-текстов Сташевича, крупного мастера и профессора рисунка и живописи Академии художеств в Нови-Саде, представили в выставочном зале «Родина» в минувший понедельник.
Птица - символ, уходящий в глубь веков, непременно встречающийся в различных религиозных системах древних, мифопоэтической традиции, ритуалах… Так птица - добрый знак или, наоборот, несёт смысл негативный? Здесь, конечно, однозначного ответа быть не может, настолько он сложен и вариативен в зависимости от культурной традиции, контекста, эпохи. И всё же чаще благоприятный.
«Элегантная птица», «Серая сказка», «Птица и изобилие»… - птица Милана Сташевича добродушна безусловно. Глядя на неё, вспоминаешь швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, согласно которому птица благодетельна по своей природе, олицетворяет дух или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полёт фантазии. Да, у сербского художника она - и космический дух, помощник Творца, подобно тому голубю, который продиктовал Матфею Евангелие, и проводник в иные миры, и разумный советчик человека, и, возможно, его душа…
Подтверждается это и связями птицы с другими символами, которыми автор также наполняет пространство своих картин - с солярными, то есть относящимися к солнцу, знаками, другими живыми существами, а главное, домом как символом Вселенной, макро- или микрокосмоса («Дом и святая женщина», «Прослойки», «Коричневый дом», «Прозрачный дом», «Дом с глазами», «Воспоминание о доме»…), где все они обитают.
Возникнув из той тёмной бездны, что зовётся нашим подсознанием, птица словно отделилась от наскальной живописи эпохи неолита, от иероглифов древних цивилизаций и перекочевала на полотна Сташевича. Архетип, олицетворение тотемного первопредка - снова вспомним Юнга. Но от смыслов мы уже перешли к стилистике картин сербского автора, многосложной и рафинированной. Что ж, и сам Сташевич - птица элегантная или, на сербский манер, елегантна. Невероятно органично он апеллирует к художникам прошлого, безымянным или известным, беря нужное для себя, отсекая лишнее и трансформируя в своём творчестве, искренне признаваясь в любви к ним, их находкам, открытиям, временам. То, насколько он глубоко погружён в материал и как органично сочетает детали из совершенно разных временных периодов, подчас диаметрально противоположные, потрясает. Сам автор говорит: «Я черпаю вдохновение из многих великих эпох. В первую очередь, это так называемое «подпольное» искусство - древняя наскальная живопись, чьего авторства мы не знаем. Затем - Древняя Греция и итальянский Ренессанс. Что же касается искусства модерна, то здесь мне наиболее близок испанский сюрреалист Хуан Миро» (цитата взята с портала газеты Обнинска «Новая среда»).
Действительно, по произведениям Сташевича можно изу-
чать историю искусства. Выставка-ребус, выставка-загадка, как определила её белгородская художница, преподаватель БГИИК Анна Мамонтова, которую дешифровывать можно бесконечно и всё равно что-то упустишь. Преодолевший огромный отбор элементов и сдобренный тонким юмором, стиль сербского мастера уникален и прозван самим творцом «живописью Мира».
Удивительным образом живопись и графика сочетаются воедино. От графики - формы, линии, которым художник уделяет особое внимание, очень благородный цвет - палитра крайне сдержанная. Сложные земляные коричневые не больше двух-трёх, сложный серый, который является не тоном, а цветом и приобретает живописные качества. Тёплые вкрапления охристого, золотого, коричневого либо холодные - синего, сиреневого… Декоративная яркость - то, что присуще народному творчеству, отсутствует.
Выставка невероятно цельная. Акрил, масло и холст - материалы известные, но насколько мастер интересно их применяет: скажем, акрил он использует не как самостоятельную краску, а как подложку, что добавляет и дополнительной живописности, и «выстраивает» определённую структуру работы. Картину Сташевич не ограничивает багетом - только холст и подрамник. Отсутствие каких бы то ни было дополнительных украшательств - тенденция европейской современности.
Произведения сербского художника экспонируются и находятся в частных и государственных собраниях в Сербии, Хорватии, Черногории, Италии, Франции, Англии, Норвегии, Мексике, Польше, Дании… Белгород - второй после Обнинска (Калужская область) уголок России, где представляют этого автора. Такая возможность появилась благодаря Обществу российско-сербской дружбы нашего города и его председателю Ксении Голуб. Выставка сербского мастера уже третья для «Родины». В галерее состоялись персональные экспозиции его соотечественниц - художниц Аницы Савич в сентябре 2009-го и Ольги Стефанович в мае 2010-го. Пока стихийно, но выкристаллизовывается межкультурный русско-сербский художественный проект - очень успешный, судя по интересу зрителей - который, хочется верить, оформится, и в его рамках нас будут регулярно знакомить с творчеством сербских авторов.
Вернисаж завершится 22 октября.
- Комментировать
- 2532 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад