Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Птица елегантна

Белгородским зрителям предложили дешифровать картины-тексты
сербского художника Милана Сташевича

Птица елегантнаПтица елегантнаПтица елегантнаПтица елегантнаПрестранная птица с изящной головкой, большим телом и на тоненьких ножках - главного героя произведений сербского художника Милана Сташевича невозможно проигнорировать: она повсюду. Приятно назойлива, очень привлекательна и по всему невероятно мудрая, безмолвно ставит птица вопросы, постепенно отвечая на которые, погружаешься всё глубже и в творчество автора, а дальше - в познание себя и бытия. Самобытную персональную выставку картин-текстов Сташевича, крупного мастера и профессора рисунка и живописи Академии художеств в Нови-Саде, представили в выставочном зале «Родина» в минувший понедельник.

Птица - символ, уходящий в глубь веков, непременно встречающийся в различных религиозных системах древних, мифопоэтической традиции, ритуалах… Так птица - добрый знак или, наоборот, несёт смысл негативный? Здесь, конечно, однозначного ответа быть не может, настолько он сложен и вариативен в зависимости от культурной традиции, контекста, эпохи. И всё же чаще благоприятный.

«Элегантная птица», «Серая сказка», «Птица и изобилие»… - птица Милана Сташевича добродушна безусловно. Глядя на неё, вспоминаешь швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, согласно которому птица благодетельна по своей природе, олицетворяет дух или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полёт фантазии. Да, у сербского художника она - и космический дух, помощник Творца, подобно тому голубю, который продиктовал Матфею Евангелие, и проводник в иные миры, и разумный советчик человека, и, возможно, его душа…

Подтверждается это и связями птицы с другими символами, которыми автор также наполняет пространство своих картин - с солярными, то есть относящимися к солнцу, знаками, другими живыми существами, а главное, домом как символом Вселенной, макро- или микрокосмоса («Дом и святая женщина», «Прослойки», «Коричневый дом», «Прозрачный дом», «Дом с глазами», «Воспоминание о доме»…), где все они обитают.
Возникнув из той тёмной бездны, что зовётся нашим подсознанием, птица словно отделилась от наскальной живописи эпохи неолита, от иероглифов древних цивилизаций и перекочевала на полотна Сташевича. Архетип, олицетворение тотемного первопредка - снова вспомним Юнга. Но от смыслов мы уже перешли к стилистике картин сербского автора, многосложной и рафинированной. Что ж, и сам Сташевич - птица элегантная или, на сербский манер, елегантна. Невероятно органично он апеллирует к художникам прошлого, безымянным или известным, беря нужное для себя, отсекая лишнее и трансформируя в своём творчестве, искренне признаваясь в любви к ним, их находкам, открытиям, временам. То, насколько он глубоко погружён в материал и как органично сочетает детали из совершенно разных временных периодов, подчас диаметрально противоположные, потрясает. Сам автор говорит: «Я черпаю вдохновение из многих великих эпох. В первую очередь, это так называемое «подпольное» искусство - древняя наскальная живопись, чьего авторства мы не знаем. Затем - Древняя Греция и итальянский Ренессанс. Что же касается искусства модерна, то здесь мне наиболее близок испанский сюрреалист Хуан Миро» (цитата взята с портала газеты Обнинска «Новая среда»).

Действительно, по произведениям Сташевича можно изу-
чать историю искусства. Выставка-ребус, выставка-загадка, как определила её белгородская художница, преподаватель БГИИК Анна Мамонтова, которую дешифровывать можно бесконечно и всё равно что-то упустишь. Преодолевший огромный отбор элементов и сдобренный тонким юмором, стиль сербского мастера уникален и прозван самим творцом «живописью Мира».

Удивительным образом живопись и графика сочетаются воедино. От графики - формы, линии, которым художник уделяет особое внимание, очень благородный цвет - палитра крайне сдержанная. Сложные земляные коричневые не больше двух-трёх, сложный серый, который является не тоном, а цветом и приобретает живописные качества. Тёплые вкрапления охристого, золотого, коричневого либо холодные - синего, сиреневого… Декоративная яркость - то, что присуще народному творчеству, отсутствует.

Выставка невероятно цельная. Акрил, масло и холст - материалы известные, но насколько мастер интересно их применяет: скажем, акрил он использует не как самостоятельную краску, а как подложку, что добавляет и дополнительной живописности, и «выстраивает» определённую структуру работы. Картину Сташевич не ограничивает багетом - только холст и подрамник. Отсутствие каких бы то ни было дополнительных украшательств - тенденция европейской современности.

Произведения сербского художника экспонируются и находятся в частных и государственных собраниях в Сербии, Хорватии, Черногории, Италии, Франции, Англии, Норвегии, Мексике, Польше, Дании… Белгород - второй после Обнинска (Калужская область) уголок России, где представляют этого автора. Такая возможность появилась благодаря Обществу российско-сербской дружбы нашего города и его председателю Ксении Голуб. Выставка сербского мастера уже третья для «Родины». В галерее состоялись персональные экспозиции его соотечественниц - художниц Аницы Савич в сентябре 2009-го и Ольги Стефанович в мае 2010-го. Пока стихийно, но выкристаллизовывается межкультурный русско-сербский художественный проект - очень успешный, судя по интересу зрителей - который, хочется верить, оформится, и в его рамках нас будут регулярно знакомить с творчеством сербских авторов.
Вернисаж завершится 22 октября.

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Михаил МАЛЫХИН (фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина