В Белгородском государственном художественном музее продолжает работатьуникальная выставка из фондов Тверской картинной галереи - одной из старейших в России.
Её коллекция начала формироваться ещё в 1886 году. А сегодня тверское собрание охватывает всю историю русского изобразительного искусства. Естественно, показать белгородцам разом все эти сокровища (несколько тысяч работ!) было бы просто невозможно. И тогда нам подарили редкий случай: совершить «паломничество» в мир русской живописи конца XVIII - первой половины XIX века, то есть в то время, когда и в нашей литературе, и в музыке, и в живописи правил бал романтизм. Отсюда и название выставки «Романтическая Россия».
Интересно, что изначально она была подготовлена для экспозиции во Францию. И прошла там, что называется, на ура. Что уж говорить о россиянах, для большинства из которых имена Венецианова, Кипренского, Тропинина, Щедрина, Айвазовского вызывают безоговорочный восторг. Но уникальность этой выставки не только в количестве блистательных имён, собранных в одном зале, но ещё и в самой её концепции. Период первой половины XIX века стал особой вехой для русской культуры, когда господствовало всё французское. Достаточно вспомнить, что с будущим «солнцем русской поэзии» А.С.Пушкиным по-русски говорили только верный дядька - воспитатель Никита Козлов и незабвенная няня - Арина Родионовна Матвеева. Неудивительно, что свои первые стихи юный лицеист писал только по-французски.
И он ли один? Даже нашествия Наполеона не поколебало французских пристрастий в русском обществе. И тем не менее, именно в это время в мастерских художников начало зарождаться русское национальное искусство, явленное прежде всего в «непарадных» портретах своих современников.
И именно они составляют основополагающий стержень выставки «Романтическая Россия». Перед нами не царствующие особы, не придворные любимицы (хотя князья и графья тоже встречаются), а люди разных сословий: мастеровые, мещане, купцы… Как интересно рассматривать их лица, детали костюма, фантазировать судьбу, характер… Кстати, многие обратили внимание, насколько костюмы женщин среднерусской полосы отличаются от нарядов жительниц нашего края, которых, к сожалению, никто из великих не запечатлел в своё время на своих полотнах.
Ну, а тверскому краю можно только позавидовать. Он всегда был заповедным для художников. Кто только из них творчески не вдохновлялся здесь: Репин, Левитан, Рерих, Радлов… Вдохновляются и теперь… А в своё время именно в тверской деревне жил и работал родоначальник бытового жанра в русской живописи А.Г.Венецианов, здесь же открыл он и первую школу для своих учеников - художников из народа. Самыми талантливыми из которых стали А.Тыранов и Г.Сорока. Их работы тоже представлены в экспозиции. Например, среди произведений Г.Сороки не только картины «Христос, благословляющий детей», «Вид на усадьбу «Островки» с Большого острова», но и портрет своего учителя А.Г.Венецианова. Смотришь на них, и ком в горле - такое тихое умиротворение, такая лирическая созерцательность… Будто и не было в его судьбе всепоглощающей борьбы за свободу из крепостного рабства, бушующих страстей, душевных срывов, страшной гибели...
Впрочем, ученикам А.Г.Венецианова всё-таки повезло. В истории отечественной живописи остались их имена. А сколько на этой выставке прекрасных работ с подписью «неизвестный художник», что может означать только одно: крепостной. Человек, не имевший права (а может просто и не умевший?) поставить подпись под своим произведением.
Однако «Романтическая Россия» - это не только собрание замечательных портретов с незабываемыми лицами, но и пейзажные работы, а также композиционные картины на религиозную тему. Я намеренно не называю какие-то отдельные произведения, поскольку интересно всё! Так не лишайте же себя радости встречи с прекрасным и обязательно посетите выставку «Романтическая Россия». Выставка продлится до 20 октября.
- 1453 просмотра
Отправить комментарий